Маршал или царь Горошек?

1 350

Что-то много «Маршала» стало в последнее время в Луганске. А также его бравого «генерала» Горохова. В глазах рябит от обилия билл-бордов и телесюжетов: «Маршал» ремонтирует крышу; «Маршал» проводит День Жовтневого района; «День памяти» на заводе «Маршал»…

Тут же сам Сергей Горохов, старательно отворачивая от камеры ясны очи, изливает на зрителя очередную порцию банальностей. Поди, недешево обходится ему такой public relations. Нет, с этим деятелем надо знакомиться ближе. Положение обязывает.

Редакция «Молодогвардейца» по крупицам собирала все, что могло пролить свет на его загадочную персону. Сегодня мы знаем о Горохове и его бизнесе если не все, то очень многое. И готовы поделиться с читателями информацией и своими оценочными суждениями.

Нам упорно насаждают миф о Горохове-производственнике, но к успехам «завода «Маршал» сей господин имеет в лучшем случае весьма опосредованное отношение. Якобы созданные им 700 рабочих мест – всего лишь пиар на грани блефа.

Более того, теперь у нас есть основания внимательнее отнестись к инфе от его недоброжелателей, которые шепчут, что и весь гороховский бизнес — не что иное, как блеф низкого пошиба, который зиждется (по их оценкам) на вещах, несколько удаленных от норм закона. Впрочем, обвинять не смеем – не наш удел.

Мы поведаем вам, как предприятие «Маршал» измывается над простыми людьми, ежедневно и еженощно ставя под угрозу их здоровье и жизни. Не обойдем вниманием и историю о попытке «рейдерского захвата» бассейна школы №42. Благовидный предлог, выбранный тогда «маршальцами», – якобы создание на базе бассейна ДЮСШ, на наш взгляд, также находится на грани блефа.

Спросите, зачем и кому это надо? Горохов в 2012 году решил стать народным депутатом от Жовтневки, а потому информация о кандидате, какой бы милой или скверной она не оказалась, является общественно значимой и подлежит безусловной публикации в СМИ

Двести тонн Swarovski

Понятно, что заходя на официальный сайт «Маршала», мы ничего, кроме разухабистой рекламы, обнаружить и не надеялись. Но чтобы такое!..

«В 2010 году нашему предприятию исполнилось 18 летний юбилей» – уже во первых строках приветствует главная страница сайта случайного посетителя. Не будем оценивать соответствие данной словесной конструкции нормам русского языка, нас больше заинтересовал другой фрагмент этого же текста.

…Это что-то из престарелой серии анекдотов про «новых русских». Цитируем дословно: «В 2009 году ТМ «МАРШАЛ» решила широко отметить свой исторический, памятный юбилей – выпуск одного миллиона шаровых кранов за 17-летнюю историю работы на рынке трубопроводной арматуры. Презентация 1 000 000 крана состоялась на Международном Форуме… Кран был инкрустирован более чем 200 000 тысячами камней Swarovski».

Вообще-то 200 000 тысяч – это 200 миллионов. При весе одного камешка 1 г выходит, что на инкрустацию ушло 200 тонн довольно дорогого импортного стекла. Для тех, кто плохо представляет себе такую массу, напоминаем: стандартный полувагон вмещает 60 тонн. К слову сказать, в том же полувагоне легко разместятся несколько десятков самых крупных «маршальских» кранов. Но даже если прижимистые «маршальцы» выбрали самые мелкие камешки весом в 1/10 грамма, то все равно это 20 тонн – объем ветхозаветной «теплушки». В любом случае остается полагать, что на вышеупомянутом Форуме луганчане, вместо юбилейной арматурины, демонстрировали ошарашенным москвичам и гостям столицы преогромную кучу бижутерии.

Хотя, скорее всего, в данном случае мы просто имеем дело с одним из многочисленных «ляпов» не вполне грамотного менеджмента, а речь на самом деле идет «всего лишь» о 200 тысячах разноцветных стеклышек. Хотя и 200 килограммов бижутерии – явный перебор. Опять же, хотелось бы знать, каким способом наносилось это количество на изделие с внутренним диаметром в полметра (большего диаметра запорную арматуру гороховский завод просто не выпускает… если эти ребята снова чего-то не напутали). Обращались предприятие к ювелирам? Или обошлись своими силами? – мазали поверхность клеем «Момент» и осыпали его стразами из ведер… То-то надышались испарений работяги…

Кстати, один камешек знаменитой австрийкой фирмы стоит приблизительно 1 гривну. Не одну крышу в Жовтневом районе можно залатать.

