Новый генпрокурор Украины Ирина Венедиктова: запрос на правосудие или президентский инструмент влияния?

572

Впервые в истории Украины должность генерального прокурора заняла женщина. Главой ГПУ стала 41-летняя Ирина Венедиктова, которая с декабря 2019 года занимала пост директора ГБР.

Прежде всего, стоит отметить несколько важных моментов в её назначении на должность генпрокурора. Во-первых, получить кресло главы ГПУ она смогла благодаря закону, который принимался, так сказать, специально под Юрия Луценко, который не имел профильного образования и не мог в принципе претендовать на эту должность. Ирина Венедиктова, хоть и доктор юридических наук, но ни дня не работала в органах прокуратуры, в связи с чем не имеет необходимого опыта, что может быть чревато в сложившейся ситуации в Украине.

Второй особенностью назначения Венедиктовой на эту должность является то, что за её кандидатуру проголосовали не все депутаты фракции «Слуга народа», что говорит о растущих разногласиях в партийных рядах «зелёных». Фактически президент Зеленский смог усадить Ирину Венедиктову в кресло только благодаря парламентским группам «За будущее» и «Доверие».

Ещё в начале месяца, находясь на посту директора ГБР, Ирина Венедиктова выступила в Верховной раде с критикой в адрес генпрокурора Руслана Рябошапки. Она заявила, что из-за бездеятельности ГПУ фактически заблокированы расследования более чем тысячи уголовных дел, материалы по которым подготовило Государственное бюро расследований. Венедиктова пожаловалась, что из-за ГПУ, которая не назначает процессуальных руководителей, заблокирована работа её ведомства.

После своего избрания 17 марта Ирина Венедиктова выступила перед народными депутатам в парламенте. Буквально сразу же новоизбранная глава ГПУ заявила, что не будет «продавать дела», не будет «сливать дела», не будет возвращать «прокурорских оборотней». Также Ирина Венедиктова пообещала, что сделает прокуратуру независимым европейским институтом права.

Сразу после выступления генпрокурора народные депутаты задали основные вопросы, касающиеся перспективной работы ГПУ. По сути, этим парламентарии показали, что в современной Украине назрел очень большой запрос на правосудие.

Порошенко: посадить нельзя помиловать
Основное беспокойство не только у депутатов «Слуга народа» из так называемой группы влияния Коломойского, но и у многих противников Порошенко, вызвал вопрос: будет ли привлечён к уголовной ответственности экс-президент, который фигурирует в 16 уголовных делах от неуплаты налогов до государственной измены. Таким длинным списком обвинений в свой адрес, пожалуй, не может похвастаться даже опальный Виктор Янукович.

Следует отметить, что Петра Порошенко нельзя назвать завсегдатаем прокуратуры и ГБР – он демонстративно не является на допросы, ссылаясь на заграничные поездки и т.п. Можно ли предположить, что у Ирины Венедиктовой получится усадить экс-президента на скамью подсудимых? Скорее всего, нет. Во-первых, этого не позволят западные партнёры, с которыми Петра Порошенко связывают долгие деловые отношения. Во-вторых, это будет выглядеть как попытка политической расправы, ведь как бы там ни было экс-президент остаётся в политике, хоть и не на таком высоком уровне, как несколько лет назад.

Впрочем, и нынешнее руководство Украины вряд ли всерьёз заинтересовано в реальной посадке Порошенко. В первую очередь потому, что это неминуемо приведёт к ухудшению взаимоотношений с Западом и может вызвать протесты среди населения Украины.

Кроме того, политическая ситуация в стороне постоянно меняется и излишнее служебное рвение генпрокурора сегодня может привести его в места не столь отдалённые завтра. Скорее всего, Венедиктова это прекрасно понимает, поэтому, как и её предшественники, будет элементарно тянуть время в рассмотрении политических дел.

