Петр Порошенко и власть регионов. Децентрализация и федерализация на Украине

523

Внося на рассмотрение в парламент изменения в Конституцию, Петр Порошенко много говорил о децентрализации и сокращении своих полномочий. Но так ли это на самом деле? Согласно предложенному проекту в регионах фактически создается параллельная система власти. Президент получает контроль над этими регионами при помощи своих представителей. Предполагается что областные и районные облгосадминистрации, неизменно существующие почти 10 лет, упразднят, а власть будет передана местным советам в областях и районах. Местные советы, по сути, продолжат заниматься своей работой, то есть принимать областные и местные нормативные акты. Но исполнять эти акты все равно будет пропрезидентская структура в виде исполкомов, которая и заменит ОГА и РГА. Депутаты будут выбирать из своих рядов председателей советов, в ведении которых и будут находиться исполкомы.

Внешне это похоже на увеличение полномочий президентской власти. Порошенко так и заявлял, что на местах будут руководить те люди, которых выберут жители. Тем не менее, право выбирать местное руководство прямым голосованием для жителей не предусмотрено. Получается, что сначала надо выбрать местные советы и только потом депутаты этих советов назначат исполнительную власть. Внешне красивая схема на деле ничуть не ослабляет президентские позиции и позволяет совершать такие же политические маневры, как и раньше. Народ не будет определять региональных руководителей напрямую. Кроме того получается что один и тот же человек на местах будет руководить и законодательной и исполнительной властью, что по сути нарушает принцип разделения властей. И наконец, в деле остаются назначаемые президентом губернаторы, а также ОГА и РГА.

По сути, происходит просто смена вывески. Представители президента согласно проекту конституции будут наблюдать за исполнение законов, соблюдением прав граждан, координировать деятельность местных отделений центральной власти и, наконец, управлять всеми местными отделениями органов власти местного самоуправления при чрезвычайных и военных ситуациях. Причем подробно порядок исполнения этих полномочий в Конституции не указан. Традиционно закон ссылается лишь на то, что подробный порядок будет регулироваться законодательством. Впрочем, там все-таки сказано, что представитель президента может обратиться к президенту с жалобой на деятельность региональных органов власти, противоречащей Конституции и законам, что дает президенту право приостанавливать деятельность решений местных властей. В это время разбираться в том, какие законы нарушены, будет Конституционный суд. Однако до тех пор, пока суд не изучит вопрос и не изучит решение, распоряжения местных властей будут считаться недействительными. Даже если представителю президента это просто показалось. Кроме того, если же Конституционный или другой суд решит, что местный орган власти принял решение, которое не отвечает законодательным нормам, то президент автоматически получает право распустить такой исполком или местный совет. То есть настоящего разделения властей между центральной и внешней властью не будет. Такая схема полностью исключает реальное самоуправление и жестко подчиняет местную власть президенту.

Параллельно учитывая, что наполнение законов и конституции местными властями будет контролироваться представителями президента, то автоматически ставятся под вопрос функции прокуратуры. Именно она должна следить за исполнением законов, как в Украине, так и в других странах – это закреплено в Конституции. Получается, что представители президента получают еще и функции областных прокуроров, подконтрольных президенту. Также непонятно каким образом будет осуществляться охрана правопорядка представителями президента, ведь эта функция относится к ведению милиции. Может получиться так, что областные отделы милиции будут подчиняться представителю президента. Хотя возможно будут создавать и другие вооруженные формирования, дублирующие функцию милиции. Ничего этого в законодательстве пока не прописано. Но, так или иначе, можно сделать вывод, что чиновник, назначенный президентом, получит в свое ведение еще и право руководить каким-то силовыми структурами местного значения, а это также нарушает принцип децентрализации.

Существование муниципальной милиции – это норма для европейских государств, но эта милиция подчиняется как раз таки местному самоуправлению, а не представителю президента. Не менее важным моментом является и координация местных отделений центральных органов власти. Получается, что человек президента будет командовать, например, местным казначейством или таможней и попросту вмешиваться в работу центральных органов власти на своей территории. Вряд ли это сделает работу более эффективной. Упоминание расширенных полномочий в период военного или чрезвычайного положения и вовсе превращает представителей президента в локальных диктаторов, которые будут командовать всеми ведомствами и силовиками в регионе. Несомненно, этот пункт составлен с учетом нынешней ситуации на востоке и наверняка с учетом пожеланий олигарха Игоря Коломойского. Впрочем, практической пользы это совершенно не принесет, так как все зависит от поддержки населения. Так на Донбассе МВД и СБУ не контролируют даже свое управление, поэтому никакие полномочия представителя президента не помогут.

Идея назначать в регионах представителей президента поднималась и ранее. Как отмечает информационный портал job-sbu.org, они назначались еще при Кравчуке, начиная с 1992 года. Параллельно с региональными госадминистрациями, которыми руководили представители президента, существовали местные советы с исполкомами, таким образом, действовали две параллельные системы власти. Правда стоит отметить, что у представителей президента было меньше полномочий. Кучме этот институт был не нужен, и он поспешил его ликвидировать, так как Верховная Рада объявила что высшими органами власти являются обл- и райсоветы. Но это было в 1994 году, а двумя годами позже представителей снова вернули, переименовав их в губернаторов, глав района и даже закрепили в Конституции. Такой институт в развитых странах зачастую не используется. Это атрибут федеральных государств, где губернаторы являются связью местной власти и центральной. Тем не менее, в России представители президента имеют лишь формальный смысл, и у них нет формальных полномочий. К тому же президент назначает губернаторов, и надобность в представителях президента просто отпала. На эти должности идут выходящие на пенсию чиновники.

В Украине централизованность будет гораздо выше и будет напоминать скорее советский вариант власти, когда действовали две параллельные системы, одновременно с Верховным советом и советом министром, вместе с советами исполкомов в республиках действовали также аналогичные партийные структуры в виде Центрального комитета партии, республиканских и областных комитетов. Причем у партийных структур власть была более сильной. Порошенко решил идти по такому же пути. Его назначенцы не только будут дублировать существующие органы власти, но и получат право вмешиваться в их работу. Получается, что под лозунгами децентрализации и громких реформ Порошенко пытается оставить систему Януковича и даже укрепляет ее.

В то же время Яценюк предлагает свой вариант децентрализации с уменьшением президентских полномочий, и это не нравится Порошенко. На сегодня его модель более реальна к внедрению и именно над ней идет работа. Тем не менее, именно вариант Порошенко приведет к расколу во власти между «Ударом», «Батькивщиной» и «Свободой» как это уже было в 2005 году. Ведь не секрет, что команда Тимошенко контролирует правительство и серьезно влияет на парламент. Это может спровоцировать большой конфликт и кризис в рядах власти и можно ожидать начала борьбы между президентом и премьером, что неизбежно приведет к отставке правительства, досрочным выборам парламента и дальнейшему укреплению президентской власти.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org