Миротворцы для Украины

747

Несмотря на экспертность саммита НАТО, касающегося российской агрессии, никаких сенсации он не принес. Хотя там должны были обсуждать массу серьезных вопросов, тем не менее, продлился он буквально три часа, причем проходил в закрытом режиме. По итогам саммита генсек Столтенберг организовал пресс-конференцию, на которой все так же ждали какого-то важного заявления.

По словам Столтенберга, военно-политичиеский альянс столкнулся с огромным кризисом безопасности, которого не было десятки лет. Также он отметил, что напав на Украину, президент России сделал большую ошибку. Кроме того, похоже по итогам саммита, НАТО решили разместить четыре дополнительных военных группировки на восточных рубежах Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии. Полномочия самого Столтенберга продлили еще на год.

Судя по всему, отправка миротворческой миссии НАТО на Украину, даже не обсуждалась, или как минимум о ней просто не договорились. Стоит отметить, что международные силы миротворцев отправляют в те страны, где вооруженный конфликт значительно ослаблен и находится в тлеющей стадии. Миротворцев размещают на линии разграничения между противниками и тем самым препятствуют разжиганию конфликта. Но самое главное, что у НАТО вообще не сушествует миротворческого контингента и потому отправлять просто нечего. Миротворцы есть только в ООН. Для использования международных миротворческих сил от ООН нет очень важного условия – военные действия в Украине находятся в активной фазе. Периодически идут наступления и контратаки, образуется окружение, и обе стороны поочередно берут и теряют наеленные пункты. Как таковой линии фронта в постоянном виде не существует, она регулярно перемещается. В таком случае заводить мировторцев просто невозможно, так как они призваны разделить сторны и обеспечить прекращение огня. За это время стороны должны приступить к политическому урегулированию конфликта. Вместе с тем сейчас как таковой не сущестуетлинии фронта, которую можно было бы с натяжкой назвать линией разграничения. В какой области и по какой линии размещать миротворцев – неизвестно. Даже теоретически фиксация линии разграничения не находится в той стадии, когда можно было бы обработать ее технически.

Очевидно в ООН должны разработать какие-то предложения, касающиеся миротворческой миссии, рассчитать необходимое количество контингента и обсуживающего персонала. Причем, судя по протяженности фронта, могут потребоваться сотни тысяч человек. Также неизвестно, каким теоретически мог бы стать мандат миротворцев – задачи, сроки, источник финансирования. Так, например, миротворцы, отправленные в Ливан в 2006 году, прибыли после завершения вывода израильских войск. Была образована линия разграничения длиной в 70 километров. И даже на этот участок потребовалось ввести 10 тысяч военных из четырех десятков стран. Каждый год эта миссия миротворцев обходится в полмиллиарда евро. Линия фронта в Украине в десятки раз больше.

Также важным моментом является возможность ввести миротворческие силы, только при условии если на это согласны обе воюющие стороны. Если одна из сторон не дает согласия, то ни о каких миротворцах не будет и речи. Тем более, «голубые каски» вооружают только легким стрелковым оружием, и они не смогут противостоять любой развернутой армии.

Впервые о возможности ведения миротворцев в Украину говорили еще в 2018 году. Теоретически на это согласились и в Украине и в России. Контингент должен был быть смешанным, состоять из военнослужащих и полиции Австрии, Белоруссии, Монголии, Казахстана, Финляндии и Швеции. Тогда Россия поставила условие, что только эти страны могут принимать участие, а члены НАТО исключены. Когда дело дошло до обсуждения линии разграничения – начались проблемы, и в итоге стороны не договорились о ведении миротворцев. В Украине потребовали выставить миротворческие силы вдоль росийско-украинской границы, тогда как Россия требовала выставить их вдоль линии разграничения Украины и Донбасса. В итоге переговоры были сорваны.

Сейчас возможность пригласить миротворческий контингент также маловероятен. Этому мешает и сам устав организации. Согласно уставу решение о введении миротворцев в любую страну принимается Советом Безопасности ООН, где у России есть право вето. Даже если вынести этот вопрос на голосование, и одна из стран ветирует предложение – это решение все равно могла бы принять Генеральная Ассамблея. Подобные решения уже тринадцать раз принимались с 1951 года, однако это достаточно продолжительный процесс, который также могут не поддержать остальные члены Ассамблеи, и самое главное – вряд ли кто-то захочет отправлять миротворцев для противостояния России.

Что касается миротворцев НАТО, то в Альянсе миротворческих сил не существует как таковых. Есть лишь общие войска, которые при определенных условиях передаются под единое командование. НАТО может использовать мандат ООН для миротворческой операций, но при необходимости такие операции могут проводиться и самостоятельно. Подобные случаи уже были. Так например, военная операция проводилась в Югославии, однако натовский контингент был оснащен не только стреловым вооружением, но и тяжелой техникой и фактически принимал участие в боевых действиях за одну из сторон. В других случаях подобные миссии проводись наподобие Иракского сценария. Но так или иначе, натовскому контингенту придется открыто принять участие в военном столкновении. Фактически подобное решение будет означать открытую военную поддержку Украины НАТО, и такое решение страны Альянса принимать боятся, так как считают что это автоматически перенести боевые действия на их территории и может спровоцировать ядерную войну.

После того, как ни о каких миротворческих миссиях на саммите говорить не стали, некоторые эксперты в Украине и вовсе выразили сомнение в необходимости существования альянса в таком виде. Ведь сейчас непонятно какую именно роль играет НАТО в системе межународной безопасности.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org