Кандидаты и представители: ждать ли хаоса 31 марта?
Нынешние президентские выборы продолжают бить рекорды. В этом плане они уже вошли в историю тем, что на них зарегистрировалось самое большое количество кандидатов, желающих стать главой государства. И хотя у кандидатов еще есть время сняться с гонки, тем не менее, сейчас их уже 44. По сравнению с прежними президентскими выборами, состоящими пять лет назад, это вдвое больше. Примечательно, что большая часть кандидатов не имеют ни малейшего шанса войти даже в десятку лидеров, и несмотря на это они не пожалели 2,5 млн. грн. залога. Некоторые из кандидатов являются техническими. Тем не менее, уже не секрет, что большая часть тех самых «технических» зарегистрирована для того чтобы провести как можно больше своих представителей в территориальные и окружные комиссии.
Лидеры президентской гонки уже заполнили свои квоты в окружных избиркомах – их представители уже есть во всех 199 окружных комиссиях. Кроме того от лидеров гонки и больше всего глав комиссий. Впрочем, среди тех, кто смог зарегистрировать своих представителей если не во все, то почти по всех комиссиях есть и далеко не лидеры, а то и вовсе аутсайдеры. Это, например Андрей Новак, Руслан Наговаров, Роман Насиров, Юрий Тимошенко, Юлия Литвиненко и другие персонажи, которые в надежде на сходство фамилий попытаются собрать хотя бы 0,5%. Если не случится массового снятия кандидатов, то по подсчетам экспертов, длина бюллетеней на первый пункт составит примерно один метр. Очевидно, что избиратели, особенно пожилые, запросто запутаются в такой простыне, но это не является главной проблемой выборов.
Закон позволяет каждому кандидату делегировать в комиссии своих представителей. На сайте ЦИК уже есть такие окружные избирательные комиссии, в которые около 40 десятков членов комиссий, да еще десятки наблюдателей. Даже опытные члены комиссии пока не представляют, как такое количество людей сможет нормально работать и принимать решения. Похожая картина наблюдается как в территориальных, так и на участковых избирательных комиссиях, где людям приходится ютиться в небольших помещениях. При этом законом количество членов комиссий не ограничено, есть только установленный минимум – 10 для территориальных, 8 для участковых. Если вдруг возникнет дефицит на участковой комиссии, то можно будет заполнить кадры добровольно-принудительным участием в комиссии работников учреждений, которые в этих учреждениях работают. По мнению экспертов, кандидаты вряд ли смогут разместить своих людей во всех комиссиях.
В Комитете избирателей Украины считают что беспорядка на участках удастся избежать, тем более у многих партий попросту нет региональных структур для того чтобы набрать столько волонтеров. Глава «комитета» Алексей Кошель считает, что переполненности участковых комиссий удастся избежать, и сложностей в работе не появится. По его мнению, не должно быть и проблем с наблюдателями. Впрочем, в штабе Зеленского опасаются того, что комиссии могут специально затянуть выдачу бюллетеней, чтобы отбить охоту голосовать. Шоумен полагает, что большинство его сторонников – это молодежь, которая не любит очереди.
В БПП признают, что большое количество членов комиссии и наблюдателей может помешать организации работы избиркомов. Нардеп от БПП Александр Черненко считает, что это может осложнить работу, к тому же с увеличением количества членов комиссии увеличивается и кворум для решений, который будет легче сорвать. Привносится хаос, а значит, растут возможности для манипуляций и блокирования решений. Эксперты полагают, что достаточно активным составом окружной комиссии является 20-22 члена и это уже много. Если их еще больше, то хаоса не избежать. К тому же бывший заместитель главы ЦИК Андрей Магера отмечает, что оплата работы членов комиссий производится за счет бюджета, на который идет дополнительная нагрузка. По его словам, сумма залогов, собранных с кандидатов – это мизер, по сравнению с тем, сколько тратит государство. Большая часть суммы – около 80% – уходит на зарплату и расходы для членов комиссий. По его мнению, имеются большие риски касательно инцидентов с недочетами. Если будет много их зафиксировано после первого тура, то в итоге может быть сорвано повторное голосование, то есть второй тур, который должен состояться через 21 день. ЦИК должен посчитать результаты всего за 10 дней. Кандидаты на выход во второй тур должны подать свои кандидатуры не позднее, чем за 12 дней до голосования, а хаос в комиссиях может сильно сорвать эти сроки, так как представители десятков кандидатов, неудовлетворенные результатами, могут попросту завалить суды исками. Даже если их будут рассматривать как неотложные, времени просто физически не хватит. Кроме того кандидаты могут подавать апелляцию, которая затянет процесс еще сильнее.
Так, например, в штабе одного из лидеров гонки Юлии Тимошенко отмечают, что эксперты уже изучили вопрос и насчитали как минимум десяток подставных технических кандидатов от Порошенко. В свою очередь ее оппоненты считают, что и от нее есть такие кандидаты, которые будут представлять в комиссиях интересы Тимошенко. Одним словом 31 марта на участках будет очень горячая ночь, причем весь пожар подсчета устроят не кандидаты, а огромная армия их представителей в комиссиях.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org