Майдан как яблоко раздора для оппозиции

546

Казалось бы майдан сформировался в довольно мощную силу, вызвавшую реальные опасения у власти. Однако власть решила потянуть время, и сюжет стал развиваться примерно так же, как в 2004 году.

После того как пик протестов прошел на майдане стали вспыхивать всевозможные раздоры, и даже среди оппозиционеров пролегла внушительная линия раскола. И хотя на майдане они появляются в основном втроем, и вещают со сцены о нерушимом единстве – тем не менее, всем понятно, что Кличко, Яценюк и Тягнибок являются, прежде всего, конкурентами на будущих президентских выборах, которые с каждым днем все ближе. Конкуренция в этот раз для оппозиции особенная, так как, похоже, для них главным становится не победить Януковича, а обойти своих партнеров по оппозиции, так как электоральное поле у них одно на троих.

Мы можем лишь догадываться о том, что происходит во внутренних отношениях между оппозиционерами. Но даже то, о чем становится известно, позволяет делать определенные выводы. Так, например, Кличко демонстративно открестился от бандеровского марша, который проводила «Свобода», а после этого сделал еще одно неожиданное заявление. Лишь только Яценюк и Тягнибок объявили о том, что каждая политическая сила пойдет на выборы отдельным фронтом, как Кличко буквально в тот же день заявил, что оппозиции нужен единый кандидат, причем в первом туре. Естественно, по мнению Яценюка, объединять силы нужно не ранее второго тура. Вполне очевидно, что рейтинг Кличко, который намного выше, чем у Яценюка и тем более чем у Тягнибока, позволяет ему делать любые заявления. И уж тем более он настаивает на том, чтобы партнеры от оппозиции умерили амбиции и сняли свои кандидатуры в его пользу. По сути, делая такое заявление прямо на Евромайдане, Кличко понимает, что получит поддержку электората в этом вопросе, но в то же время еще и шантажирует своих партнеров, так как в случае если они не согласятся на единого кандидата, то значит, сыграют роль раскольников, играющих на руку власти. Естественно Яценюк и Тягнибок не одобряют идею единой кандидатуры, называя ее «технологией, придуманной на Банковой», ссылаясь на то, что до 2015 года Кличко потеряет симпатии электората. Кроме того, каждый из оппозиционеров надеется, что во втором туре окажется именно он. И тогда чтобы объединиться против Януковича оба других кандидата призовут его поддержать. Таким образом, вместе всех троих оппозиционеров объединяет лишь желание попасть во второй тур.

Но это еще не все. Назревает определенный раскол во втором эшелоне майдана. Так, например, как стало известно информационному порталу job-sbu.org, Ирина Фарион раскритиковала Руслану за то, что та призывает майдан обойтись без политики. Так Фарион утверждает, что будет смешно бороться с режимом песнями и танцами. Впрочем, сама она ничего другого не предлагает.

И, наконец, не избежала раскола и сама публика на майдане, изначально разделившаяся на умеренных сторонников евроинтеграции, принципиальных борцов с властью и радикальных националистов, которые каким-то странным образом оказались на одной площади и друг друга дискредитируют. Изначально часть митингующих отмечалась довольно агрессивным поведением, провоцируя стычки с милицией. Однако большой поддержки они не нашли и потом оппозиционерам пришлось уговаривать их воздержаться от конфликтов. Если для большинства акция изначально была мирным высказыванием протеста, то радикалы изначально объявили что Евромайдан – это путь к революции, в чем отделились даже на мировоззренческом уровне.

Сами по себе майданщики тоже неоднородны, так как делятся на сторонников либеральных европейских ценностей и на ультраконсерваторов, которые вообще не одобряют ничего нового. Ввиду этого на майдане витает определенный ореол религиозности и присутствует немало священников. Наряду с мероприятиями в стиле современного искусства и музыки периодически проводятся молебны и проповеди. И если одни хотят поскорее впитать западную свободу, то для вторых вопросы гендерного воспитания детсадовцев или однополые браки являются чем-то немыслимым. Для кого-то Евромайдан все еще является попыткой отодвинуться от России и разорвать связи с советским прошлым. Наряду с сельскими старцами присутствует и молодежь с откровенно либеральными взглядами и евроориентированные студенты Могилянки, а также различные представители богемы, для которых религия вообще является пережитком, а Евромайдан – это хороший повод самовыражения.

Естественно в мирных условиях все эти люди ни за что бы не сдружились, но на данный момент им вынужденно приходится находиться вместе, пытаясь убедить себя, что это объединение временное. Несомненно, все противоречия все равно найдут выход и запустятся конфликты из совсем другой оперы. Возможно, процесс даже начался. Для оппозиции майдан уже стал обузой, и что с ним сделать не знает никто. Однако все хотят если не выиграть, то хотя бы не проиграть. Для политиков целью стало хотя бы сохранение лица, а для внезапно выросших общественных активистов ближайшая цель – это теплые места в верхних эшелонах оппозиционных партий. Протестующие, увидевшие отсутствие результатов этих месяцев Евромайдана, на глазах теряют интерес, эйфория попросту выветривается. Ситуацию еще можно было бы спасти, но для этого компромисс нужно искать не с властью, а внутри самого майдана и оппозиции.

2015 год для протестующих должен стать целью и точкой перелома, тогда как для власти на данный момент это будет лишь попыткой удержаться на плаву и продлить президентство Януковича. Сами оппозиционеры должны убедить майдан в том, что он существует не для того, чтобы привести к власти Кличко и Яценюка или Тягнибока, а для того чтобы власть осознавала свою ответственность перед обществом. Майдан должен заставить государство работать на граждан, а не на «семью» и олигархов. Именно он должен заставить силовиков обслуживать безопасность граждан, а не быть стражей для режима.

Для того чтобы люди не разбежались раньше времени и не разуверились окончательно, сами оппозиционеры должны подать пример и устранить свои амбиции, выдвинув единого кандидата. Неважно каким будет рейтинг этого кандидата, а возможно им мог бы стать и человек вовсе не из оппозиционной тройки. Главное – это продемонстрировать обществу, что единство возможно не только в оппозиции. Нужно прекратить разделять народ на своих и чужих, москалей и бендеровцев и взяться за дело. В противном случае народ станет окончательно аполитичным и никаких изменений не будет еще очень долго.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org