Конец компартии близок?

594

Солидный результат на выборах позволил Компартии торговаться с регионалами на предмет должностей, однако эти торги закончились неудачей и коммунистов отодвинули от властной кормушки. Пока свои 13% у них не получилось превратить ни в «золотую акцию», ни в министерские портфели. Мало того, большие амбиции Симоненко вызвали гнев со стороны власти, вылившийся в принятие новой редакции парламентского Регламента. Вместо привилегий и сотрудничества депутатам от КПУ придется теперь вести борьбу со своими бывшими союзниками. Конфликт между регионалами и коммунистами начал назревать еще до выборов, когда коммунисты отказались согласовывать мажоритарные округа. Вместо этого они решили играть свою игру, причем довольно агрессивную. Ответ со стороны власти не заставил себя долго ждать, причем он оказался даже более суровым чем противостояние ПР и оппозиции. Чтобы победить сильных мажоритарщиков от КПУ в юго-восточных областях, регионалы использовали все свои ресурсы, и это им удалось. Симоненко даже решил рискнуть и отправил в округа наиболее сильных представителей партии, действующих депутатов уходящего созыва, рассчитывая получить как можно больше мандатов. Однако проиграли все, что однозначно скажется на внутрипартийной ситуации. Подобно оппозиции в КПУ также начнутся разборки.

Несмотря на противостояние на Юго-Востоке коммунисты были уверены, что после выборов они в любом случае потребуются власти для создания большинства. Это могло бы быть так, однако Симоненко забыл о двух важных моментах. Это распределение мест по партийным спискам, так как ввиду крупного результата «Удара» и «Свободы» КПУ получит меньше мандатов, а также избрание в парламент 43 самовыдвиженцев. Оба этих обстоятельства серьезно нивелировали ценность компартии в Верховной Раде. С одной стороны их рейтинг по сравнению с выборами 2007 года сильно вырос, а с другой - серьезно обесценился. В прошлом созыве у КПУ была роль «золотой акции» и возможность в обмен на лояльность получать от власти посты и привилегии. Теперь же 13% результат сможет негативно отразиться на верхушке партии. Первым делом коммунисты сделали предложение Партии регионов. По информации портала job-sbu.org речь шла о сумме в 300 млн. долларов в обмен на лояльность. На одной из пресс-конференций Александр Брегинец открыто называл эту цифру. Вероятно регионалы очень удивились таким амбициям. Можно и без калькулятора посчитать, что даже без 32 коммунистов регионалы могут попытаться создать большинство, привлекая самовыдвиженцев. Конечно, возможность сотрудничества вряд ли исключается даже сейчас, тем более что можно сэкономить время. Однако кроме финансовых потерь власти пришлось бы пожертвовать еще и рядом крупных постов, которые требует компартия. Традиционно они претендуют на таможню и фонд госимущества. Оба эти места достаточно хлебные и в прошлом созыве позволяли бы компартии держаться на плаву. К тому же коммунисты давно хотели иметь представительство и в Кабмине, хотя бы в идее одного-двух министров. Ключевые должности вряд ли бы входили в требования /Симоненко, однако предметом торга могло стать Министерство строительства, регионального развития и ЖКХ, ныне возглавляемое Анатолием Близнюком.

Однако все пошло не так. В планы регионалов входит тотальный контроль над властной вертикалью. Они, вероятно, согласятся договариваться только в случае серьезной необходимости, но и это еще не все.

Впрочем, Партия регионов вряд ли исключает из своей повестки дня страховку, ведь большинство, созданное из самовыдвиженцев имеет серию недостатков. Коалиция 230 депутатов – это слишком ненадежно. Кто-то поедет в Лондон к детям, а кто-то – на Кипр заниматься бизнесом, и все – голосование провалено. В такой ситуации власти пригодились бы коммунисты. К тому же самовыдвиженцы более независимы, чем жесткая вертикаль компартии, исполняющая указания своего лидера. Самовыдвиженцы могут в любой момент изменить свои политические взгляды, а это особенно рискованно в преддверии президентских выборов. Пока оппозиция не рассуждает про 2015 год, однако если решится выдвинуть какую-либо перспективную фигуру, то кто-то из самовыдвиженцев может сделать ставку на нового лидера.

В то же время проводить переговоры – это значит потратить много времени, да еще и нести финансовые потери. Однако регионалы предусмотрели и этот вариант. Они приняли новый Регламент Верховной Рады, уже подписанный президентом 19 ноября. В нем есть один интересный момент, оказывающий серьезное влияние на форматирование фракции в парламенте. Согласно новому регламенту фракцию может создать только та политическая сила, которая на выборах получила не менее 5% голосов и вместе с тем имеет представителей избранных в мажоритарных округах. У компартии мажоритарщиков нет, а это значит, что коммунисты не смогут создать свою фракцию. В отсутствие фракции депутаты, прошедшие по спискам КПУ, согласно тому же регламенту могут вступить в другую фракцию. Таким образом, наиболее амбициозным депутатам-коммунистам регионалы прямо сейчас предлагают перейти в провластную фракцию. Кроме того, Симоненко со своим окружением потеряет целый ряд процедурных полномочий, так как регламент в этом отношении сильно ограничивает внефракционных депутатов.

Такой казус в карьере Симоненко случился впервые. Впервые он поднял рейтинг партии на 8%, но вместо праздника получил серьезный удар от бывших союзников. Ни лоббистских схем, ни министерских портфелей, да еще и риск утраты собственных депутатов. Дополнительно накаляет ситуацию и дела у коммунистов на местах. В ходе региональной кампании избирательные штабы КПУ привлекали множество людей, которые хотели заработать на выборах после победных 13%. Теерь же недовольные могут взбунтоваться, а возглавить их смогут бывшие депутаты компартии, которые в Раду не попали исключительно по воле Симоненко, отправившего их на мажоритарку. В Одессе это Евгений Царьков, в Запорожье – Алексей Бабурин, в Харькове – Алла Александровская. Наверняка они уже точат зуб на Симоненко. За ими тоже есть люди, которых обманули. Еще интереснее будут развиваться отношения компартии со спонсорами, которые на предвыборную кампанию затратили огромные деньги, в чем все могли воочию убедиться на улицах городов.

Очевидно, что компартия идет к увяданию. Конечно, там неоднократно заявляли про «омоложение» и «ребрендинг», однако в реальности не видно результатов ни от первого, ни от второго. Компартия по-прежнему эксплуатирует воспоминания о прошлом, при этом не предлагает ни возврата к прошлому, ни идеи прогрессивного социализма. Симоненко и компания довольны нынешним положением своих дел и просто играют на чувствах ностальгирующих людей. однако подобные дела рано или поздно заканчиваются. Симоненко не удалось привлечь новый электорат – он просто подхватил неопределившихся протестных левых. К следующим выборам этот электорат уйдет к другим партиям, в том числе и к власти. Рейтинг КПУ упадет на уровень 2006 года.

Регионалам же теперь выгоднее «раскручивать» «Свободу», чем поддерживать на плаву КПУ. В новом парламенте коммунистам придется играть свою игру и находиться в стороне от оппозиции и власти. Это не принесет никаких бонусов для партии, не даст возможность играть лоббированием законов, а значит, финансирование КПУ сократится. С другой стороны это может стать стартом для перерождения партии и смещения Симоненко, пропахшего нафталином. Поживем – увидим.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org