Новый виток майдана: военно-гражданский конфликт

423

Перемирия в центре Киева как не бывало. На майдане снова идут боевые действия. О количестве пострадавших и убитых есть только приблизительные цифры, которые сильно разнятся. По словам оппозиции, которая традиционно обвиняет власть, драку спровоцировал «Беркут», однако в действительности на компромисс не соглашался ни один из лидеров Майдана. По мнению политологов, ни Яценюк, ни Тягнибок, ни Кличко не имеют контроля над протестующими. В рядах майдановцев слишком много командиров, которые являются сами себе начальниками и получается, что события идут самотеком. Тем не менее, попытки урегулировать все мирным путем еще можно было продолжать, по крайней мере, снова сесть за стол переговоров. Спикер парламента Владимир Рыбак заявил, что на 19 февраля запланирована встреча президента с лидерами оппозиции, где они будут обсуждать митинг, происходящие беспорядки, состав правительства и выборы. А также одним из вопросов будет являться обсуждение ситуации после майдана.

Эксперты считают, что нынешнее противостояние может повлечь несколько последствий. Возможно радикальные группировки, которые устроили беспорядки, попытаются захватить парламент и администрацию президента, после чего устроят самосуд. Похожие события уже происходят и с милицией и с регионалами. Не исключено что аналогичный сценарий может ждать и оппозиционеров. В результате страна может погрузиться в хаос и скорее всего разделится на две части. По второму варианту радикализация группировок встретит сопротивление власти. «Беркут» уже разогнал майдан, но может продолжить очищать киев от митингов до полного вытеснения. Власть может попытаться через парламент снять неприкосновенность с депутатов оппозиции и открыть уголовные дела за государственный переворот. В таком случае наказание понесут абсолютно все участники событий. В любом случае ничего хорошего ждать не приходится и в любом случае кто-то должен понести ответственность за жертвы. Несомненно, даже в случае компромисса от оппозиции некоторые радикальные группировки все равно пойдут до конца, так как будут опасаться репрессий даже со стороны новой власти. Применяемая сила будет только подогревать их и увеличивать конфликт.

Ситуация стремительно ухудшается, и во многом потому что политики не представляют своих дальнейших действий. Учитывая, что они оторваны от реальности, неминуемы и ошибочные решения. Обеим сторонам следует углубиться к мирному сценарию выхода из кризиса. Также придется кому-то взять на себя ответственность за то, что будет происходить в дальнейшем, чтобы продемонстрировать контролируемость ситуации. Естественно конфликт, прежде всего, должны остановить протестующие, которые нападают на силовиков, однако власти следует тщательно контролировать любые случайные выпады после начала перемирия и не провоцировать эскалацию конфликта. Одной из проблем является то, что оппозиция на сегодняшний день просто не может гарантировать абсолютно ничего и никакие договоренности с ней совершенно не означают, что это договоренности с майданом. Некоторые радикальные группировки не подчиняются оппозиции, однако для того чтобы можно было найти компромисс его должны гарантировать обе стороны. В случае если силовики смогут отодвинуть радикалов от майдана может установиться некоторое затишье, а выигранное время можно использовать для переговоров. Вряд ли власть захочет пересажать всю оппозицию. И, скорее всего начнет отлавливать боевиков и провокаторов. Однако силовое решение вопроса должно быть быстрым. И отстранять радикалов необходимо до конца.

В течение прошедших двух недель у сторон конфликта было достаточно времени, чтобы прийти к единому решению или хотя бы обозначить тот ряд проблем, которые нужно решить. Однако каждая из сторон настаивала на своем, не пытаясь искать выход. Ни власть, ни оппозиция не предприняли никаких мер, чтобы избежать жертв. Власть явно собиралась тянуть время, а оппозиция просто ничего не могла сделать, так как не контролирует майдан, а попросту блефует. Скорее всего, лидеры оппозиции выражали мнение западных государств и представляли собственные интересы. Власть по-прежнему не видит какой-то конкретной тактики своих дальнейших действий. К тому же Янукович не видит, с кем он ведет разговор, так как оппозиция, по сути, не представляет майдан. На самом деле переговоры нужно было вести не с оппозиционной троицей, которая имеет минимальную поддержку, как в стране, так и на майдане, а какими-то представителями протестующих. Теперь происходящее вышло за рамки правового регулирования и плавно переходит в гражданский конфликт. Перед властью стоит сложная задача пытаться не допустить новых жертв и искать выход из ситуации. Очевидно, что теперь есть потребность в посредниках, причем как в западных, так и российских. Только так можно будет избежать эскалации конфликта.

Европейские же политики традиционно осуждают происходящее в Украине и пытаются призывать политиков украинских снова вернуться к переговорам. Выражается обеспокоенность по поводу применения насилия в отношении государственных и партийных зданий. Европа пытается вернуть Украину к парламентскому процессу и возложить ответственность на политических лидеров. По мнению европейских политиков, выходом может стать коалиционное правительство, реформы и подготовка к президентским выборам. Однако проблема в том, что такой вариант не устроит радикальные группировки…

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org