История о том, как министр образования сам себя пропиарил

659

В адрес министра образования и науки Дмитрия Табачника с первых дней его пребывания на должности звучит столько сокрушительной критики, что и сам министр, вопреки внешнему спокойствию, наверное, устал от нее отбиваться. Потому решил реабилитировать свою очень подмоченную репутацию, сделав «сенсационное» заявление на итоговой пресс-конференции в Киеве: «По оценкам, приведенным во Всемирном отчете по конкурентоспособности государств Всемирного экономического форума, проходившего в Швейцарии, образовательная система Украины занимает 56-е место в мировом рейтинге 139 стран мира». А для тех, кто не осознал всей значимости победы украинского образования, разъяснил, что такими выдающимися достижениями мы обязаны реформам, проведенным правительством за последние два года.

Где же, интересно, мы все были, что не заметили этих прогрессивных изменений в образовании? Может, мы и господин Табачник живем в разных странах? Ведь наших университетов нет в авторитетных мировых рейтингах. Мы не можем назвать ни одной громкой реформы в сфере образования за упомянутый период. В чем же секрет успеха?

Справедливости ради должны признать: в то время как в глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина опустилась, по составляющей «образование» она действительно поднялась. Но, радостно рапортуя перед общественностью, министр не объяснил, что общий индекс состоит из многих показателей. И если их проанализировать, выяснится — особо радоваться причин нет.

Действительно, наша страна входит в первую двадцатку стран по индексу охвата высшим образованием: по количеству студентов в вузах мы занимаем восьмое место, по количеству тех, кто продолжает образование (учится в аспирантуре), — седьмое. Такой рост количественных характеристик высшего образования наблюдается в последние несколько лет. И это очень радовало бы, если бы такими же темпами росло и качество образования. Вместо того этот показатель неустанно снижается: еще четыре года назад по качеству образования мы занимали 55-е место, а сегодня — 72-е. Еще хуже ситуация с профессиональным образованием: в позиции «обучение на рабочем месте» Украина на 112-м месте. Для сравнения: четыре года назад у нас было 83-е место.

Согласно Отчету о конкурентоспособности регионов Украины, составленном фондом «Эффективное управление» в партнерстве со Всемирным экономическим форумом, наша страна пока сохраняет удовлетворительные позиции в соответствующем мировом рейтинге. Однако анализ динамики рейтинга по составляющей «образование» показывает, что мы теряем свои позиции из-за низкого качества образования и слабого обучения на рабочем месте. Ведь показатель «высшее и профессиональное образование» входит в группу так называемых усилителей эффективности, имеющих важное значение при расчете общего индекса конкурентоспособности страны.

Не можем гордиться и такими показателями, как интернет-доступ в школах — 70-е место, качество работы научно-исследовательских заведений (университетов) — 72-е, расходы компаний в научно-исследовательской сфере — 75-е, сотрудничество промышленности и университетов в научно-исследовательской сфере — 70-е, закупка правительством продукции передовых технологий — 112-е, качество обучения в школах менеджмента — 116-е, повышение квалификации персонала — 117-е место.

Правду говорят, язык мой — враг мой. Выдергивая факт и манипулируя им в своих интересах, министр Табачник недооценил общественность. Наверное, надеялся, что деталями никто не будет интересоваться. А зря. Теперь мы не просто убедились, что правильно понимаем министерское реформаторство, но и ощутили его вес на мировом уровне. Сакраментальный вопрос «если мы такие умные, то почему такие бедные?» нас не гложет. Мы знаем на него ответ.

По материалам zn.ua