«Горячее лето» реформаторов
Недавно по радио услышала интервью одного из народных депутатов, который так пылко признавался всей стране в любви и заодно убеждал слушателей в том, насколько хороши социальные реформы, что мне неожиданно захотелось ему поверить. Чем дольше он говорил, тем более красочную картинку рисовало услужливое воображение. Педагогам и медикам добавят с 1 июля по 300 гривен к ежемесячному окладу. Молодежь трудоустроят и научат, как накопить будущую пенсию. Силовиков реформируют и заставят, наконец, защищать права граждан. А госслужащим отобьют охоту брать взятки. Думать о грустном в этот момент совсем не хотелось. В сущности, кому есть дело до того, что медицинские учреждения проверяет КРУ, а медсестрам снимают часть зарплаты за предыдущие полтора года? Что тем гражданам, кто старше 35 лет, больше нормальная пенсия «не светит»? Как никому нет дела и до бывших правоохранителей и госслужащих, которых массово сократят, чтобы отрапортовать о проведении административной реформы.
Вообще, проведение реформ в нашей стране - почти анекдотическое явление. Как только появляется новый министр в той или иной сфере - сразу правительство бодро рапортует о начале реформы. Возьмем, к примеру, медицинскую сферу. Почти два года прошло с тех пор, как тогдашний глава Минздрава Василий Князевич дал интервью МАИР, где рассказал о том, как в стране проходит медицинская реформа. При этом подчеркнул, что главное – это проведение инвентаризации, которая позволит закрыть больницы и отделения, не оправдывающие своего существования. Например, роддома, где роды происходят не каждый день, хирургические отделения, где врачи забыли, когда брали в руки скальпель. Кроме того, он пообещал, что в скором времени вместо педиатров и терапевтов в поликлиниках появятся семейные врачи, которые будут бороться за количество пациентов. Но спустя пару месяцев, когда на смену правительству Тимошенко пришел Кабмин Азарова, а кресло профильного министра занял Зиновий Мытник, реформа снова почему-то «началась» с начала. В интервью на ту же тему министр еще раз рассказал о трехуровневой системе оказания медицинской помощи и о необходимости провести инвентаризацию больниц. О семейных медиках вообще попросил не расспрашивать. Но и после его отставки очередной глава ведомства Илья Емец также бодро «начал» наводить порядок в этой сфере. Но как-то быстро его энтузиазм иссяк. Видимо, подсчет «ненужных» больниц и создание так называемых госпитальных округов оказалось слишком хлопотным занятием. Самое забавное, что с назначением еще одного министра здравоохранения правительство в который раз отрапортовало народу, что медицинская реформа, наконец-то, началась (!).
Парадокс состоит в том, что пока чиновники проживают один и тот же процесс сначала, больницы потихоньку становятся бесполезными. Тендеры не проводятся, лекарства не закупаются, а пациенты по нынешним временам отнюдь не всегда могут их оплатить. Особенно в районных центрах, где основной контингент – пенсионеры, средняя пенсия которых не дотягивает даже до 100 евро.
Да и сами медики не в лучшем положении. Недавно к нам в редакцию позвонила медсестра одного из столичных колледжей с вопросом: «Вправе ли КРУ высчитать часть зарплаты за прошедшие полтора года?» А потом очень сумбурно объяснила, что специалисты столь уважаемого ведомства так старательно борются за бюджетные средства, что подсчитав количество детей в колледже, пришли к выводу, что их слишком мало для той зарплаты, которую получает медработник.
«Нам объяснили, что детей должно быть не меньше 800, тогда моя зарплата составит 1250 гривен, а их у нас всего лишь 560, - пожаловалась женщина. – Проверяющие объяснили, что меня якобы неправильно табелировали полтора года, поэтому теперь высчитают все, что переплатили. То есть будут удерживать ежемесячно примерно 250 гривен. Но я сама раньше видела приказ, где было написано, что детей может быть от 400 до 800. Почему ориентируются только на самую высокую планку? К сожалению, я не одна такая. Придрались практически ко всем медсестрам, которые работают в колледжах. Так что обещанную правительством прибавку нам придется вернуть государству назад. Такое чувство, что кто-то дал команду найти способ сэкономить деньги».
Экономия – это на сегодня, пожалуй, основная составляющая реформы. И не только в сфере здравоохранения. А деньги, в отличие от больниц, наши министры считать точно умеют. Правда, желание подсластить пилюлю, иногда искажает даже вполне здравые начинания.
