Глобальная национализация: предприятия уходят в оборону

457

Последние дни эксперты обсуждают вопрос, для чего государству потребовалось принудительное изъятие нескольких крупных предприятий. Речь идет о заводах, принадлежащих олигархам Коломойскому, Живаго и Григоришину, а также подозреваемому в сотрудничестве с Россией Богуслаеву. 6 ноября контроль над пятью стратегическими предприятиями полностью перешел к министерству обороны. Таким образом было выполнено решение главнокомандующего со ссылкой на закон «О передаче отчуждения или изъятия имущества в условиях военного положения». В итоге Минобороны получило акции предприятий «МоторСич», «Автокраз», Укрнафта», «Укртатнафта», а также «Запорожтрансформатор». Согласно заявлению президента, эти шаги потребовались для государства именно в этот период для того, чтобы обеспечить экстренные потребности в обороне.

О том, что у бывших собственников этих предприятий изъяли акции, стало известно 7 ноября, когда было опубликовано решение национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Это решение принято в рамках принудительного отчуждения акций. Отмечается, что согласно решению ставки и закона, акции будут изъяты не только у крупных держателей, но и у миноритарных акционеров. Так «МоторСич» занимается разработкой и изготовлением двигателей для авиатехники, «Укрнафта» добывает нефть и газ, а также транспортирует нефтепродукты, «Укртатнафта» владеет Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, «Автокраз» выпускает большегрузные автомобили, а «Запорожтрансформатор» занимается производством реакторного оборудования и трансформаторов, однако долгое время предприятие простаивало. Источники утверждают, что решение о принудительном изъятии имущества оказалось неожиданностью для бывших владельцев, не проинформировали даже Коломойского.

Впрочем, принудительное изъятие происходит не впервые. Так еще в феврале 2021 года была национализирована так называемая труба Медведчука – нефтепровод «Самара – западное направление». Впрочем, тогда национализация происходила по решению СНБО. В этот раз национализированные предприятия, по словам премьер-министра Шмыгаля, будут заниматься работой на оборонный сектор, так как их продукция критически необходима. Также он отметил, что практически никаких изменений для трудовых коллективов не будет кроме увеличения заказов. Если же завод ранее не работал, то его отремонтируют и работу возобновят. Эксперты отмечают, что в результате принудительного изъятия «Укрнафты» и «Укртатнафты» государство получит под контроль сотни автозаправок. В итоге государственные автозаправки станут вторыми по численности на рынке, уступая лишь «Привату». Однако многие не понимают, почему в минобороны захотели получить целый нефтеперерабатывающий завод, ведь государство владеет «Нафтогазом» и «Укрзализницей». При необходимости можно без проблем перевезти любой объем топлива, тем более что на рынке нет его нехватки. Более того, принадлежащий «Укрнафте» Кременчугский завод разрушен, и на его восстановление потребуются большие средства. Эксперты предполагают, что у правительства есть определенный план по переводу предприятия исключительно на военные рельсы. Кроме того, нет понимания, для чего потребовалось национализировать акции, например, «Укрнафты», где государство и так обладает контрольным пакетом и большинством голосов. Если же потребовалось получить полный контроль, то можно было просто назначить свое руководство.

Примечательно, что после принудительного изъятия стоимость активов этих предприятий резко сократилась. Хотя в правительстве заявили, что для трудовых коллективов предприятий ничего не изменится, то для руководства все иначе – их поменяют уже в ближайшее время. Министр обороны Алексей Резников заявил, что уже были сформированы наблюдательные советы компаний, которые выберут новых руководителей.

Пока нет достоверной информации, стала ли передача предприятий государству окончательной национализацией или это сделано лишь на период военного времени, после чего акции вернут прежним владельцам, либо выплатят компенсации – в течение пяти лет по закону. В СНБО такой возможности не исключают, что по завершению военного положения активы вернут, либо выплатят компенсации. Кроме того, не исключается и того, что владельцам акций придется компенсировать и потери. Впрочем, компенсации выплатят вероятно не всем. Нельзя исключать, что национализация будет продолжена, по крайней мере, об том сообщил сам президент Зеленский. По его словам, к государству могут перейти и другие компании согласно аналогичным решениям.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org