Новые разработчики сланцевого газа
Месторождение сланцевого газа будут разрабатывать загадочная компания из Нидерландов.
Известный американский политик и бывший директор ЦРУ Джон Дейч назвал добычу сланцевого газа важнейшим событием в энергобизнесе за последние 50 лет. Так сложилось, что понятие «сланцевой революции» связано прежде всего с Соединенными Штатами - в 2009 году она впервые обогнала Россию по добыче этого вида топлива. Для США добыча сланцевого газа стала гарантией собственной энергетической безопасности - об этом в 2009 году заявила администрация Белого дома.
Что касается Украины, то наша газовая независимость - впереди. Свое намерение добывать сланцевый газ Украина задекларировала давно. А к конкретным шагам с его реализацией подошла, можно сказать, только что. На днях стало известно, что у крупнейшего в Украине месторождения сланцевого газа, расположенного на так называемой Юзовской площади, нашелся свой разработчик.
Им стала зарегистрированная месяц назад в Нидерландах компания Yuzgas BV Компания победила в новом конкурсе на заключение соглашения о разделе продукции по Юзовскому месторождению, объявленном в октябре прошлого года.
Важные сланцы
Прежде всего: что такое сланцевый (или - нетрадиционный) газ? Это метан, растворенный в горных породах, который раньше не умели добывать. Но некоторое время назад он вызвал газовый бум в США и позволил Соединенным Штатам продавать голубое топливо в Европу, снизив этим европейские цены на углеводороды.
В Украине нетрадиционный газ нашли на Донбассе - это газ плотных песчаников, так называемая Юзовская площадь, которую когда-то планировала разрабатывать компания Shell. Вторая большая газоносная площадь - Олесская, это газ сланцев, которые залегают на Львовщине и Ивано-Франковщине, - его когда-то собиралась добывать компания Chevron.
Площадь Олесского месторождения превышает шесть тысяч квадратных километров, а запасы газа равны примерно 3-3,5 триллиона кубометров. Компания Chevron намеревалась вложить в разработку месторождения более 10 млрд долларов. Но переговоры об этом шли очень тяжело.
Ивано-Франковский областной совет несколько раз отклоняла проект соглашения о разделе продукции Олесского месторождения компанией Chevron, мотивируя это угрозой окружающей среде, которую, по мнению местных депутатов, несет гидроразрыв пласта. Лишь в конце 2013 года Ивано-Франковский облсовет подавляющим большинством голосов подтвердил проект соглашения, в который внесли предложенные депутатами изменения. Однако опасения экспертов по экологичности добычи нетрадиционного газа остались.
Главная опасность, на которую указывают специалисты, - это загрязнение питьевых водоемов моющими средствами, спиртами и другими химикатами, которые добавляют в жидкость для гидравлического разрыва газоносных пластов. Гидроразрыв считается необходимым для добычи нетрадиционного газа. На Олесской площади есть несколько водозаборов, поэтому качество питьевой воды в них может оказаться под угрозой.
Впрочем, пока экологи взвешивали все «за» и «против», пока местные власти принимали решение, работать неожиданно «передумала» компания Chevron. Пробыв в Украине год, она уже в 2014 году начала сворачивать работы, а в 2015-м ушла с украинского рынка окончательно.
Что же касается Юзовской площади, то для нее главной угрозой стала война на востоке Украины - война, которая отпугнула предыдущего инвестора. 12 сентября 2013 года тогдашний премьер Николай Азаров подписал соглашение с компанией Royal Dutch Shell, которая должна была приступить к добыче топлива в течение двух лет. «Примерно в 2015 году Shell уже будет добывать в Украине значительные объемы газа», - анонсировал Азаров, ссылаясь на свой разговор с президентом компании Shell.
Николай Янович даже не догадывался, что через пару месяцев в стране вспыхнет Революция Достоинства, которая сметет действующую на тот момент власть. И что не станет ни президента Януковича, ни премьера Азарова. И на востоке Украины Россия начнет войну, которая приостановит немало важных проектов, в том числе добычу сланцевого газа. И что компания Shell последует примеру компании Chevron, наконец оставив Украину и все планы, с нею связанные.
Новый игрок на рынке
Но проходит все, прошел и период неопределенности, вызванный уходом компании Shell. 27 октября 2015 был объявлен новый конкурс по привлечению инвестора для реализации соглашения о разделе продукции Юзовской сланцевой дилянки.Втим, как и о его участников, которые выразили заинтересованность этим предложением. Молчала государственная компания «Надра Украины», молчало и подконтрольное ей ООО «Недра-Юзовская». Не комментировали ситуацию и Министерство экологии.
Поэтому, когда имя победителя наконец стало известно, оно вызвало своеобразную сенсацию. И вот по каким причинам. Во-первых, Yuzgas BV - структура слишком «молода».
Она была зарегистрирована 14 июня этого года с уставным капиталом 1000 евро специально под разработку Юзовского участка. 100% компании принадлежит люксембургской фонда Emerstone Energy, которым владеет компания по управлению активами Emerstone Capital Partners, также происходит из Люксембурга.