Промежуточный вывод 1. Менеджмент компании не просто отличается малограмотностью – в самом элементарном значении неприятного слова. Эти люди не способны соотносить свои заявления (а иногда и действия) с реальностью. Опасный симптом…

Бизнесмен с дипломом эскулапа

Трудно сказать, имеет ли Сергей Горохов прямое отношение к операции «Двести тонн Swarovski» – генеральным директором он стал год спустя, в июне 2010. Но за содержание официального сайта он уж точно несет ответственность. И если сагу о миллионном кране с главной его страницы не убрали, он этим эпизодом в истории предприятия гордится. Что уже красноречиво говорит о характере человека.

Между прочим, о своем жизненном пути Горохов как-то рассказал нашей газете сам. То есть в редакцию принесли готовый текст, в котором повествование идет как бы от первого лица. Написано живенько – в отличие от суконного «комсомольского» слога, коим Сергей Александрович общается с телевизионщиками. Видимо, товарищу изрядно пришлось потратиться на толкового автора: все-таки не в какую-то захудалую многотиражку он обращался – в «Молодогвардеец». Лучше бы он этого не делал.

Мы здесь не будем выносить суждений насчет психофизических… особенностей героя опуса под названием «Не нужен мне остров Маврикий». В данном случае нас занимают несколько иные аспекты его биографии. Так вот, Горохов отметил, что «в 16 лет поступил в медуниверситет «на бюджет». Очевидно, уточнение ему понадобилось, чтобы подчеркнуть собственную талантливость: конкурс среди тех, кто хочет обучаться за счет государства, всегда выше. Зря он хвастался. Потому как из дальнейшего рассказа следует, что, получив от державы полноценное медицинское образование, он тут же послал эту державу (а также всех больных и немощных, в ней обретавшихся) в известном направлении и уже в год окончания вуза (1998-й) занялся личным обогащением. Причем в далеких от медицины сферах. Подрядился на завод «Спецавтоматика» торговать его шаровыми (от слова «шар», а не «шара») кранами. Хорошее начало трудовой биографии…

Кстати, завод, генеральным директором коего является Сергей Горохов, называется вовсе не «Маршал». «Маршал» – это торговая марка, а предприятие в специальных реестрах числится как частное акционерное общество «Луганское специализированное предприятие противопожарной автоматики и охранной сигнализации «Спецавтоматика». Зарегистрировано по адресу г. Луганск, ул. Монтажная, 13. По этому же адресу разместился скандально известный завод – ООО «Луганский завод трубопроводной арматуры», о котором речь впереди.

Почему скандальный – читателю «МГ» пояснять не нужно: мы не раз рассказывали о конфликтах завода с жителями соседних улиц. Есть и другие, не столь известные, но не менее любопытные эпизоды, выставляющие руководителей ЧАО не в самом выгодном свете. Но о них — позже. Пока – о персоналиях.

За какие заслуги перед предприятием начальник производства ЧАО «ЛСП ППА и ОС «Спецавтоматика» Сергей Горохов был представлен к званию генерального директора – не нам судить. Может, и не было никаких заслуг. Или, вернее, они были, но не перед родным заводом, а перед людьми, обретающимися далеко за заводской проходной. На это и сам Горохов намекает в уже цитированной статье: мол, в политику он идти не собирался, но «так случилось», что в конце 2009-го ему «со товарищи» довелось отремонтировать спортзал в одной из близлежащих школ – и тут его осенило: нужно срочно вступать в Партию регионов!

Ну, вы же понимаете, без партии никакой спортзал отремонтировать в Луганске невозможно…

Промежуточный вывод 2. Заниженное чувство ответственности формального лидера компании в отношении институций, кои он воспринимает как некие абстракции: «государство», «общество», «коллектив», «партия». Неразборчивость (мягко сказано) не только в средствах, но и в целях.

Информация для левой руки

Основателем и руководителем «Спецавтоматики» до октября 2005 года являлся Владимир Фурсин, затем сей бизнес у него якобы «отжал» Николай Дробышевский, который и стоял у руля предприятия до середины 2010- го. То есть годы становления и развития «Маршала» прошли без руководящего участия господина Горохова – как бы не пытался последний убедить нас в обратном.

