НБУ спасает гривну непопулярными решениями
После своего назначения на должность руководителя НБУ Арбузов решил просто запрещать все отрицательные процессы. Для начала вспомним введение требований для валютных операций. НБУ усилил и без того большой спрос на валюту, а также снизил доверие к гривне. Понятно, что сам Арбузов никак не пострадал в плане какого-то политического рейтинга среди народа, а вот действующая власть получила очередной и неуместный удар. Не та ситуация сегодня, чтобы провоцировать любые недоверия. Необходимость отдавать паспорт на ксерокопию не слишком напугала украинцев. Ажиотаж на валюту даже при покупке через банки вырос и до сих пор не утих. Мало того, существенно вырос и черный рынок валюты. Это не удивительно и вполне можно было предвидеть такую реакцию населения - раз что-то ограничивают, значит, дефицит и надо купить побольше.
Официальным поводом для применения дополнительных требований к обмену валют стала необходимость ужесточения контроля за отмыванием доходов, которые получены преступным путем. Это очень оригинальный повод для использования таких масштабных мер. Можно было ввести необходимость предъявить паспорт при обмене свыше какой-то суммы, но не ограничивать все и вся. Теперь для обмена 20$ студент будет отдавать паспорт на ксерокопию, неизвестно зачем и кому, потому что его и каждого украинца подозревают в отмывании. Даже если представить что злоумышленники воспользуются минимальным порогом для обмена без документов и объедут все обменники в городе, ради того чтобы «отмыть» несколько тысяч, даже такое «преступление государственного масштаба» не тянет на введения такого сурового противодействия. По сути, Украину вернули за железный занавес в плане валютообмена. Очевидно, что «отмывание преступных средств» это лишь повод.
Как ни странно премьер-министр поддержал такие меры, явно не способствующие стабильности. Вероятно, дело было еще хуже, чем мы думаем, и это вынудило правительство действовать именно так. В сентябре люди стали активно скупать доллары, в итоге было куплено у государства на 2 миллиарда долларов больше, чем продано гражданами. К октябрю валютные резервы страны потеряли около 3 миллиардов долларов. После введения ограничений и «паспортного контроля» официальная скупка валюты несколько снизилась. Примерно в 2 раза. Хотя можно почти с уверенностью сказать, что она просто перешла в тень.
С другой стороны не понятно, почему стабильность гривны устанавливается указами власти, а не рынком. Даже в случае крайней необходимости можно было ввести ограничения лишь кратковременно, принимая тем временем меры к увеличению доверия граждан к экономике и развитию страны, чтобы народ прекратил скупку валюты добровольно, а затем в кратчайшие сроки убрать непопулярные требования.
Как оказалось, стабилизировать гривну правительство просто никак не может. До сих пор НБУ тратится на искусственное поддержание курса украинской национальной валюты, хотя конечно меньше, чем это было в первые осенние месяцы. В виду переоценки валют из резерва НБУ удалось формально сократить валютные интервенции с 2 миллиардов, а сентябрь до 1,4 миллиарда в октябре. Если население убавит интерес к доллару и паника не поднимется вновь, то НБУ сможет удержать курс гривны стабильным до нового года. При этом риски, что девальвация все же случится, все еще высоки.
Выходит, что данные меры лишь отсрочили спрос на доллары. В случае же негативных событий в мировой экономике девальвации будет не избежать.
Жигалова Татьяна, job-sbu.org