Обе структуры созданы в 2016 году, а веб-сайт компании зарегистрирован чуть больше месяца назад - 29 июня. Своих бенефициаров и инвесторов Emerstone не раскрывает. «Emerstone Energy управляет активами на сумму $ 400 млн., - Говорится на сайте компании. - Мы готовы вложить около $ 250-300 млн. В потенциальные проекты в области разведки и добычи углеводородов ».
Информационное агентство «ЛигаБизнесИнформ» провело свое расследование и выяснило, что компания Emerstone возглавляет Ярослав Кинах. Он хорошо знаком с реалиями украинского бизнеса. В конце 1990-х Кинах руководил украинским представительством Европейского банка реконструкции и развития, после чего создал в Канаде компанию Iskander Energy, которая развивала проекты по добыче газа-метана в Украине и владела углеводородными участками в Грузии и Болгарии.
В последние годы Кинах возглавлял канадскую компанию Black Iron. В 2010 году по 13 млн. Долларов она выкупила у компании EastOne (принадлежащей Викторовi Пинчуку) проект Шимановского железорудного месторождения, а затем продала долю в нем «Метинвеста» Рината Ахметова. Но проект не пошел, и в начале 2016-го Black Iron выкупила акции обратно.
«После того как Shell вышла из договора, я заинтересовался этим проектом и начал поиск инвесторов, в результате чего недавно был создан фонд, - рассказал в интервью« ЛигаБизнесИнформ »Ярослав Кинах. - В составе нашего фонда только зарубежные инвесторы, но назвать мы их пока не можем, так как подписали договоры конфиденциальности».
Подводные камни газодобычи
Первый вопрос, который возникает в данном контексте, касается платежеспособности Yuzgas BV. Разработка Юзовского месторождения - дорогое удовольствие. Только в геологоразведку Shell планировала вложить за несколько лет около 500 млн. долларов, а общие инвестиции должны были составить 10 млрд.
Учтем и то, что Юзовское месторождение примерно на четверть больше Олесского. Площадь Юзовского участка составляет почти 8000 кв. км, а прогнозные запасы газа оцениваются в 4100 млрд. кубометров. Ситуация осложняется тем, что частично это прифронтовая зона.
«Сейчас мы не можем раскрывать наших обязательств по объемам инвестиций в проект, поскольку еще не заключили договор с Украиной, - объясняет Кинах. - В ходе конкурса правительство выставило нам несколько жестких условий, мы уже привлекли часть денег и планируем привлечь дополнительные средства в ближайшее время».
Что выйдет из сотрудничества Украины и Yuzgas BV - узнаем позже. Очень показателен выход из переговоров компании Chevron, потому что если мотивы компании Shell, которая, по сути, убегала от войны, еще можно понять, то позиция Chevron, которая покинула благополучную Западную Украину, является тревожным сигналом.
Он говорит, как минимум, о неблагоприятном инвестиционном климате и о недоверии иностранного бизнеса к украинской власти.
Конечно, было бы прекрасно, чтобы это недоверие было преодолено на примере Yuzgas BV, ведь Украина и так понесла значительные потери, чтобы второй раз потерять еще и добычу на Юзовской площади. Война на Донбассе уже похоронила проекты «Укргаздобычи» по разработке еще одного альтернативного энергоносителя - шахтного метана.
А аннексия Крыма Россией делает невозможным добычу газа на глубоководном Черноморском шельфе. Этот проект намеревался реализовать консорциум компаний Exxon Mobil, Shell, OMV и «Надра Украины».
Однако, кроме войны и всех ее последствий, с добычей сланцевого газа возникает еще одна проблема. Она сейчас является нерентабельной - на фоне удешевления «традиционного газа» и нефти. И «производительность» украинских скважин оставляет желать лучшего - по утверждению специалистов, она составляет лишь одну десятую от производительности скважин в США.
Гораздо привлекательнее для иностранных инвесторов сегодня являются проекты реанимации истощенных месторождений традиционного газа в Украине, считает президент украинского Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар. «Уже есть история успеха ряда компаний, которые продемонстрировали впечатляющие результаты. Например, компания «Укргаздобыча» вложила деньги в проекты скважин глубокого бурения и получила трехкратное увеличение добычи газа с 0,5 миллиарда до 1,5 миллиарда кубометров», - сказал эксперт в интервью «Немецкой волне».
По его словам, в Днепровско-Донецком бассейне сконцентрировано четыре пятых всех запасов газа Украине. Разработка закладок на большой глубине более рентабельна и перспективна, чем разведка и дальнейшая разработка месторождений сланцевого газа. «К сланцевому газу мы еще вернемся, когда произойдут изменения в ценовой конъюнктуре на углеводородных рынках. Этого стоит ожидать не раньше 2020-х годов», - прогнозирует эксперт.
Между тем глава компании «Укргаздобыча» Олег Прохоренко отмечает, что надежда на разработку месторождений как традиционного, так и нетрадиционного газа в Украине появится, когда цена на топливо вырастет до коммерчески привлекательного уровня. По его словам, добыча метана угольных пород экономически целесообразна при цене выше 300 долларов за тысячу кубометров. Сланцевый газ имеет экономическую привлекательность при цене выше 265-365 долларов. А шельфовый газ - 180-260 долларов за тысячу кубометров. «При этом добыча традиционного газа экономически выгодна уже при цене в 150 долларов», - считает Прохоренко.
По материалам: argumentua.com