Генпрокуратура идет на попятную

875

Несмотря на то, что генпрокурором все еще остается ставленник Порошенко Юрий Луценко, тем не менее, в самой ГПУ уже ощущают приближающуюся смену власти. И чтобы найти себе тепле место на перспективу там готовы вплотную заняться окружением уходящего президента. В так называемом четырехсотое деле, открытом против олигарха Сергея Курченко в качестве подозреваемых названы действующий глава президентской администрации Алексей Филатов, бывший глава АП Борис Ложкин, экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева и другие известные персонажи.

В ГПУ утверждают, что все нормально, но на деле политологи уже отмечают, что прокуратура буквально «переобувается» на ходу. Всего лишь месяц назад генпрокурор Луценко заявлял, что нет никаких оснований для привлечения соратников Порошенко. Кроме того официально заявлено что прокурор, выписавшие подозрение, не имел права этого делать. И он чуть ли не оказался подкупленным. В итоге оказалось, что в прокуратуре все же ждут окружение Порошенко для допроса, причем если они не явятся, то прокуратура получит возможность обращаться в суд с ходатайствами о принудительном приводе к следователю вышеуказанных персонажей. Кроме того если в течение месяца они не объявятся, то их могут объявить в розыск и даже наложить арест на активы.

Напомним, что за несколько дней до первого тура президентских выборов один из прокуроров ГПУ Константин Кулик выписал процессуальные документы в отношении Бориса Ложкина, Алексея Филатова, Валерии Гонтаревой и Константина Стеценко. Согласно этим документам, их подозревали в пособничестве преступной организации, созданной Курченко. Гонтаревой и Стеценко вменяли содействие афере по присвоению 2 млрд. грн. из аграрного фонда в интересах Курченко, Филатову и Ложкину – отмывание более 400 млн. долларов, участвовавших в сделке с украинским медиа-холдингом. В ГПЦ поспешили заявить, что это самоуправство прокурора, намекая на следы Игоря Коломойского. Заместитель генпрокурора Евгений Енин удалил внесенные в ЕРДР сведения о соответствующих подозрениях, а пресс-служба отметила, что за такую самодеятельность Кулика передадут в руки госбюро расследований. Сам Кулик даже ушел на больничный. Теперь в ГПУ пошли на попятную. Пресс-секретарь Лариса Сарган заявила, что в отношении Кулика никаких уголовных дел не открывали. Хотя, по словам криминального журналиста Владимира Бойко, генпрокурор Луценко требовал привлечь к уголовной ответственности своего подчиненного и обратился в ГБР. Однако первый замдиректора ГБР Ольга Варченко не стала открывать дело, так как состава преступления не было, а Кулик действительно выполнил требования закона и сообщил о подозрении пособникам Курченко.

Первым делом сам Луценко распорядился вывести неугодного прокурора из следственной группы четырехсотого дела. Следствием занялся он сам лично, при этом выписанные окружению Порошенко подозрения даже считались недействительными. Однако уже через неделю все повернулось полностью наоборот. Эксперты связывают это с тем, что в ГПУ, наконец, осознали, что президентом станет Зеленский и работать при нем лично пожелал сам Луценко. Уже тогда стало ясно, что вся президентская вертикаль стала рушиться. Пошли слухи об отставках многих ставленников Порошенко. Затем 11 апреля появился и сам Константин Кулик, выступивший с интервью информагентству УНИАН, которое между тем принадлежит Коломойскому. Сам Кулик заявил, что в дело Курченко постоянно вмешиваются со стороны президента Порошенко. Кроме того он заявил о том, что на следствие оказывали давление представители администрации президента, а также представители от БПП, которым помогали заместитель генпрокурора Евгений Енин и Анжела Стрижевская. На следующий день в ГПУ фактически подтвердили, что линия следствия, которая развивалась по делу Курченко, и которую высказал Кулик, была вполне обоснованной. Кроме того, сотрудники ГПУ из департамента международного правового сотрудничества заявили, что для объявления подозрений Ложкину, Филатову, Гонтаревой и Стеценко имеются все необходимые доказательства. Причем на этот раз решено сделать размещение уведомлений об их вызове на сайте генпрокуратуры и в «Урядовом курьере». Соответствующие повести удивительно появились на сайте ГПУ 22 апреля. Тем не менее, в «Урядовом курьере» объявления не появились – по некоторым данным по личному указанию Владимира Гройсмана. Сами же вызванные на допрос заявили, что их вызовы незаконны и в целом отсутствует состав преступления в тех деяниях, которые им инкриминируют. У Бориса Ложкина заявили, что повестки в интернете не вручаются. Естественно на допросы в ГПУ никто из подозреваемых не явился. В случае если они повторно не придут по повестке, то по этому вопросу прокуроры могут обратиться в суд – на это есть срок в один месяц.

Очевидно, такие радикальные повороты происходят неспроста. В самой ГПУ тоже готовятся к полномасштабным изменениям. Примечательно, что после рапорта прокурора Кулика, в котором он обвинил Енина и Стрижевскую в противоправных действиях по угол производству по делу Курченко, последовало заявление Енина об увольнении. Есин Тот подал рапорт по собственному желанию. Тем временем сам Луценко отдал распоряжение о запрете доступа к ЕРДР прокурорам и следователям по делу Курченко, чтобы они не могли внести туда сведения, касающиеся окружения Порошенко. Однако еще большие потрясения ждут ГПУ после инаугурации Зеленского.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org