Венедиктова выступает за отмену закона об амнистии участников Евромайдана
Очень интересная ситуация складывается с законом об амнистии участникам Майдана. Принятый ещё в 2014 году закон предусматривал защиту «евромайдановцев» от преследований и наказания «…в связи с событиями, которые имели место во время проведения мирных собраний». Однако противоречия возникли в том, что кроме «небесной сотни» во время столкновений погибли ещё 13 правоохранителей и ещё больше получили травмы и увечья. Этот закон, по мнению Ирины Венедитовой, противоречит нормам уголовно-процессуального кодекса и препятствует прозрачному и всестороннему расследованию гибели милиционеров и военнослужащих.

Участники тех событий выступают с критикой в адрес Венедиктовой. Причины таких нападок, в принципе, понятны: могут открыться новые обстоятельства, которые будут идти в разрез с официальной версией «революции достоинства».

Дело Стерненко, как вариант для генпрокурора
Куда проще генпрокуратуре реализовать резонансное дело Стерненко. Здесь в принципе, нет и быть не может такого политического давления, как в делах Петра Порошенко. И главное: никак не повлияет на взаимоотношения с Западом. По неофициальной информации за Сергеем Стерненко стоят некие люди из СБУ, но учитывая, что спецслужба находится под контролем президента, а креатура генпрокурора также президентская, то вполне вероятно предположить, что Стерненко всё-таки может получить подозрение в убийстве Ивана Кузнецова. Кроме того, в наказании Стерненко заинтересовано Минобороны Украины, поскольку погибший Кузнецов был военнослужащим-АТОшником. Единственным препятствием его осудить могут стать ультраправые радикалы из Правого сектора, руководителем одесской ячейки которого был Стерненко.

Наказание Сергея Стерненко было бы довольно показательным для украинского правосудия и прекратило слухи о некой неприкасаемости украинских радикалов. В этом плане «посадка» Стерненко выгодна как Зеленскому, так и Венедиктовой. Это понимает и сам Сергей Стерненко. Понимает и, судя по всему, очень боится.

Когда поставят точку в деле об убийстве Гандзюк?
И последним из основных «запросов на справедливость» к генеральному прокурору является расследование дела об убийстве херсонской активистки Екатерины Гандзюк. Ирина Венедиктова заявила, что довести это дело до конца и направить обвинительные акты в суд – это принципиальная позиция Генпрокуратуры. В тоже время генпрокурор сообщила, то её ведомство открыто и приветствует общественный контроль расследования резонансного убийства. По словам заместителя генпрокурора Алексея Симоненко, который курирует это расследование, одному из подозреваемых продлён арест до 28 мая 2020 года.

Стоит отметить, что Ирина Венедиктова отстранила от расследования дела активистки Гандзюк своего заместителя Виктора Трепака, после чего он подал в отставку. Адвокат семьи погибшей Маси Найем считает, что дело хотят взять под контроль представители полиции, поскольку к убийству причастны бывшие правоохранители. Недоволен решениями нового руководства ГПУ и отец Екатерины Гандзюк.

В Украине, как всегда очень много запросов на правосудие. Как новых, так старых, чья история тянется годами. В первую очередь это, конечно же, политические дела, связанные с коррупцией в высших эшелонах власти или заказными убийствами активистов. Как и политики, генеральные прокуроры не гнушаются обвинять своих предшественников в бездействии и некомпетентности, а также обещать, что уже в скором времени они непременно докажут вину топ-коррупционеров и отдадут их в руки Фемиды. Но как показывает практика, дальше громких обещаний дела не заходят. А в последние годы на Украине всё больше проявляется тенденция, когда преступники и вовсе избегают наказание, прикрываясь участием в АТО или Евромайдане.

Кем станет новый генпрокурор для Украины и для Владимира Зеленского – рукой правосудия или инструментом политического влияния? Сможет ли Ирина Венедиктова выполнить те «запросы на справедливость», которые не смогли выполнить её предшественники-генпрокуроры? Или же в итоге будет рассказывать о «связанных руках» и затем, хлопнув дверью, уйдёт в отставку? Тут, как говорится, время покажет. А учитывая, как быстро происходят кадровые перемены в украинском руководстве, то и времени может понадобиться не так уж много.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org