Незапрещенные убийцы
В бесплатных объявлениях о бывших в употреблении диванах, детской одежде и породистых котятах на интернет-сайтах не так уж сложно найти предложения о продаже разнообразных достижений органической химии — для веселья, бодрости, релаксации. Иногда продавцы ограничиваются аббревиатурами и цифрами: кому надо, тот поймет.
Больше всего таких «понимающих» среди молодежи — готовых пробовать, экспериментировать, советовать другим. И все больше их попадает по «скорой» в больницы с диагнозом «передозировка».
По данным исследования ЮНИСЕФ, в Украине за последние 5 лет уровень наркомании среди молодежи повысился в 6 — 8 раз. Рынок наркотиков сильно изменился и продолжает меняться, предлагая потребителям все новые и новые способы «взбодриться». Работа токсикологов и реаниматологов сильно усложнилась из-за обилия новых, малоизученных и опасных синтетических наркотиков: клиническая картина смазана или вообще не похожа на классические случаи передозировки. Каждый год в Украине умирают от передозировки наркотических веществ более 2 тыс. человек.
Игра в прятки
Среди пациентов наркологических учреждений встречаются ветераны, которые познакомились с наркотиками еще в 70-х годах прошлого века, можно сказать, представители классики жанра. Вещества, с которых сегодня начинают подростки и молодежь, в случае формирования зависимости почти не оставляют шансов жить долго и более или менее здоровым.
На украинском наркорынке представлены «дизайнерские» наркотики: вещества, химическая формула которых по сравнению с классическим базовым вариантом немного изменена. «Список запрещенных к свободному обороту веществ постоянно пополняется, в большинстве стран, как только об очередном наркоизобретении становится известно, его уже нельзя бесконтрольно покупать, продавать, распространять, — объяснил врач-нарколог крымского республиканского учреждения «Наркологический диспансер» Евгений Менчик. — Но спрос-то и сбыт есть. Поэтому деятели из нарколабораторий изменяют химическую структуру вещества, при этом не уходит психотропный эффект, однако определить присутствие наркотика в организме при помощи существующих тестов невозможно».
Именно поэтому вольготно чувствуют себя продавцы так называемых курительных смесей. Два года назад, когда в Украине поднялся шум вокруг свободной продажи этих наркотиков, ряд веществ растительного происхождения (в них часто присутствуют измененные синтетические каннабиноиды) вошли в список запрещенных. Но появились новые смеси, с другими растениями и синтетическими наркотиками — их-то не запрещали!
До сих пор остались любители «солей для ванн»: наркотических веществ, предназначенных для вдыхания. В Украине они тоже появились и нашли клиента. Увлечение молодежи «шариками», вдыханием закиси азота из воздушных шариков, скорее, кратковременная мода. Когда-то это соединение (оно же «веселящий газ») использовалось в анестезиологии, о его абсолютной безопасности распространители нагло лгут (особенно опасен в сочетании с другими стимуляторами). Но «веселые шарики» — тоже кайф легальный.
«Дизайнерские» наркотики
«Дизайнерские» наркотики чаще всего являются «рекреационными»: имеется в виду, что человек на регулярное употребление не подсаживается, может долго воздерживаться, а раз в несколько месяцев устроить себе «расслабуху».
«Человек при этом может ощущать собственную всесильность, расширение сознания, достаточно часто это сочетается с галлюциногенным эффектом, грезами, — пояснил Евгений Менчик. — И всему этому сопутствует эмоциональный подъем».
На самом деле «релаксация» может быть первой ступенькой на дороге к наркозависимости, на смену «празднику» придут другие наркотики. Кроме того, как действуют эти ноу-хау на принимающего наркотик человека, не знает никто. Потребители — это своего рода подопытные кролики, морские свинки. Для сравнения: между появлением нового лекарства и его выходом на рынок лежат 5 — 7 лет испытаний. А для наркотика важно, чтобы сохранялся одурманивающий эффект.
В Севастополе два года назад милиция выявила подпольную лабораторию по производству синтетических наркотиков опийной группы. Позже выяснилось, что точно такое же вещество их коллеги по подпольному производству начали распространять в одной из прибалтийский стран. Так вот, в одном из городов за неделю от передозировки незнакомого наркотика погибли около 70% опийных наркоманов.
Первое, что страдает у поклонников дизайнерских наркотиков, — психика. И последствия печальные не только для самих искателей острых ощущений. Стоит вспомнить прошлогодний случай в Саках, когда молодой крымчанин «взбодрился» легально продающимися стимуляторами (в том числе спреем из магазина курительных смесей) и с ножом начал «гоняться за монстрами», в итоге убил троих и ранил двух человек. Опасность таких наркотиков, сообщил Евгений Менчик, в том, что эффект
от них интенсивный, но непродолжительный, невозможно определить, когда пора остановиться, поэтому велика вероятность передозировки. Отдаленные последствия для здоровья производителям и распространителям не так уж важны, аудитория потребителей постоянно расширяется, именно в молодежной среде легко вербовать неофитов.
В аптеку за гибелью
По оценке Евгения Менчика, опирающегося на свою практику, до 80% молодых людей с зависимостью начинали или с дизайнерских наркотиков, или с другого мощного наркопотока — «аптечного». Пока в стране то бурлят, то затихают дискуссии
о необходимости рецептурного отпуска лекарств, украинцы «догоняются» препаратами свободного доступа. Чаще всего теми, что содержат производные опиатов (например, кодеин), используются как болеутоляющее или лекарство от кашля. Их употребляют как в чистом виде, так и с другими веществами, усиливающими действие. «Сейчас «аптечных» наркоманов стало значительно больше, — констатирует Евгений Менчик. — И часто это подростки и вполне благополучные молодые люди, средний возраст примерно 21 год. У некоторые из них стаж употребления 4 — 5 лет».
Первой не выдерживает печень, сигналом чего становятся токсические гепатиты. Кодеин негативно влияет на зрение: люди слепнут, да и другие внутренние органы не избегают нагрузки. Причем механизм зависимости настолько жесткий, что невозможно сократить ежедневную дозу таблеток, в среднем кодеиновый наркоман употребляет 3 — 5 «листов» (конвалют) препаратов. Реабилитация таких наркоманов усугубляется тем, что вернуться к лекарствам им очень легко, закон при этом нарушать не надо.
Из того, что свободно продается в аптеках, прямо на кухнях рождается страшный наркотик дезоморфин, прозванный «крокодилом». Его жертв легко узнать по гниющим незаживающим ранам в области вен — там, куда кололи наркотик. Он действительно пожирает зависимого живьем всего за несколько месяцев.
Что делать? Будем реалистами: новые наркогибриды не перестанут появляться, ответом на пресечение поставок классических наркотиков становится увеличение «аптечных» наркоманов. Главная задача — удержать детей от первой таблетки, первой затяжки, первого предложения попробовать. Правительство приняло несколько новых нормативных документов об усовершенствовании наркопрофилактики в школах, усилении работы по раннему выявлению детей и подростков, сведших знакомство с психотропными веществами. В учебной программе есть соответствующие уроки.
Но наркологи в школах, за редким исключением, гости нежеланные. Школе дорога репутация, родители боятся огласки, не зная, что обратиться к специалисту можно анонимно. А помочь надо, причем есть возможность эффективно донести до детей правду о наркотиках. Если нужно — с видеороликами, ролевыми играми и тренингами. Так, чтобы через несколько лет бывший школьник не стал чьей-то «морской свинкой».
По материалам: from-ua.com