Майдан Яроша и неудавшийся референдум

689

После состоявшегося в Киеве Вече, о котором так много говорилось в последнее время, стало понятно – судя по всему перезагрузки власти в ближайшее время ждать не стоит. И даже не потому, что этого не хочет или не может сделать сам народ, а потому что на данном этапе на это не способны те лица в украинской политике, которые и в самом деле такую возможность имеют.

Как, в принципе и ожидалось, новый майдан, на деле оказался пшиком. Собранное Дмитрием Ярошем так называемое Народное Вече явно не выглядело началом новой революции со всеми вытекающими последствиями. На Вече собралось не больше нескольких десятков тысяч человек, причем со всей оставшейся Украины. Правда с трибун слышались заявления о том, что присутствующих собралось чуть ли не сто тысяч, а телевизионная картинка (трансляцию вел телеканал 1+1) давала представление о том, что на Майдане находится до 15 тысяч митингующих. Однако последнее является не более чем профессиональным трюком телевизионщиков, а заявления с трибун – не менее профессиональным трюком ораторов, заводящих толпу.

Но даже с трибуны не прозвучало ничего такого, что очень бы хотелось услышать многим страждущим, не только собравшимся здесь боевикам и их сторонникам, а и тем, кто наблюдал за развитием событий со стороны, например по телевизору или в интернете. Вопреки ожиданиям последних, никакого действа не произошло. Майдана не случилось, он не пошел штурмовать кабинеты чиновников и политиков, не снял, и не расстрелял президента, который кстати, как бы нарочно подчеркивая свое безразличие уехал из Киева. В общем, не произошло ничего такого, чем так пугали власть обиженные «национальные герои».

Майдан майдану рознь

Впрочем, это было понятно еще изначально за несколько дней до того, как анонсированное Вече состоялось. Только далекий от политики либо очень наивный человек может думать, что для начала активных действий, достижения справедливости, свержения власти, отстаивания своей точки зрения и тому подобное достаточно просто организовать коллективное собрание. Пусть даже численность такого коллектива будет достигать нескольких тысяч человек, а само действие будет происходить на священном для всех украинских революционеров Майдане Независимости – это не главное. Хотя именно так ведь и считали участники Евромайдана, которые и в самом деле были уверены в том, что именно они свергают бандитский режим Януковича, именно они творят историю, именно они же в случае чего смогут вновь выйти на Майдан и показать на что они способны.

Именно поэтому, всех, кто питал иллюзии и жил ожиданием того, что Ярош со своими боевиками «порадует» Украину очередным шоу, вечер 21 июля стал полнейшим разочарованием. Как оказалось (а другими предвиделось заранее), Майдан, на котором не хватает американских подарков обречен на провал уже заранее.

В какой-то момент приунывший «Правый сектор» воспрял духом, что произошло после того, как один из (видимо по ошибке) допущенных к микрофону, начал призывать к активным действиям, в том числе к свержению Порошенко и призыва его к ответу. Вполне возможно, что позже оратору таки намылили шею где-нибудь в укромном уголке за подобную инициативу. Ведь судя по всему, это даже не входило в планы организаторов митинга.

Все ясно стало уже после того, как прозвучали слова о необходимости проведения придуманного правосеками референдума. В сравнении с реакцией на только что прозвучавшие призывы к агрессии, когда восславления Украины и героев несколько раз гулом пронеслись по всей площади, после слов о референдуме те же самые речевки прозвучали настолько вяло, что у наблюдающих со стороны создалось впечатление, что все присутствующие просто развернутся и разойдутся по домам.

Суть референдума и его отличие от референдума в Крыму

Суть референдума Яроша заключается в том, что на него будет выставлено несколько вопросов, а именно об объявлении военного положения, полной блокаде «оккупированных» территорий, недоверии власти, отмене минских соглашений. Таким образом, украинцам предлагается в очередной раз стать «вершителями истории», ну и, конечно же, «Правый сектор» призывает народ всецело поддержать их инициативу. Однако возникает вопрос, чем в таком случае отличается анонсированный референдум от того референдума, который проходил в Крыму в марте прошлого года? Ведь, по словам тех же боевиков, референдум являлся незаконным, поскольку не был признан властью, а значит, исходя из этой логики, волеизъявление народа не имеет никакой юридической силы. Так, насколько законным, по мнению организаторов, можно будет считать организованный ими референдум, если, как и в случае с Крымом он, конечно же, не будет признан никакой властью? Вероятно, Ярош и его сторонники сошлются на «две большие разницы», и по уже сложившейся традиции, назовут отказ Киева признать референдум происками Кремля.

Неожиданный провал, или четко спланированный ход?

Итак, после призыва отправляться в регионы и начинать заниматься подготовкой к проведению референдума, лица присутствующих потускнели, и Майдан лопнул. По крайней мере, так показалось на первый взгляд, и то же утверждают многие политические эксперты и наблюдатели. Однако мнения на этот счет несколько разделились. Есть и те, кто уверен, что организованное 21 июля Вече стало лишь «игрой мускулами», акцией устрашения власти, попыткой показать, что при желании тот, кто стоит за всем этим представлением, способен на нечто большее. Впрочем, об этом и без того явно догадываются те, кто трясется от страха потерять не только свое теплое кресло и рычаги управления страной, а с учетом наделанных ошибок, вполне возможно и жизнь.

Имеется мнение, что всеукраинские волнения и события в Киеве мало связаны с тем, что происходит в Мукачево. Если в Мукачево, как известно, провинился Виктор Балога, то за всем остальным стоит уже совсем другой олигарх. Судя по всему, это действующий хозяин большей части «Правого сектора» Игорь Коломойский просто грамотно воспользовался ситуацией в Мукачево, не став вмешиваться, и дав возможность выйти событиям из-под контроля Балоги и Порошенко. Таким образом, у Коломойского появился очень удобный шанс для того, чтобы раскачать волну возмущения среди националистически настроенной части украинцев. Однако в планы олигарха вряд ли входит свержение власти, ибо даже несмотря на то, что такая возможность у него имеется, последствий в виде реакции Запада может не вынести даже он. Поэтому Коломойский уже давно и активно готовится к сравнительно «демократическим» выборам. А вот уже для достижения победы на них устрашение власти является инструментом не только не лишним, а очень даже необходимым. К счастью Коломойского такой случай подвернулся сам и теперь, осознав это, Порошенко и Балога, наверняка кусают локти.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на все разговоры о том, что «Правый сектор» уже вот-вот направит свои автоматы против президента и правительства, ожидать этого вряд ли стоит. Последнее может произойти лишь в случае, если ситуация и в самом деле выйдет из-под контроля, и Игорю Коломойскому придется идти ва-банк.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org