Коломойский против Фирташа. Кому достанется Одесский припортовый завод?

783

100В мае текущего года стало известно о том, что кабинет министров Гройсмана одобрил условия для проведения очередного этапа приватизации Одесского припортового завода. Согласно заранее предусмотренным срокам аукцион должен состояться во второй половине этого месяца. Но вот будет это возможно или нет, сегодня пока остается вопросом. Так или иначе, но стартовая цена ОПЗ должна будет составить 500 миллионов долларов, что в пересчете на национальную валюту составляет 13 175 миллиардов гривен.

Претенденты на Одесский припортовый завод
Сегодня Одесским припортовым заводом интересуются такие компании, как CF Industries, Koch Fertilizers и IBЕ Trade из Америки, Ciech из Польши, Yara из Норвегии. Все они имеют желание стать владельцами предприятия, которое является самым крупным производителем аммиака на территории стран СНГ, крупным производителем карбамида и азотных удобрений. А еще ОПЗ является единственным предприятием в нашей стране, которое имеет единственный в стране терминал, позволяющий производить перегрузку аммиака с суши на корабли. Кроме этого, предприятие является конечной точкой аммиакопровода по маршруту Тольятти-Одесса. Это делает завод не просто желанным объектом для потенциальных покупателей. Неслучайно двое из них вот в течение вот уже десятилетия пытаются выяснить, кто имеет на ОПЗ больше прав. Речь идет о двух украинских магнатах - Дмитрии Фирташе и Игоре Коломойском, оба считают завод свой собственностью, и оба пытаются доказать это в судах различных инстанций, но пока безрезультатно.

Судебные тяжбы вокруг ОПЗ
Но именно они могут стать причиной того, что продажа ОПЗ, по крайней мере, в запланированные сроки, может не состояться. Причиной этому стали попытки олигархов заблокировать торги, поскольку и один, и второй претендует на получение завода. Так, Игорь Коломойский, считает, что Одесский припортовый принадлежит компании «Нортима» (одна из украинских фирм олигарха), которая еще в 2009 году стала владельцем 99,567% акций завода, который компания приобрела в результате торгов, проводящихся в прямом эфире одного из госканалов – уверяет Геннадий Подгорнов, занимающий пост директора фирмы «Нортима». По его заверениям, все действия связанные с куплей 99,567% акций завода, компания расценит как «приобретение украденного имущества», ведь владельцем этого пакета фирма стала еще в 2009 году.

Однако, по словам Подгорного, действующий на тот момент премьер-министра Юлия Тимошенко оказала давление на участников конкурсной комиссии, отказавшихся ставить подписи в договоре купли-продажи. Как считает Подгорнов, Юлии Тимошенко не понравилось то, что победителем конкурса семилетней давности оказалась компания «Нортима» вместо еще одного участника фирмы «Азот-сервис», входящей в состав группы «СИБУР». На основании вышесказанного компания в судебном порядке пытается оспорить право на владение Одесским припортовым заводом, что может стать причиной блокировки намеченных правительством торгов по его продаже.

Маленькие хитрости
А вот конкурент Коломойского в борьбе за владение ОПЗ Дмитрий Фирташ, также доказывающий свои права на приобретение завода, уже добился положительных для себя результатов. Так, его холдинг Ostchem Holding Limited смог добиться решения арбитражного суда города Стокгольма, которое предусматривает блокирование активов завода. Это решение вступило в силу в конце прошлого месяца, и фактически его можно использовать против проведения аукциона по продаже контрольного пакета акций ОПЗ. Победа Фирташа объясняется тем, что ОПЗ задолжал его компании серьезные суммы – порядка 200 миллионов долларов, отмечает информационный портал job-sbu.org. Кстати, именно это обстоятельство дает ему возможность диктовать свои условия, влиять на финансовое состояние завода, а еще искусственно доводить его до убытков, чтобы в удобный момент (например, после доведения предприятия до банкротства) спекулировать на фактах задолженности.

Как считают эксперты, такое единство действий магнатов может означать, что оба они не заинтересованы в продаже Одесского припортового завода в сегодняшних условиях. Одним из требований может стать изменение условий продажи ОПЗ, которые на сегодняшний момент, похоже не устаивают ни одного, ни другого олигарха. Вместе с этим оба могут опасаться того, что ОПЗ рискует и вовсе уплыть в руки иностранных собственников пока главные соперники решают между собой, кто же из них имеет право на один из самых лакомых кусков в украинской промышленности.

Возможен ли союз?
О том возможен ли союз непримиримых конкурентов ради того, чтобы ОПЗ не уплыл из рук обоих сказать сложно. Но теоретически такая возможность имеется. Кстати, отдельные эксперты считают, что завод просто может быть поделен на двух хозяев, и решение сейчас упирается лишь в тонкости негласного переговорного процесса между «отечественными» претендентами и руководством страны. Официально, последнее ни в каких подобных переговорах, конечно же, не участвует. Однако неофициально переговорщиком от президента считают не так давно восстановленного в своей должности заместителя руководителя фракции БПП в парламенте Игоря Кононенко. Именно «серому кардиналу», как иногда называют Кононенко, приписывается роль главного переговорщика по ОПЗ от власти. Интересен и тот факт, что сегодняшним заместителем руководителя Фонда государственного имущества является бывший помощник Кононенко Владимир Державин.

В чем интерес и кто заинтересован в приватизации ОПЗ
Многие рассматривают в этом не просто совпадение, а прямую взаимосвязь и даже коррупционный синдикат по продаже одного из самых ликвидных украинских предприятий, которое даже, несмотря на сложные экономические условия и простои, продолжает приносить в казну 210 миллионов гривен чистейшей прибыли. Исходя из этого, напрашивается вопрос: зачем государству понадобилось продавать не просто доходное, но и важное стратегическое предприятие. Ответ на него, по сути, находится на поверхности, однако, с точки зрения правительства эти шаги являются вынужденной мерой для наполнения бюджета за счет доходов от приватизации. Так еще Айварас Абрамовичус из Кабмина Яценюка сулил государству прибыль в размере 17 миллиардов гривен. Вот только реально бюджет пополнился лишь на 140 миллионов, в то время как Украина потеряла еще часть своего имущества. Точно также может произойти и с ОПЗ, в результате чего государство получит единоразовую прибыль, но лишится при этом стабильного дохода, источники которого сегодня можно пересчитать уже чуть и не по пальцам.

Кроме этого, владельцами стратегически важного предприятия могут стать иностранцы, и многие сегодня называют это отрабатыванием кредитов перед западными инвесторами. Впрочем, существует и мнение, согласно которому владельцем одной из фирм претендентов на ОПЗ на торгах могут оказаться тот же Коломойский или Фирташ. Однако от этого государству вряд ли станет намного легче, ведь правила игры будут диктовать уже не власти, а олигархи. При этом конфликт интересов, судя по всему, вовсе не смущает участников негласных переговоров по ОПЗ. Например, президент, похоже, не сильно расстроился бы по поводу того, что однажды ему придется соглашаться на условия одного из главных своих врагов Игоря Коломойского, победу над которым он, казалось бы, одержал еще весной прошлого года. Но, как говорится, ничего личного, только бизнес. Да и в самом деле, личного тут действительно ничего, а то, что государственное, судя по всему, в счет не идет.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org