В июне прошлого года Николай Дробышевский, оставаясь председателем наблюдательного совета ЧАО, убыл в Белокаменную, оставив на хозяйстве молодого и оч-чень напористого начальника производства Сергея Горохова и его «молодую команду». Кстати о «команде»: когда речь заходит о ней, то прежде всего имеются в виду два интересных персонажа – коммерческий директор Сергей Гундарь и председатель профкома Вячеслав Светлов, являющиеся депутатами горсовета. Но о них – разговор впереди.

Надо сказать, молодой и оч-чень напористый никакой революции за прошедший год и три месяца не совершил. Завод как клепал запорную арматуру, так и продолжает…

Тут стоит обратить внимание на одну особенность предприятия. В его названии говорится о противопожарной автоматике, но «маршальские» краны никак под это определение не подходят: открываются и закрываются они исключительно вручную. Средства автоматизации «Спецавтоматика» производила лет 20 назад; с приходом нового «менеджмента» производство примитивизировалось до уровня – в лучшем случае – середины прошлого столетия. Оборудование здесь – из тех же времен. Не будь эти ребята склонны к дешевой саморекламе, об этом можно было бы только догадываться. Но они, наверное, в силу технической… непросвещенности, скажем так, часто пускают операторов в цеха – а там токарные полуавтоматы 70-х годов и немногим более новые прессы для литья изделий из пластмассы. Собственно, для производства кранов чего-то более современного и не требуется. Разве что устройство для впаивания стразов. Но с ним можно не спешить – когда еще наметится 2-миллионный вентиль…

Могут спросить: «Что за претензии к таким замечательным ребятам?! Мало ли какое у них оборудование – главное, продукцию у них раскупают. Прибыли хватает и крыши людям перекрывать, и «Богатырские игры» на Театральной площади устраивать. Опять же – рабочие места…» Отвечаем: замечание политически неграмотное. Тем более – неграмотное экономически.

Любой политолог, пять минут понаблюдав за телодвижениями «маршальцев», тут же даст заключение: ребята «окучивают» будущий Жовтневый избирательный округ. На предмет пересаживания Сергея Горохова из кресла директора весьма среднего, даже по уездным меркам, заводика – в сияющий чертог по ул. Грушевского в стольном граде Киеве (ну, не ради же повторного избрания в облсовет).

Рассказывать нам о христианском милосердии Сергея Александровича тоже не рекомендуем. «У тебя же, – учил Христос в Нагорной проповеди, – когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Горохов же на каждую свою акцию тащит телевидение. Чтобы слава о нравственных его подвигах дошла до самого отдаленного… избирателя. И поскольку деяния его носят чисто земной, т.е. материальный характер, возникает серьезное опасение: не иссякнет ли финансовый источник его благотворительности? Судя по информации о производственной и коммерческой деятельности ЧАО «Спецавтоматика», такой момент может наступить, и не в очень отдаленном будущем. В первую очередь из-за чрезмерной PR-активности его руководства. Видно это по многим показателям.

Ну, к примеру, выручка завода от реализации продукции за последние годы росла не весьма – со 122,2 млн грн в кризисном 2009 г. до 157 млн в 2010 и до 32,8 млн в I кв. года нынешнего. В пределах инфляции, можно сказать. При том, что чистая прибыль в прошлом году составила 5,5 млн, в I кв. 2011-го – 2,7 млн. Не впечатляет, но, в принципе, не так уж и плохо. Если, конечно, заниматься только производством и его развитием. Но вот этого-то как раз и не наблюдается.

Наблюдается нечто другое. Кредиторская задолженность ЗАО за работы, товары и услуги в 2010-м (когда бразды правления подхватил Горохов) возросла с 43 до 92 млн грн – более чем в 2 раза (при росте «дебиторки» с 20,4 до 28,5 млн). В начале 2011-го положение вроде бы стало выправляться: кредиторская задолженность резко снизилась до 27 миллионов. Зато в строке «Векселі видані» разом нарисовалась цифра 55,5 млн. То есть долг, в основной своей массе, никуда не девался. Он просто трансформировался (еще 10 млн погасили, надо полагать, за счет того, что свои долги начали возвращать «Спецавтоматике» ее клиенты, дебиторская задолженность с 28 млн грн снизилась до 16,6 млн).

