Интервью Гетманцева. Главные тезисы. Без отказа от «скруток» налоговая ничего бы не собрала
Глава налогового комитета Даниил Гетманцев рассказал в интервью Экономической правде о масштабах контрабанды и результатах борьбы со «скрутками», о многомиллиардных потерях из-за схем в игорном бизнесе, о роли экс-депутата от ОПЗЖ Игоря Абрамовича в реформах. А также о том, какой должна быть налоговая реформа.
Контрабанда. После отмены налоговых и таможенных льгот (в июле) объем некоторых импортных товаров уменьшился в пять раз. Это свидетельствует, что они просто перешли в «черную» – вернулись контрабандные схемы, работавшие до войны.
Таких фактов много. В рамках Временной следственной комиссии сейчас исследуется схема с экспортом зерна без уплаты налогов и без возврата валютной выручки.
Как работает схема «черного зерна». Несколько тысяч тонн зерна, «взятых с неба», одна фиктивная фирма продает другой за границу. Пока товар в пути, заключаются еще несколько сделок купли-продажи, чтобы скрыть сомнительное происхождение.
Налоговая фиксирует, подтверждает Бюро экономической безопасности (БЭБ), но таможня «какие-то фирмы видит и блокирует, а какие-то просто не видит». Такие схемы работают в «зерновом коридоре» и на западной таможне.
Результаты работы налоговой. Перевыполнен план по поступлению в бюджет – благодаря налогоплательщикам, безусловно, но не в последнюю очередь и благодаря налоговой, прекратившей системные злоупотребления по НДС, так называемые «скрутки».
Мы имеем по общему фонду бюджета «плюс» $2 млрд, это 80 млрд грн. Есть перевыполнение по НДС, акцизному налогу, если считать с мая. Если бы налоговая не отказалась от системных злоупотреблений по НДС, «скруток», а это было в декабре 2021 года, еще перед войной, мы бы ничего не собрали.
Об обысках у таможенников и налоговиков. Поддерживаю любые следственные действия, но важно, чтобы они были направлены на наведение порядка, уборку негодяев.
Когда приходят в налоговую Киева и заявляют об украденных 30 млрд гривен, а там только 5 млрд возмещенного НДС, то физически и математически не могло этого быть. Это очередное шоу.
Блокировка налоговых накладных. Сейчас разрабатываются уже вторые изменения в постановление №1165 (первые изменения вступили в силу 11 января), которые будут улучшать систему блокирования налоговых накладных.
Есть показательная цифра. Половина предприятий, у которых заблокированы накладные, даже документы не предоставляет [для разблокировки]. Это говорит о том, что система выявила «схемный» налоговый кредит в половине случаев. Другая половина предоставляет, а из этой половины где-то две трети разблокируется.
О благодарности Даниила Гетманцева за работу экс-депутату от пророссийской ОПЗЖ Игорю Абрамовичу.
Многие реформы, которые мы провели через комитет, не состоялись бы, если бы его (Абрамовича) не было. Я не видел там пророссийской риторики, совершенно не видел. Но была риторика по реформированию страны и поддержке того, что мы делаем.
И антиофшорный закон не состоялся бы без него, и то, что мы делали реформы по рынку капитала, и даже «антиколомойский» закон.
Когда будет системная налоговая реформа. Реформа – это перевод налоговой в смартфон. Это упрощение налогового учета, уход человеческого фактора, электронная акцизная марка, когда ты можешь проследить путь водки от производителя к кассе. То же самое с табаком. Мы заменяем электронными процессами человека в 90% случаев. Это совершенно новая философия налоговой службы. Это то, что мы хотим сделать в течение 2023 года.
Об идее безналичной покупки акцизных товаров. Это бессмыслица, которую совершенно невозможно реализовать. Это стимулирование «черного» рынка.
О небольших поступлениях в бюджет от работы игорного бизнеса (в 2022 году только 80 млн грн налога с дохода).
Игорный бизнес, даже перейдя на 2%, все равно уклоняется от налогообложения, причем с участием наших банков. Думаю, потери для бюджета превышают 15 млрд грн.
Пользуясь так называемым транзитным счетом банка, игорный бизнес не зачисляет деньги на счет лицензиата. Игрок приходит на сайт, платит деньги в свой электронный кошелек, кошелек этого игрового заведения, а деньги поступают не этому игровому заведению, а на транзитный счет банка.
С этого транзитного счета банка, минуя счет юридического лица, деньги возвращаются другому игроку в качестве выплаты, например, выигрыша. В воюющей стране эта схема абсолютно за пределами красных линий. У нас будет 28 февраля заседание ВСК по этому поводу. Там будет очень любопытно.