ЛДНР: шаг от Украины к России

660

18 февраля российский президент подписал указ №74, в соответствии с которым в России будут признаны все документы, выданные в ДНР и ЛНР, включая паспорта и номерные знаки на транспортных средствах. Отныне Москва официально будет считать паспорта непризнанных республик законными документами, что по факту дает возможность въезжать и выезжать из России. Также указ Путина фактически признает и легализует органы ДНР и ЛНР. И хотя этот указ объясняется гуманитарной позицией и считается временной мерой, так как официально он действует до урегулирования ситуации на Донбассе, тем не менее, признание документов произошло по факту. Таким образом, российское руководство отвергло признание целостности Украины, а также ее суверенитета. Из Донбасса также посыпались заявления от Захарченко и Плотницкого, которые несказанно рады президентскому указу – по их словам это судьбоносное решение является «шагом к мировому признанию суверенитета». Можно сказать что незаконные вооруженные формирования, ведущие боевые действия на украинской территории, теперь документально легализованы Москвой, их органы власти признаны, а следовательно и документы, выдаваемые боевикам, отныне для России официальны.

С какой целью в Кремле приняли решение издать вышеупомянутый указ? Аналитики полагают, что он носит реакционный характер, в основном на позицию США по поводу Крыма и Донбасса. Очевидно, что американские заявления пока не оправдывают надежд Владимира Путина и ему пришлось создать свой сигнал предупреждения для Вашингтона, а также другим партнерам по «Нормандскому формату». С помощью указа Путин пытается показать, что не будет терпеть давления и требует признания и собственных интересов, пусть и с компромиссами. Поэтому признание документов, выдаваемых в ДНР и ЛНР, фактически позволяет ему вести торги вокруг Донбасса более уверенно. В то же время, несмотря на опровержение из Москвы, это может быть и первым пробным шагом к признанию ЛДНР государственными образованиями в будущем, аналогично тому, как это было сделано с Абхазией и Осетией. То есть не исключено признание независимости, а затем и подписание договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи в отдаленной перспективе или же в случае осложнении переговоров с западом. Впрочем, в такой ситуации на российское содержание упал бы весьма депрессивный регион с разрушенной инфраструктурой. Такой вариант, очевидно, является невыгодным для Москвы и вряд ли его сейчас рассматривают всерьез. Но исключать такую возможность также нельзя, в особенности вопрос актуализируется с приближением президентских выборов в России, либо в случае роста военной эскалации на Донбассе. На сегодняшний день Москва видит основной целью интегрировать в Украину ДНР и ЛНР, причем именно в таком виде, в котором их легитимизировали, да еще и под защитой «особого статуса».

В Киеве же считают, что признание Москвой документов ЛДНР является серьезным основанием для принятия ответных действий, отмечает информационный портал job-sbu.org. К тому же на Западе указ Путина не одобрили, а наоборот осудили. Подобный «паспортный демарш» Киев постарается обжаловать апелляциями в международные инстанции – ООН и ОБСЕ, а также использует для того, чтобы снова потребовать признать Москву участником конфликта, а не посредником. Кроме того, это может стать поводом к призыву к усилению и расширению санкций против России. Эксперты считают, что с украинской стороны логично было бы законодательно признать ДНР и ЛНР оккупированными территориями с соответствующими политическими и правовыми последствиями.

Несколько дней назад генеральный прокурор Юрий Луценко обратился к мировому сообществу с требованием начать международное преследование членов ЛДНР как террористической организации. Примечательно что в стране до сих пор отсутствует закон о механизме признания организаций террористическими, следовательно, сделать это нельзя даже в Украине, и вряд ли международное сообщество в виде, например, ОБСЕ, которое сотрудничает с ЛДНР, станет признавать их террористами. Здесь необходимо принять более взвешенное политическое решение, имеющее практическую, а не эмоциональную пользу для разрешения конфликта.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org