Хроники армии

929

Хотелось бы отчаянно порадоваться за аппарат главы государства, посчитавший необходимым обратить внимание министра обороны на критические материалы, размещенные в ZN.UA о коррупционных схемах в практике военного ведомства. Но более всего радует позиция самого М.Ежеля, который грозной резолюцией на письме из президентской администрации обязал всех своих заместителей «срочно подготовить пояснения относительно деятельности» Минобороны в связи с публикацией ряда статей Д.Менделеева, (текст письма прилагается).

По нашей информации, военное ведомство по указанному поводу до сих пор хранит молчание…

Не дожидаясь подписания президентом антикоррупционного закона, редакция считает необходимым обнародовать новые материалы журналистских расследований Дмитрия Менделеева, дающие президенту шанс «убить дракона коррупции» в каптерках Минобороны.

О голодном солдате замолвите слово…

О злоупотреблениях в сфере госзакупок услуг по питанию солдат написано столько материалов, что их с лихвой хватило бы для многотомного расследования в рамках криминального процесса по привлечению к ответственности чиновников и коммерсантов, причастных к разворовыванию бюджетных средств. Но возможно это лишь при наличии «доброй воли» Верховного главнокомандующего и соответствующего отношения к своим обязанностям сотрудников правоохранительных органов. Пока же ситуация развивается по плану, обнародованному в предыдущем материале «Министерство с ограниченной ответственностью» (№8, 4 марта 2011 г.).Как и прогнозировалось, коррупционеры сорвали проведение открытых торгов и приступили к реализации схемы одного исполнителя. Нарушив закон, требующий проведения тендера до 31 марта с.г., нарушив поручения правительства и премьер-министра.

Министр М.Ежель продавливает через Минэкономики разрешение на одного исполнителя, в отсутствие А.Клюева «драгоценную» подпись ставит замминистра А.Сухомлин. Итог: пролоббированный М.Ежелем монополист без тендера получает весь рынок продовольствия армии, причем по цене в 42 гривни суточного пайка — на 10 гривен больше, чем предусмотрено паспортом бюджетной программы. За год дополнительный «навар» превысит 213 миллионов гривен бюджетных средств!

Но тут произошел сбой. Коррупционную схему вскрыл и публично обнародовал А.Гриценко, председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. Его блог под жестким названием «Коррупция в правительстве Януковича — кто сядет за решетку?», в котором были названы суммы бюджетных потерь и фамилии тех, кто подпадает под статьи «в особо крупных размерах», заставил власть реагировать.

Упомянутого замминистра А.Сухомлина отстранили от должности, его подпись отозвали, назначили служебное расследование. Вполне вероятно, что по итогам расследования чиновник будет уволен. Направят ли дело в Генпрокуратуру — вопрос. Пока без ответа.

На момент публикации нам стало известно, что Н.Азаров, уже давно уставший от оборудок М.Ежеля, вынудил министра заключить договора с поставщиками по цене в 32,60 гривен вместо монопольно названных 42 гривен за паек в сутки. Как минимум в бюджете будут сохранены 213 миллионов.

Но пока не видно желания ни АП, ни Кабмина дойти в служебных расследованиях до «первоисточника» — Минобороны и его руководителя. А там, по нашей информации, уроков из всей этой скандальной истории извлекать не собираются. Напротив, лучшие чиновничьи и коммерсантские умы разрабатывают новую схему, как «бюджетную рыбку съесть и при этом не сесть». Не знаю точно, кому принадлежит авторство идеи, но общий ее смысл состоит в том, чтобы уменьшить количество питающихся солдат с 58 до 54 тысяч, предусмотренное в бюджетной программе на 2011 год, и тем самым увеличить стоимость питания на одного военнослужащего, а соответственно, и чистый навар на пайке каждого солдата.

Интересно, а заметит ли Верховный главнокомандующий, что у него из армии в 2011 году исчезло количество солдат срочной службы, равное по численности примерно семи механизированным батальонам? И следующий вопрос: а как формировалась и кто формировал бюджетную программу, в которой находится четыре тысячи мертвых душ?

Не надо обладать колоссальными математическими способностями, чтобы понять, что в этом случае из бюджета в чьи-то карманы «уплывет» более 47 млн. гривен.

Печально, что оргвыводы в данной ситуации правительство сделало в отношении только персонажей из Минэкономики, а вот причастные к проведению этой операции чиновники оборонного ведомства отделались, как всегда, легким испугом. Ни упомянутый мною в предыдущих публикациях руководитель департамента государственных закупок Минобороны И.Браславский, ни замминистра В.Омельянчук, возглавляющий Комитет конкурсных торгов, естественно, никакой ответственности не понесут. Кстати, В.Омельянчук — еще один из плеяды не привлекаемых ранее в судебном порядке к уголовной ответственности чиновников Минобороны, претендует на занятие весьма привлекательной должности — замминистра-начальник аппарата министерства. Вероятно, для того чтобы в случае возможной отставки нынешнего министра сохранить на некоторое время контроль над финансовыми потоками и материальными благами в армии.

Чтобы не быть голословным, отмечу, что только за 1 квартал 2011 года на питание солдат чиновники Минобороны перерасходовали бюджетных средств на 15,7 млн. гривен, а это означает, что коммерсанты получили на 15,7 млн. гривен больше, чем предусматривалось в бюджете. Соответственно действия чиновников как нельзя лучше квалифицируются по статье 210 УК Украины о нецелевом использовании бюджетных средств, да еще в особо крупных размерах. Добавив сюда же букет о должностных преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность по ст.ст. 364 и 365 УК Украины для тех, кто «тендерил» бюджетные средства, получим неплохие сроки, позволяющие чиновникам тщательно осмыслить содеянное в казенных домах.

