Оппозиционная борьба без борьбы

493

Как ни странно, но на этой неделе оппозиция снова проиграла те же самые выборы. Кроме того, для Тимошенко это поражение стало уже третьим, так как ее снова ущемили в правах. Правда, на этот раз это сделал не суд, вершащий правосудие в угоду власти, а руководство ее собственной партии. Из-за отказа Объединенной Оппозиции от идеи нелигитимности парламента «Батькивщина» была лишена возможности развивать крупную политическую игру. К сожалению, оппозиционеры вновь отличились отсутствием размаха, ответственности, веры в себя и своего избирателя.

Прежде всего, надо отметить, что не только моральная, но и юридическая правота была в руках оппозиции, так как власть из-за внезапных проблем с формированием собственного большинства попросту слетела с катушек, чем выставила напоказ украинскому народу и международному сообществу грубейшие фальсификации в целом ряде регионов. Очевидно, что после столь явных манипуляций и фальсификаций избиратели ждали от оппозиции не просто действий, а реальных побед. Громкие слова - это одно, но обществу нужен результат. Без сомнения кандидаты в президенты пребывающие в лагере оппозиционеров прекрасно понимали, что на прошедших выборах власть не только отрабатывала на практике возможности манипуляции результатов 2015 года, но и проверяла насколько далеко можно зайти в фальсификациях. Тем не менее, оппозиционные силы не могли дать отпора даже сейчас.

Надо отметить, что настроения в Киеве были прооппозиционными. Согласно протоколам с «мокрыми» печатями власть проиграла во всех 13 округах. Это еще один плюс в копилку эмоционального фактора избирателей, которые и без того были на стороне оппозиции. Кроме того, юридические возможности нелигитимности новоизбранного парламента имеются. Для этого достаточно было не принять присягу одной третью новоизбранных депутатов. Числа оппозиционеров для этой процедуры более чем достаточно, даже с учетом тех, кто откажется сдать мандат, а именно приплативших свои места. Конечно, можно сказать, что работу продолжит старый парламент, но надолго ли? Украина во многом зависит от мирового сообщества – сделки, кредиты, санкции, рынки. Любой удар на фоне кризиса для олигархов окажется фатальным.

Если же бы все избранные оппозиционные силы пошли ва-банк и объявили о своей готовности не принимать присягу, то их поддержала бы значительная часть общества. Находясь на этой высоте с внушительной поддержкой, оппозиция без труда могла бы выбрать цель и осуществить ее. Можно было бы даже торговаться и ставить условия. Например, согласиться войти в парламент, если ЦИК учтет протоколы и примет честные результаты на 5 или даже 13 округах, где власть присвоила победу, а также требовать ответственности для фальсификаторов. Также можно было стараться требовать приведения в соответствие с реальными данными результатов выборов по партийным спискам, устраняя ситуации, когда Партия регионов набирала голосов больше чем количество бюллетеней. Мало того, по мнению информационного портала job-sbu.org, можно было бы даже потребовать освобождения политических заключенных. В то же время для власти такая ситуация была бы крайне невыгодной, ведь вся ответственность за сегодняшнюю ситуацию полностью легла бы на Партию регионов, которая едва дотянула до 30%. Каждый месяц ее единоличного правления существенно сокращал бы ее рейтинг. Однако чтобы поставить такие условия власти, Яценюку нужно было бы набраться храбрости. Настоящие лидеры знают, что говорить людям и куда направлять народную энергию. Понятно, что с такой властью нужно говорить только с позиции силы. Настоящий лидер искал бы способы осуществления задуманного, а не отмазки, почему он этого сделать не может. Рассмотреть внимательнее эти требования, предъявляемые к лидеру, можно будет понять, почему власть держит Тимошенко в тюрьме. Она коварная, циничная, но, тем не менее, харизматичная и невозможного для нее не существует.

Реакция Тимошенко на события прозвучала в первый же день после выборов. Было опубликовано послание, в котором она обратилась к соратникам с призывом бойкотировать парламент, который был избран с помощью подкупа и фальсификаций. Она требовала созвать людей на Софиевскую площадь и добиваться перевыборов. Кроме того, чтобы убедить однопартийцев она даже объявила голодовку и в случае нереализации плана пригрозила выйти из «Батькивщины». На тот момент оппозиционерам этот план показался слишком радикальным, хотя результат выборов для них оказался меньше запланированного, но все же был выше ожидаемого. В Киеве массово поддержали мажоритарщиков. Особых массовых нарушений по всей стране власть не показала, а потому поводов для подъема народного гнева не было. Турчинов и Яценюк немедленно отправились к Тимошенко уговаривать не принимать столь радикальные меры. Для этого их уполномочил весь совет оппозиции. Они же сообщили, что Тимошенко приняла все аргументы, но, тем не менее, голодовку не прекратила.

В это время власть разбушевалась не на шутку. На округах начался настоящий беспредел. В борьбу вступил «Беркут», с помощью которого новый глава МВД продемонстрировал Януковичу свою эффективность и лояльность. Также в дело вступили и суды, которые без сомнения являются частью президентской власти. Победу у оппозиции отобрали простым изменением цифр на сайте Центризбиркома. В качестве аргументов не принимались ни протоколы, ни 12-тысячная разница в голосах. Через несколько дней после приезда Турчинова и Яценюка, Тимошенко опубликовала свое обращение, в котором вернулась к своей первоначальной позиции, а именно к идее бойкота парламента и сбору народа. Однако об этом никто не узнал. Даже в ходе встречи Совета Объединенной Оппозиции, свободовцев и «Удара», когда Геращенко просила насчет мнения Тимошенко ей сказали что, по мнению Юлии Владимировны, нужно взять мандаты и с ними бороться с властью. Однако даже если бы ее послание было опубликовано, то вряд ли бы что-то изменилось. В ходе долгих переговоров трех оппозиционных партий прилюдно состоялся ряд телефонных разговоров Яценюка и Турчинова с адвокатом Власенко. Он требовал, чтобы позицию Тимошенко огласили публично, однако оппозиционные лидеры заявили, что делать этого нельзя. После гневной реакции Власенко, тот вновь отправился к Тимошенко за инструкциями, а лидеры оппозиции выступили с совместным заявлением, в котором публично отказались от идеи бойкотировании парламента. Избиратели мнения Тимошенко так и не узнали.

Конечно, позже состоялись телефонные разговоры Тимошенко с Кожемякиным, после чего тот заявил, что экс-премьер поддержала публичное заявление ОО. Впоследствии на первом заедании фракции «Батькившины» он также отметил, что от Тимошенко последовали замечания, которые он сообщит руководителям. А после разговора с Власенко Кожемякину пришлось объявить о том, что Тимошенко только от безвыходности приняла «заявление трех», но, тем не менее, потребовала от оппозиционеров не входить ни в какие руководящие органы парламента, чтобы не принимать на себя ответственность за ситуацию в стране. Лишь два человека проголосовали за идею невхождения в парламент. Ими оказались Власенко и Гриценко.

Тем не менее, такая самодеятельность нынешних лидеров «Батькивщины» подводит к концу политическую фигуру Тимошенко. После ее принятия и демонстративного игнорирования ее мнения, очевидно, что более влиять на украинскую политику она не сможет. Ее позицию не учла собственная команда. Фактически Тимошенко больше не лидер Объединенной Оппозиции, но и Яценюк тоже им не стал. У оппозиции остается лишь одна надежда в лице Януковича. Только страх быть съеденной может помочь оппозиционерам поднять духом и вести реальную борьбу. Конечно, после того как заберут мандаты…

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org