Моя милиция меня бережет

985

Пожалуй, не секрет, что реформы в любой стране и при любых обстоятельствах начинаются с реформирования силовых структур. Обязательная составляющая успеха любых реформаторов – соблюдение закона. При этом, неважно нарушил ли закон министр или дворник. Закон суров, но он есть закон. Один для всех. Даже самые прогрессивные инициативы самых продвинутых реформаторов мира попросту потонут в коррупционном болоте. Милиция в любой стране выполняет не только правоохранительную функцию. Стражи порядка воспитывают общество. Действительно, многие несознательные граждане постыдились совершать пусть мелкие, но правонарушения, воочию наблюдая карающую руку закона, которая не признает депутатских мандатов и генеральских погон.

Реформа милиции в Украине пока что ограничивается назначением своих людей на ключевые посты и обучением сержантов и ефрейторов премудростям английского языка, чтобы в грязь лицом перед европейскими фанами падать было не больно. С чистки МВД начались грузинские реформы, которые продолжают удивлять весь цивилизованный мир. Украина – не Грузия, и уж точно не Россия, как любил говаривать Леонид Данилович. Однако, отбросим риторику и морально-этическую составляющую работы украинской милиции. Говорят, она плохая оттого, что мы с вами её так ругаем.

Цифры, факты и парадоксы

Численность личного состава украинской милиции – около 300 тысяч. При этом, финансируется милиция на 40% от необходимой нормы. Сложно сказать, на что не хватает украинским стражам порядка. Авто у генералов вроде представительские. Дачи и санатории продолжают финансироваться. На зарплату ППС разве что…. Но, суть в другом. Получается, что на 1000 граждан Украины приходятся в среднем 8,4 стража порядка. Далеко за сравнениями ходить не будем. США – 2,7, Израиль – 3,5, Великобритания – 2,3, Япония – 1,9. Список можно продолжать вплоть до бесконечности. Если следовать логике, то у нас граждане должны себя чувствовать в 3 раза безопасней, чем в США. То же самое касается раскрываемости преступления и количества преступлений (особенно тяжких) на душу населения. Впрочем, раскрываемость «менты» украинские могут подвести под самые высокие стандарты. Однако, реальность прозаична. 3 полицейский на 1000 граждан США раскрывают 18 преступлений. Статистика в некоторых европейских странах и того краше. Хоть и случаются в США трагедии, вроде Колумбины, полиция все же пользуется несомненным уважением. По сути, во всех развитых странах меньше полицейских, чем в Украине, при этом работают они лучше и понятней для рядового гражданина. Не парадокс ли? Так зачем содержать 300 тысяч стражей порядка, которых боится любой здравомыслящий человек? В то же Грузии уровень доверия милиции достиг рекордных 82%. В Украине эта цифра попросту пугает – 17,4. Более того, за последний год украинцы стали меньше доверять правоохранительным органам. Празднование Дня Независимости на пару с Беркутом в центре столицы вряд ли будет способствовать доверию народа к милиции.

Убит представитель Красного Креста

Честь мундира

Не хочется обижать честных «ментов» и совестных сержантов ППС, но какими же нужно быть защитниками, чтобы люди боялись встречи с патрулем в темное время суток! Боялись встречи с нанятыми работниками, при чем, нанятыми за их же (бюджетные) деньги! Много сказано в защиту правоохранительных органов. Тут и нечеловеческие условия работы, и нищенская зарплата. Так зачем же содержать 300 тысяч милиционеров, 2/3 из которых вообще никак не заинтересованы в получении положительных результатов, не на бумаге, а на деле. Может быть, имеет смысл сократить численность милиции вдвое?

Откуда брать деньги? Конечно, увольнение по закону довольно дорогое удовольствие. Во-первых, можно обратиться к грузинскому опыту. Деньги на реформы силовиков часто доступны в европейских фондах. Во-вторых, сократив численность милиции, оставшиеся стражи порядка смогут претендовать на более высокую зарплату. Конечно, 3 тысячи гривен не Бог весть какие деньги, но это однозначно лучше, чем 1500 сейчас. Грузинские милиционеры могут похвастаться средней зарплатой в размере 5 тысячи гривен (в перерасчет на нашу валюту). Вместе с премиями и надбавками эта сумма достигает 7-8 тысяч гривен. Добавим бесплатную медицинскую страховку для всей семьи, а также немалый срок за взятку, и получим добросовестного и мотивированного полицейского. Быть может тогда работа в ППС не будет уделом сельских ребят с довольно ограниченными умственными способностями и скудным знанием государственного языка?

Воля и разум

Все, что необходимо для воплощения реформ в жизнь – это воля и разум. Волевое решение изменить структуру и характер работы украинской милиции необходимо, как воздух. Хоть корни коррупции и уходят наверх, побороть сей недуг можно только при условии, что все выполняют нормы закона и несут заслуженное наказание. К слову, расходы на содержание милиции, прокуратуры и СБУ в бюджете 2011 увеличились в сумме на 456 миллионов гривен (из них милиционерам уйдет 287 миллионов). Расходы увеличиваются, доверие снижается, эффективность работы падает. Это не граждане изначально видят в милиционерах оборотней в погонах, а сами милиционеры формируют такое отношение. Люди, хоть раз столкнувшиеся с работой милиции, прекрасно знают, о чем идет речь. Покуда милиция (и даже русская полиция) будет карательным органом, толку от работы стражей порядка будет мало. При этом государство продолжает тратить миллионы на милицию, которая, по сути, является иждивенцем. Экономический и социальный эффект от реформы МВД превысит даже самые амбициозные ожидания. Как только перестанет действовать правило «А раз им там можно, то почему мне нельзя» общество сможет найти силы измениться в лучшую сторону. Тут и гражданское общество не за горами. И гордость за милицию. И гордость милиционеров за свою работу. Сказки? А во многих странах – данность!

Иванцов Евгений, для job-sbu.org