История о министрах обороны Ежеле и Саламатине

564

Эта почти детективная история началась еще в бытность министром обороны М. Ежеля и завершилась уже при нынешнем главе оборонного ведомства Д. Саламатине.

Не секрет, что два упомянутых мною чиновника свое основное внимание сосредоточили отнюдь не на армейских реформах, а на финансовых потоках и имеющихся в Вооруженных силах материальных ресурсах. Естественно, не последнее место в перечне того, что «плохо лежит», занимают высвобождающиеся в ходе сокращения армии земли обороны. Речь идет о сотнях тысяч гектаров отнюдь не бросовых земельных ресурсов, продажа которых могла бы принести миллиарды гривен в государственную казну.

Однако произошедшие недавно события, связанные с подписанием президентом В.Януковичем на минувшей неделе Закона Украины № 4226, заставляют сомневаться в том, что власть имущие направили свои усилия на создание дополнительных источников поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Напомню читателям, что еще в начале июля 2010 года народными депутатами Г.Калетником и О.Черпицким был инициирован законопроект с регистрационным номером 6644, предусматривавший наделение центральных органов исполнительной власти, управляющих военными формированиями, полномочиями относительно распоряжения (реализации) землями обороны. Появился подобный законопроект не случайно, поскольку в тот же период в Минобороны на ниве распродажи военного имущества успешно трудился заместителем министра Александр Черпицкий — брат упомянутого выше народного депутата, о тонкостях биографии которого ZN.UA неоднократно информировало читателей.

Совершенно очевидно, что братья Черпицкие, направившие все свои ресурсы на проталкивание через Верховную Раду подобного документа, никак не ожидали, что получат достаточно серьезного оппонента в лице правительства.

В своем письме на имя председателя ВР В.Литвина №2655/0/2-11 от 12.03.2011 года Н.Азаров указал, что предлагаемый депутатами законопроект содержит многочисленные несогласованности с другими законопроектами и несет в себе риски совершения коррупционных правонарушений. Глава правительства отметил при этом, что Кабмин разрабатывает проект закона, предусматривающий наделение полномочиями распоряжения землями обороны Кабинета министров (текст письма — на сайте).

Лишь по прошествии 14 месяцев этот законопроект вынесли на рассмотрение Верховной Рады, и уже в октябре 2011 года он был отозван авторами.

Вместо указанного злосчастного документа депутат Г.Калетник уже без соавторства с О.Черпицким внес в ВР законопроект № 6644Д, который был «слегка подправлен» таким образом, что уже содержал нормы, не соответствующие Конституции Украины.

Разработчик законопроекта возложил функцию установления порядка отчуждения земли на Кабинет министров, закрыв глаза на 14-ю и 92-ю статьи Основного Закона, определяющие, что право собственности на землю приобретается и реализуется в соответствии с законом. С необыкновенной легкостью автор обошелся и со статьей 95 Конституции, изменив порядок формирования поступлений в Госбюджет средств от реализации земельных участков.

На подобные нарушения конституционных норм в преддверии «скоропостижного» голосования за законопроект № 6644Д обратил внимание депутатов и Н.Азаров, отметив в письмах от 14 декабря 2011 года В.Литвину и А.Ефремову, что мнение правительства по указанным вопросам проигнорировано (текст — на сайте).

В этом контексте интересна позиция руководства Минобороны, которое, практически постоянно забрасывая правительство письмами относительно снятия установленных ранее ограничений на использование и отчуждение земель обороны, при рассмотрении народными депутатами земельного законопроекта делало вид, что не понимает, о чем идет речь. Дело дошло до того, что Н.Азаров дал министру обороны поручение за № 57988/2/1-11 от 01.12.2011 года сопровождать позицию правительства во время рассмотрения документа в Верховной Раде. Кроме того, глава правительства в категорической форме потребовал от министра обороны прекратить переписку относительно указанных выше вопросов.

Отрицательные заключения Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления ВР с указанием несоответствия данного документа Конституции и украинскому законодательству, а также его негативная оценка Кабинетом министров никоим образом не повлияли на итоги голосования народных депутатов. 22 декабря 2011 года парламентское большинство приняло законопроект №6644Д в целом.

Я сознательно акцентирую внимание на дате принятия законопроекта, ибо именно с этого момента начинаются весьма интересные манипуляции, которые даже у опытных фокусников могут вызвать остановку дыхания.

Трудно сказать, по какой причине принятый депутатами Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизма использования земель обороны» не мог на протяжении почти четырех месяцев попасть на подпись к В.Януковичу. Вероятно, В.Литвин все же обратил внимание на весьма вольное обращение народных депутатов с Основным Законом. Вполне возможно, что именно с этим связана его неудачная попытка дважды под предлогом внесения редакционных правок вынести уже принятый закон на голосование Верховной Рады.

Вопрос о том, что и кто заставил В.Литвина спустя четыре месяца вытолкнуть с Грушевского на Банковую не соответствующий Конституции закон, остается пока открытым. Точно так же подлежит тщательному исследованию вопрос о том, почему гарант Конституции поставил свою подпись под этим документом, не воспользовавшись своим правом вето? Именно с таким предложением обратилось к В.Януковичу правительство.

13 апреля 2012 года указанный законодательный акт по сложившейся практике был направлен администрацией президента Кабинету министров для изучения и визирования со сроком исполнения 18 апреля с.г.

Практически все заинтересованные министерства высказались в пользу вето на вышеназванный закон. Кроме того, Н.Азаров как глава правительства предложил президенту вообще отклонить этот законодательный акт в качестве несоответствующего Основному Закону страны, действующим нормам многих законодательных актов и наличием в нем коррупциогенных факторов (копии находятся в распоряжении редакции).

Не стану скрывать, что среди документов, поступивших из заинтересованных органов исполнительной власти, автору этих строк не удалось обнаружить предложений Минобороны, хотя упомянутый закон напрямую затрагивает ситуацию, связанную с распоряжением землями обороны. Не исключаю того, что Д.Саламатин мог лично доложить свои предложения В.Януковичу. В таком случае было бы понятно, почему президент с такой легкостью «одобрил» депутатские старания.

Как судачат в Минобороны, военное ведомство оценило принятую Верховной Радой редакцию закона как не решающую «проблемных вопросов по сути и не позволяющую начать процесс отчуждения и реализации недвижимого военного имущества вместе с земельными участками». Я сознательно взял последнюю фразу в кавычки, ибо это цитата из подписанного заместителем министра Д.Пляцуком документа, который Минобороны так и не направило правительству (копия в редакции). Не могу сказать, досужие ли это домыслы, но, как говорят осведомленные военные чиновники, Дмитрий Альбертович сей документ перечеркнул и ходу ему не дал…

Самая интересная часть событий произошла уже в администрации президента.

Вряд ли президентские юристы могли закрыть глаза на закон, прямо нарушающий 14, 92 и 95 статьи Конституции, 77 и 78 статьи Земельного кодекса, 23, 29 и 71 статьи Бюджетного кодекса. Их квалификация сомнению не подлежит. А вот попало ли их заключение на президентский стол — у меня большие сомнения. Думаю, что и предложения правительства были бы весьма интересны В.Януковичу, если бы они поступили своевременно, а не после президентской подписи, как поговаривают в администрации главы державы.

Не вдаваясь в детали указанного законодательного акта, «совершенствующего механизм использования земель обороны», могу заметить, что коррупциогенных факторов в этом опусе предостаточно. Единственный вопрос: был ли В.Янукович, подписывая закон, в теме, или просто в доле?

По материалам zn.ua