Кто позаботится о Национальной полиции?

806

90Национальная полиция, а вернее ее руководство отказывается от перечисления членских взносов своих сотрудников на счет профсоюза. Об этом журналистам стало известно на этой неделе, однако в самом профсоюзе на данный момент комментировать ситуацию не спешат. По мнению представителей организации, неосторожность в этом вопросе может повредить диалогу профсоюза и руководства Нацполиции. В последнем случае речь идет, прежде всего, о ее главе Хатии Деканоидзе, которая постановила прекратить денежные переводы на счета профсоюза в Киеве и области. Впрочем, судя по всему, только столичным регионом дело не ограничится. Свидетельством этому служат спешно создаваемые альтернативные профсоюзные организации внутри самого ведомства по регионам.

Пока же, по сведениям источников, речь идет о Киеве и Киевской области. Так, согласно законодательству Нацполиция, основываясь на личных заявлениях членов профсоюзов обязана переводить определенную часть их заработной платы на счета тех профсоюзных организаций, в которых состоят последние. Однако, по личному распоряжению Деканоидзе, по информации источников, на сегодняшний день такие перечисления остановлены. Все это имеет довольно серьезные последствия, прежде всего, для самих полицейских. В частности, речь идет о том, что сотрудники Нацполиции рискуют лишиться опеки своих профсоюзов, а ведь многие из них получают здесь социальную помощь. Например, это помощь при рождении детей, возможность получения путевки для лечения или отдыха, финансовая помощь для инвалидов, участников АТО и других категорий.

В такую немилость у Деканоидзе, по мнению журналистов, киевские полицейские могли попасть после того, как осенью прошлого года они осмелились на организованное пикетирование здания МВД. Тогда требованием пикетчиков стало закрытие переаттестационных комиссий, которые, по мнению выступающих, работают крайне необъективно, а их состав создает преграды для прохождения переаттестации многими сотрудниками. Кроме этого, ранее юристами было составлено исковое заявление в суд, в котором заявители потребовали признать приказ о переаттестации (№1465) незаконным. На данный момент этот иск находится на рассмотрении киевского Окружного административного суда. Однако до 15 июня в заседании суда был объявлен перерыв, причиной для чего стало невыполнение Министерством внутренних дел своих обязанностей по публикации объявления об обжаловании приказа.

Такое недовольство действиями переаттестационных комиссий возникло вовсе не на пустом месте. Так, по результатам их работы уже сегодня, согласно данным журнала «Фокус» свое увольнение из органов внутренних дел в судах оспаривают порядка 2,5 тысяч бывших сотрудников МВД, а еще 400 исков уже были удовлетворены в пользу незаконно уволенных полицейских. А если верить неофициальным источникам, то число тех, кто судится с Нацполицией, достигает четырех тысяч человек, а может быть и еще больше, ведь согласно рекомендациям руководства ведомства, уволенными могут оказаться еще порядка трех тысяч сотрудников Нацполиции.

Вероятно, именно этот протест полицейских стал одной из причин того, полицейские оказались фактически отрезанными от профсоюзов. Однако, судя по тому, что происходит сегодня в регионах, проблемы с профсоюзами в ближайшее время могут возникнуть практически повсеместно. И в данном случае это трудно назвать какой-либо местью Деканоидзе за непослушание, отмечает информационный портал job-sbu.org. Похоже, что полицейская реформа еще незакончена и в скором времени планируется не только еще больше сократить штат сотрудников МВД, а и урезать права и социальные гарантии для его сотрудников. По крайней мере, такое подозрение сегодня возникает у специалистов, которые изучают ситуацию не только в Киеве, а и на местах. А там полным ходом идет подготовка к созданию карманных (внутренних) профсоюзов полиции, которые должны будут заменить для сотрудников МВД обычные профсоюзы.

Интересно, что профсоюзы, темники по которым рассылаются уже практически в открытую, будут привлекать своих членов на добровольно-принудительной основе. И если в отдельных областях об этом пока говориться устно, то вот в Полтавской области начальство областной Нацполиции этого уже не скрывает. Так, по области рассылаются телеграммы, в которых содержатся настойчивые рекомендации к сотрудникам вступать в ряды создаваемых профсоюзов. С одной стороны во вступлении в профсоюз нет ничего плохого, но только в том случае, если это не происходит в порядке принуждения, а также нет нарушения закона. Вот только в последнем случае, по мнению юристов, такое нарушение налицо. Выражается оно хотя бы в том, что действия руководства Нацполиции противоречат статье 7 Закона «О профсоюзах, их правах и гарантии деятельности». Согласно ей, любой гражданин страны имеет право лично решать, в какой профсоюз он желает вступить, и никто не может быть принужден к вступлению в профсоюз насильно. Кроме этого, нарушается и 36 статья Конституции, которая гласит, что ни один человек не может принуждаться к вступлению в гражданские объединения, равно как и быть ограниченным в своих правах за нахождение в составе политических партий или общественных организаций.

Однако, судя по всему, последнее руководителей Нацполиции не очень-то волнует. Замена профсоюзов на новые, которые, как предполагают журналисты, будут полностью подконтрольными руководству МВД, идет полных ходом. По сведениям источников, курируют этот вопрос Константин Бушуев, который сегодня занимает должность руководителя аппарата Нацполиции, и его коллега Владимир Жиденко. Последний возглавляет правовой департамент и вместе с Бушуевым контролирует процесс создания профсоюзных ячеек. Лично же, кураторством в телефонном режиме занимается Виктор Дрыгай, который контактирует с местами напрямую. При этом с наибольшей вероятностью можно сказать, что административный ресурс оказывает большое подспорье в организации карманных профсоюзов. Вполне возможно, что даже часть той суммы, которая не поступила на счета профсоюза по Киеву и области, также может быть использована в «утрясании» возникающих вопросов на местах.

Но может ли кто-нибудь противостоять действиям Деканоидзе и ее подчиненных? Существует ли структура, которая способна контролировать эти процессы? Оказывается, существует, и при желании может выступить против произвола на уровне Министерства. Эта структура именуется, как Общественный совет при МВД, во главе которого находится Владимир Мартыненко, который попутно с этим трудится в Верховной Раде, занимаясь борьбой с коррупцией, и даже дает советы министрам МВД и молодежи и спорта. Вот только в реальности проблема заключается в том, что и этот совет с не меньшим успехом, чем создаваемые подконтрольные профсоюзы, тоже можно назвать карманным. Вернее, не столько карманным, сколько лояльным, удобно закрывающим глаза на происходящее.

Вероятно, на первом месте для руководства МВД и контролирующих органов остается желание ударно провести полицейскую реформу. А то, что при этом пострадают рядовые полицейские, является сегодня не самым важным для начальства вопросом. И то, притом, что само начальство, в частности Деканоидзе получает жалование в 100 тысяч гривен ежемесячно. Жалование, которое обеспечивается за счет налогов украинцев, в том числе и полицейских, интересами которых Деканоидзе готова пожертвовать в угоду обязательствам перед теми, кто требует провести полицейскую реформу как можно скорее.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org