Как «тендерить» деньги на закупках медицинского оборудования?

Аналогичная по своей коррупционной масштабности схема характерна и для сферы закупок медицинского оборудования. Не буду утомлять читателей изобилием информации, отмечу лишь наиболее существенные.

В 2010 году военное ведомство провело конкурсные торги на закупку медоборудования на общую сумму 71 млн. гривен. Деньги на проведение этих закупок правительство «успешно» изъяло у детей-инвалидов, что описано в статье «Для чего Минобороны нужны деньги детей-инвалидов?» (№42, 13 ноября 2010 г.).

Больше половины этой суммы, как принято в Минобороны, было выделено на закупки у одного исполнителя, которым было определено некое ООО «Эмансис». В декабре 2010 года Минобороны сделало этому ООО предоплату.

За компьютерный томограф LightSpeed VCT чиновники умудрились заплатить «Эмансису» 21 млн. 979 тыс. гривен, тогда как на соответствующем официальном сайте производителя указана цена 1 млн. 600 тыс. евро. Естественно, возникает простой вопрос — а в чьи карманы пошли почти 4,5 млн. гривен бюджетных средств? Еще более интересный вопрос возникнет у правоохранительных органов, если они посмотрят документы на ввоз томографа, где указано, что ввозится не сам томограф, а запасные части к нему.

Еще более «привлекательная» картина возникает при изучении перечней оборудования, которое, в отличие от томографа, все же поставили Минобороны. По количеству переклеенных на дефибрилляторах и медицинских отсасывателях стикеров с заменой на более поздние даты изготовления оборудования Минобороны может соперничать уже с Минздравом. Вопрос только лишь в том — зачем сиротские деньги тратились на устаревшую медтехнику и где все-таки томограф? Однако, учитывая, что минобороновским чиновникам, как всегда, все «по ежелю», и на эти вопросы в ближайшее время мы ответа не получим.

Не исключаю, что военные медики весьма квалифицированные специалисты и быстро разберутся в пригодности оборудования, а вот что касается военных спецов, то здесь вопросов гораздо больше, поскольку технику они в последнее время используют только на парадах. И самое главное — не надо вывозить на главную площадь страны ракетные комплексы и организовывать пролет авиационной техники, ибо ситуация с закупками услуг по ремонту вооружений и военной техники не менее сложная, чем в питании солдат…

Парад во время чумы…

Конечно же, я не против проведения военного парада к 20-й годовщине независимости Украины. Я против тех сумм, которые собираются «спилить» военные чиновники из этих средств, пользуясь процедурой закупки услуг у одного исполнителя.

Представьте себе, что в своем недавнем обращении к правительству М.Ежель требует на проведение военного парада ни много ни мало 320 млн. 719 тыс. гривен бюджетных средств! Эта цифра вполне сопоставима, например, с количеством денег, выделенных военным на строительство жилья или закупку вооружений и военной техники.

Из 320 млн. почти 72 млн. гривен военное ведомство планирует потратить на покупку топлива. Естественно, у одного участника — дело «Анчар-групп» и Ко живет и процветает! Еще 10 с лишним миллионов уйдет на пошив новой формы. И снова те же лица и та же схема. Львиную же долю из этой суммы — более 220 млн. гривен планируется потратить на подготовку вооружений и военной техники.

Вот в этом месте подробнее.

Очень сложно представить себе, что техника, которую предполагается вывести на парад, находится в таком плачевном состоянии, что ей необходим капитальный ремонт, а не простая покраска и наведение лоска, как это принято.

Надеюсь, что отремонтированный в ноябре 2010 года по договору №70/10 зенитно-ракетный комплекс С-300 не выведут на Крещатик. Судя по тому, что договор на сумму 24,5 млн. гривен на проведение работ был подписан 16.11.10, а акт приема-передачи изделия из ремонта утвержден 17.11.10, ремонт произведен за сутки, в течение которых и была освоена эта многомиллионная сумма. Причем, если сам договор подписывал командующий воздушными силами, то изделие принял командир воинской части, а не то лицо, которое выступало заказчиком работ по договору. Я не говорю о формальных нарушениях в оформлении цикла ремонта и даже не задаюсь вопросом о возможностях предприятия, производившего работы с ракетным комплексом, — это дело соответствующих специалистов.

Еще один пример — из жизни доблестной авиации.

В октябре 2008 года командованием воздушных сил подписан договор №14/08 с ГП «Львовский авиаремонтный завод» на ремонт 5 самолетов МиГ-29. Ремонт вроде был выполнен, но с предприятием не рассчитались. Оно подало иск в суд, который постановил взыскать с Минобороны 8 млн. гривен.

По странному стечению обстоятельств в октябре 2010 года командование воздушных сил подписывает новый договор №60/10 на ремонт тех же летательных аппаратов. В этом случае за якобы проведенные работы с заводом рассчитываются деньгами из стабилизационного фонда бюджета и военным имуществом.

Вопрос лишь в том, сколько происходит подобных ремонтов и какую технику мы получаем в результате.

А можно ли вообще допустить, чтобы в параде принимали участие вооружения, отремонтированные подобным способом?

Воодушевившись перечислением чиновниками всех мастей списка будущих реформ, хотелось бы напомнить Виктору Федоровичу, что реформа Вооруженных сил куда-то запропастилась! Военные ждут обещанного им жилья, достойных зарплат и социальной защищенности! А вот коррупционеры в армии каждый день уповают на то, что о них забудут!

zn.ua