… НЕ ТОНЕТ
Есть в нашей стране люди, которые всплывают на поверхность вне зависимости от того, какого цвета власть. Наблюдая за этими уникальными физическими свойствами отдельных индивидуумов, понимаешь: политическая борьба – не более, чем пускание пыли в глаза электорату. На самом деле, нет ничего кроме интересов. Шкурных. По крайней мере, у отдельных представителей хамелеоновского сословия отечественных госдеятелей.
Имя Виктора Ивченко вряд ли что-то скажет рядовому читателю. Его, скорее всего, перепутают с другим Ивченко – бывшим главой Нефтегаза. Но вот если сказать, что Виктор Ивченко – муж Веры Ульянченко, все сразу станет ясно.
Стоит обратить внимание на ключевое событие для семьи Ульянченко, датируемое 1998 годом. Виктор Ульянченко, простите, Ивченко, зачинает проект «НДУ», и вскоре возглавит его наблюдательный совет. Этот козырь он пронесет через все политические и временные коллизии, вытаскивая его из рукава каждый раз, когда нужна поддержка на государственном уровне. Отметим, что Ивченко долгое время — с 1996 по 2004 год — был членом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Именно его усилиями 86% государственного пакета акций не отошли в управление Министерства финансов.
Бывшая соратница бывшего президента Виктора Ющенко еще в 2005 году пристроила своего мужа на хлебное место – в госагентство по инвестициям, которое предыдущий президент специально по этому поводу и создал. Не стоит, наверное, винить агенство в том, что с инвестициями в нашей стране стает все хуже и хуже. Или стоит? Ведь без агенства как-то получалось? Так или иначе в 2009 году Ивченко со скандалом ушел. Скандалить было из-за чего. Премьером тогда была Тимошенко, которая заинтересовалась работой госагенства и решила взяять его под свой контроль. В 2007 году Виктор Ивченко, председатель Госинвестиций, совместно с своим и Николая Азарова совместным знакомым Згуровским, развернули настоящую борьбу за увеличение бюджетных ассигнований на развитие инновационных проектов в Украине. Через ведомство Ивченко под благовидным предлогом развития инновационных проектов «прокачивались» сотни миллионов бюджетных средств в непонятном направлении. Деньги шли на развитие вертикально интегрированных «свинарников», производство колбасной пленки и т.п. Мы, конечно, понимаем, что Украина – аграрная страна, но зачем так бессовестно обдирать налогоплательщиков, и тех же аграриев, которые как раз и нуждаются в госдотациях. По задумке «инноваторов» планировалось, что на 2008 г. из бюджета можно будет вытрясти почти 1 млрд. грн. Причем их аппетиты росли с каждым годом – в 2007 г. Госинвестиций получил (по профильному бюджетному пункту) 236 млн. грн.
Но новый Кабмин под руководством Юлии Тимошенко, который пришел в конце 2007 г., надавал «воришкам» по рукам. И обрезал источник вдохновения для «инноваторов» до 162 млн. грн. Что делает Ивченко, верный муж верной Ющенку Веры Ульянченко? – правильно, уходит. Из-за, как он сам написал «этических препятствий для пребывания на госслужбе». Что же – честно, по крайней мере написал. На самом то деле, громадными стараниями Ульянченко удалось спасти мужа от грозивших ему неприятностей. Речь шла даже о криминале. Еще в 2007 на очередном собрании с учеными болтовства о инновациях не выдержал Борис Патон. Старик поднялся с места и дрожащим голосом изрек: «Мы вам уже 5 лет подаем заявки и предлагаем инновации, а вы не работаете, не делаете ничего!»
Не при службе муж Веры Ульянченко и знакомый по совместительству Азарова оставался недолго. Как только поменялась власть он из оранжевого, тут же стал голубым. Одной из первых главных новостей стало назначение Ивченко заместителем министра образования Табачника. Причем сам Табачник был в шоке. Ведь решение о назначении Ивченко принял лично Азаров. Опять сработали связи жены – Вера хорошо знакома с Азаровым. Работа в министерстве продлилась недолго. Можно долго дискутировать на тему политических взглядов Дмитрия Табачника, но менеджерского профессионализма у него не отберешь. Так что, долго терпеть обыкновенного казнокрада у себя в ведомстве он не стал. Но на этом карьера нашего героя, конечно же, не закончилась. Предприимчивая жена не могла оставить мужа без работы. И бывший инноватор Ивченко все усилия сконцентрировал на «реформировании» депозитарной системы Украины. (СПРАВКА: Депозитарий (depository) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав собственности на ценные бумаги. ) И – опять скандал. Причем теперь – международный. В который по чуть-чуть втягивается МВФ, международные финансовые организации, и государство Украина. Трижды в газете Зеркало Недели обсуждалась тема создания в Украине единого депозитария ценных бумаг – важного органа для функционирования финансового рынка. «Одним из обязательств перед Международным валютным фондом, не слишком приметных для массовой аудитории, но чрезвычайно актуальных для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, является давно назревшее и перезревшее создание в Украине единого депозитария ценных бумаг» — писали в ЗН. Поскольку депозитариев существует несколько, один НДУ, который фактически не исполняет никаких функций на рынке, его доля мизерно мала, а другой – всеукраинский, ВДЦБ, построенный по всемирным принципам, речь шла о создании единого. Борьба между чиновниками и профессиональными игроками фондового рынка за право контролировать учет прав собственности продолжается уже более пяти лет. И вот Ивченко решил эту борьбу завершить. В простой способ – проигноривовав существование настоящего рынкового депозитария. Создав единственный – на своей базе. Почти у себя в квартире. А другой, которому доверяют почти 90% участников рынка – просто уничтожив. «Создание Центрального депозитария в Украине на базе НДУ вернет Украину во времена нарушений в сфере защиты прав акционеров, – считает директор проекта USAID Роберт БОНД, – государство получит полный доступ к учету прав собственности и информации о соглашениях с ценными бумагами и их переводах, что плохо для притока иностранных инвестиций в Украину». Кроме того эксперты уверяют – создание ЦДУ на базе НДУ по проекту Ивченко создаст конфликт между украиной и международными организациями, в том числе с МВФ.
А что же Ивченко на критику? Своеобразный ответ он дал в том же «Зеркале»: «Для одних такое событие служит поводом для обращения в суд, для других — поводом набить морду». Хороший ответ на конкретные обвинения. Критика его проекта по поводу не соответствия международным нормам отвергнута тоже по-научному – мол, у нас в этой сфере слишком много иностранцев. «Именно поэтому я считаю, что это (создание депозитария) — дело как раз государства, а следовательно, правительства Украины в большей степени, чем профессиональных участников рынка и их заокеанских спонсоров и лоббистов». «Заокеанские спонсоры» – это что-то из разряда времен холодной войны? Тяжело поверить, что Ивченко на самом деле понимает о рисках, которые потянет за собой национализация депозитарной системы. Скорее всего, его интерес в другом – в том, что под проект забиты огромные бюджетные деньги. Около 2 миллиардов. А вот как обращаться с бюджетными деньгами Виктор Ивченко точно знает. Опыт.