Похороны демократии

739

Инфографика RIA.RU
Парламентским выборам в Украине невозможно дать одну-единственную оценку. Несмотря на отличную техническую подготовку к голосованию, внятный реестр избирателей, открытый партийный список и видеонаблюдение на участках - рядом с этим соседствовала дезинформация избирателей и активное использование админресурса. Самая большая неоднозначность выборов заключается в их двойственной системе. На этот раз выборы по партийным спискам проходили показательно для Запада, а вместе с ними проходили мажоритарные выборы в традиционном для 90-х годов стиле.

Партийные выборы прошли в рамках демократического минимума политических взглядов. Действительно, мы наблюдали конкуренцию между партиями. Украинскому избирателю была предоставлена возможность выбрать из большого списка равных партий, которые хотя и имели ограниченный доступ к СМИ, но при старательной работе все же имели возможность донести людям основы своих программ. В идеологическом спектре партийных выборов также было немало новых моментов. Прежде всего, информационный портал job-sbu.org отмечает отсутствие партий, которые бы действительно отстаивали демократические ценности. Это видно и по победителям нынешних выборов. Согласно предварительном результатам в парламент прошли коммунисты и нацисты, представляющие идеи тоталитаризма, Партия регионов, не имеющая никакой идеологической направленности, а также лидерско-популистские персональные партии «Батькивщина» и «Удар». За тоталитарные идеи украинцы отдали 25% голосов. Это в очередной раз свидетельствует о том, что эпоха посткоммунизма канула в небытие, а люди уже готовы к новой диктатуре. Еще одним сюрпризом стало то, что впервые в истории Украины относительное большинство получило именно руководящая партия. Немалая часть украинских избирателей согласны расплачиваться своими политическими и экономическими правами в обмен на хотя бы призрачную стабильность. Бывшие национал-демократы на этот раз окончательно потеряли право на обладание дополнением «демократические». Объединенная Оппозиция обратила все содержание своей избирательной кампании лишь на права своих лидеров. Как минимум сотни тысяч украинцев, которые так или иначе подвергаются преследованиям правоохранителей с использованием тех же самых процедур не вызвали интереса со стороны оппозиционеров. При этом своих избирателей Объединенная Оппозиция пыталась привлечь при помощи националистических лозунгов, еще сильнее раскалывая общество. Эта кампания вполне логично завершилась подписанием соглашения с ВО «Свобода». Ядерная смесь популизма и национализма помогла объединенным оппозиционерам получить почти 25% голосов.

Отстраненность «Удара» от оппозиционеров и представление себя в качестве третьей силы позволила и ударовцам привлечь около 13% украинских избирателей. Впрочем, переход «Удара» в хвост объединенным оппозиционерам может нивелировать бравирование припиской «третья сила» и превратить в еще один придаток Яценюка. Впрочем, если бы ударовцы смогли удержать Кличко от его публичных речей они могли бы увеличить свою поддержку, но, похоже, в партии одного человека этого не будет.

В итоге мы получили в парламенте партии, которые вполне достойно смогут похоронить демократическое будущее Украины. В итоге партийных выборов в стране сохранилась иллюзия демократии и того, что в ней по-прежнему есть идеологический плюрализм и политическая конкуренция. Тем не менее, на самом деле в системе нет ничего подобного.

В одномандатных округах политическая борьба вновь возвращается к лучшим традициям лихих 90х. Согласно выводам политологов и анализ, проведенному весной 2012 года было определено что граждане возлагают больше надежд как раз на мажоритарные выборы, ведь по итогам партийных выборов с закрытыми списками 2006 и 2008 годов связь избирателя с политиком была разорвана. Страна стала гиперцентрализованной, а граждане были лишены даже минимума самоуправления, что и привело к тому, что люди стали считать мажоритарные выборы справедливыми. Порой такие выборы воспринимались как время, когда у конкретного политика можно было выпросить поддержку своих интересов. При этом мажоритарные выборы не имели связи с каким-либо внятным политическим содержанием и на самом деле не представляли интересов групп избирателей. Они лишь давали социально-психологическое осознание того, что избирателю дают возможность выбрать конкретного человека, а не список незнакомых людей.

Впрочем именно в рамках одномандатных выборов выявились самые жесткие формы нарушения правил. Все началось еще с «нарезки» округов, переводом бюджетных средств на местные проекты, призванные поддержать провластных кандидатов, а также подкупа избирателей, и наконец завершилось пересчетом результатов голосования каждым по-своему. Что интересно - на мажоритарных округах протестного избирателя с легкостью направили в поддержку именно тех кандидатов, которые как раз и послужили инициаторами причин тех самых протестных настроений. Возвращение мажоритарных выборов изначально было связано с ожиданием вживую пообщаться с будущими депутатами, но в итоге все закончилось очередным полным разочарованием не только в кандидатах, но и в политике в принципе. Наибольшее разочарование заметно в урбанизированном юго-востоке. Несмотря на это мажоритарные выборы все же позволили провести в парламент некоторое количество достойных людей, впрочем, результативность их работы при таком парламентском составе и этих партиях становится под большим вопросом.

На этот раз парламентские выборы изначально проходили с мнением избирателей о том, что эта Рада ненадолго. Впрочем, учитывая что все самое долго происходит как раз с таким мнением, то можно смело ожидать, что ближайшие четыре года ничего демократического в стране не будет. несмотря на то что «Свобода» и «Удар» готовы сложить мандаты, они все же оговорились, что ждут решения Объединенной Оппозиции, которая наверняка откажется от этой идеи, ведь в выборы были вложены хорошие деньги и второй раз их могут не дать. Впрочем, и со стороны «Свободы» и «Удара» это вероятно тоже популизм, так как им сложении мандатов также невыгодно и возможно даже в большей степени, чем «Батькивщине».

В этот раз существенно возросло количество граждан, которые скрывают свой выбор даже для анонимных опросов. Таким образом, люди прекрасно понимают, к чему идет дело, и предпочитают практику индивидуального выживания. Похоже, что в стране вновь возвращается двадцатый век, а демократическое будущее под сомнением. УНР, ЗУНР и УССР могут снова вернуться, пусть и в стенах Верховной Рады.