«Для заинтересованности людей к более длительной, активной жизни и стимулированию к позднему выходу на пенсию необходимо увеличить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсий по возрасту с 5 до 15 лет. Нормативную длительность страхового стажа для назначения пенсий по возрасту в минимальном размере с нынешних 20 лет для женщин и 20 лет для мужчин повысить, соответственно, с 30 и 35 лет. Постепенно, в течение 10 лет, уравнять пенсионный возраст женщин и мужчин. Увеличивается пенсионный возраст женщин на 6 месяцев каждого года в течение 10 лет. Это непопулярные, я понимаю, но абсолютно необходимые шаги», - так презентовал в парламенте пенсионную реформу профильный вице-премьер Сергей Тигипко. Кстати, песня о трехуровневой пенсионной реформе так же не нова, как и инвентаризация медицинских заведений. Начиная с 2003 года все министры социальной политики убеждали народ, что надо менять принципы назначения пенсий и переходить от солидарной системы ко второму уровню – накопительному, а дальше - к негосударственным пенсионным фондам.
Законопроектом, который был принят парламентом в первом чтении, определяются параметры функционирования накопительного уровня пенсионной системы. Предусматривается, что второй уровень будет основан на таких параметрах: участниками этой системы будут лица, которым на дату введения системы исполнилось не более 35 лет. Размер страхового взноса будет составлять 2% с дальнейшим его ежегодным повышением на 1% до достижения 7%; администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществлять Пенсионный фонд.
Правда, начать работать второй уровень сможет лишь тогда, когда будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда. И только через 2 года после начала уплаты страховых взносов по накопительной системе ее участники будут иметь право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств.
Оправдает ли себя накопительный уровень, непонятно. Но в случае провала каждый новый министр соцполитики, как в ситуации с медициной, может продолжать рассказ об очередном старте пенсионной реформы и о грядущем росте пенсий. Хотя трехуровневая пенсионная система во многих странах Европы работает уже не первый год и оказалась действительно эффективной. Например, в Нидерландах, где на пенсию выходят в 65 лет, средняя выплата составляет $2700. По данным Eurostat, в Голландии за чертой бедности находится не более 6% пенсионеров - это один из самых низких показателей в Евросоюзе. Кроме того, местные жители, вышедшие на пенсию, получают около 70% зарплаты. Это заслуга трехуровневой пенсионной системы, состоящей из добровольного страхования, государственных и профессиональных пенсий.
А вот чиновники Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, где многоуровневая система была введена еще в 2002 году, высказывают мнения, что накопительная система близка к провалу, поскольку не позволяет скопить к старости значимой суммы. При годовой доходности инвестиций в 4% свыше инфляции для вышедших на пенсию в 2035 году сумма накоплений составит лишь 16% средней ежемесячной пенсии. Причины провала - низкие доходы населения и неразвитость финансовых рынков.
Украинское правительство стремится реформировать пенсионную систему так, чтобы разделить ответственность между государством и населением за обеспечение безбедной старости. И постарается это сделать как можно быстрее. В кулуарах парламента ходят упорные слухи о том, что в окончательном варианте законопроект будет принят уже до конца текущей сессии. А вслед за ним парламентарии попытаются протолкнуть не менее спорный Трудовой кодекс. Ведь пенсионная реформа предполагает детенизацию зарплат и вообще упорядочивание отношений между работодателем и наемным работником. Последнему предстоит контролировать, как работодатель платить страховые взносы в Пенсионный фонд, иначе проблем в будущем не избежать. Так что последняя неделя перед каникулами для народных избранников, как и для министров-реформаторов, обещает стать очень «горячей». Ведь к пенсионной и медицинской реформам чиновники приплюсовали еще одну реформу, которую непременно хотят «протащить» в кратчайшие сроки.
На последнем заседании правительства премьер-министр страны Николай Азаров отметил, что пенсионная реформа даст ответ на то, «как справедливо увеличить пенсии и гарантировать, что старость наших сограждан будет обеспеченной, а сами граждане смогут управлять своей будущей пенсией».
«Земельная реформа должна вернуть настоящего хозяина, владельца, на землю… Впервые после 1917 года земля де-факто и де-юре возвращается крестьянам», – подчеркнул Николай Азаров.
Он напомнил, что Кабмин одобрил разработанный Министерством аграрной политики и продовольствия законопроект «О рынке земель».
«Согласно этому закону, почти 7 миллионов владельцев паев сельскохозяйственной земли получат право продавать свою землю… В то же время закон определяет ответственность владельца за землю. Ведь это общенациональный ресурс, ценность, которая определяется не только денежным эквивалентом», - отметил глава Правительства.