Промежуточный вывод 3. Финансовое, да и юридическое положение завода за время управления им гороховской команды серьезно пошатнулось, и именно по указанным выше причинам: неразборчивость в средствах во имя нечетко осознанной цели.

Крепостным дивиденды не полагаются

Интересный вопрос: откуда берется кредиторская задолженность и куда уходят занятые деньги. Финансовая отчетность ответа на него не дает. Точнее, дает ответ отрицательный: за последние 10 лет в разделах «Долгосрочные инвестиции» и «Текущие инвестиции» стоят круглые нули (справедливости ради надо сказать, один раз мелькнула цифра 0,7 тыс.). Неплохо бы выяснить, кому именно были выданы векселя. Если так пойдет и дальше, очень скоро ЧАО может оказаться в очень недобрых руках. А вы еще спрашиваете, какое нам дело до финансово-хозяйственной активности потенциального нардепа Горохова С.А. Сегодня он крыши людям кроет – а завтра, глядишь, сотни его подчиненных нестройной толпой на биржу труда потянутся.

Вот, к слову, еще один любопытный штрих к портрету безудержного популиста. По всему Жовтневому району Луганска размещены билл-борды с гороховским ликом, логотипом «Маршала» и лапидарным текстом: «За 7 лет на заводе создано 700 рабочих мест». Чтобы прохожий, не дай Бог, не спутал Сергея Александровича с каким-то другим «киндер-сюрпризом» – их сегодня много развелось – под сообщением стоит жирная подпись: «Сергей Горохов, генеральный директор». И надо бы порадоваться за осчастливленных луганчан, да только… Судя по все той же финансовой отчетности, расходы на зарплату в «Спецавтоматике» составили 8 млн 263 тыс. грн. То есть в среднем каждый месяц на это благое дело тратилось 688,58 тысячи. Если те 700, о которых заявляет Горохов, прибавились к нулю – среднемесячная зарплата на заводе составляла меньше 1 тысячи гривен. Но нам почему-то кажется, 7 лет назад здесь все же кто-то работал. И в немалом количестве (один «менеджмент» должен был исчисляться десятками человек). Так что, похоже, зарплата на заводе даже меньше нищенского минимального размера.

В первом квартале года нынешнего ежемесячные расходы на зарплату возросли. Сумма за 3 месяца составила 2,5 млн грн, или примерно по 819,3 тыс. в январе, феврале и марте. Похвально, но это все равно означает, что подавляющая часть трудового коллектива обходилась зарплатой, меньшей минимального ее размера. Просто потому, что кому-то Горохов должен платить больше остальных – своим заместителям, начальникам цехов, охране… Или у него все за пайку работают? Есть еще такой источник дохода, как дивиденды владельцам акций, но даже если какая-то часть рабочих и владеет этими бумагами, ценными их признать весьма проблематично: за время, начиная с 2001 г., ни одной копейки дивидендов выплачено не было. По крайней мере, если верить финансовой отчетности ЧАО.

В нынешних условиях 1000 гривен в месяц для токаря – это жестокое оскорбление. Тем более – для фрезеровщика или инструментальщика. И не надо пафосно восклицать: «Куда смотрит заводской профком?!» Смотрит в том же направлении, что и генеральный директор. А куда еще обращать ему свой пылкий взор, если председатель оного комитета, он же депутат Луганского горсовета Вячеслав Евгеньевич Светлов владеет самой крупной долей в уставном капитале «родного» завода трубопроводной арматуры: 1 398 600 грн. Это почти 40%. Для сравнения, доля Горохова вдвое меньше: 769 230 грн. То есть глава профкома вдвое больше своего шефа заинтересован в том, чтобы членам профсоюза платили по минимуму.

Нельзя, конечно, исключать, что реальная зарплата на заводе в разы выше, только выдают ее в пресловутых «конвертах». Но тогда самое время заглянуть на улицу Монтажную группе товарищей-мытарей с ул. Коцюбинского, 2. Это как раз по их профилю. А с другой стороны, на какую пенсию могут рассчитывать работяги «Маршала» при такой их зарплате? Особенно с учетом недавних тигипкиных «новаций» в этой сфере…

Промежуточный вывод 4. Горохову со товарищи глубоко по фигу доля «простого человека», интересы которого они якобы защищают. Даже того человека, за благосостояние которого они несут прямую непосредственную ответственность.

По материалам: 11pr.net