ГБР начинает работу

847

На фоне военной шумихи осталось незамеченным событие, которого в Украине ждали достаточно давно – наконец заработало Государственное бюро расследований. Этот правоохранительный орган получил эксклюзивные полномочия расследовать уголовные дела против высших чиновников – судей, нардепов, генпрокурора и прочих. Украинское ГБР фактически приступило к работе 27 ноября. Затянувшийся процесс видимо собирались хорошо пропиарить. С утра была анонсирована присяга следователей ГБР с участием высшего руководства, однако позже все об этом напрочь позабыли, а сам Порошенко принялся протаскивать через парламент военное положение. В связи с этим торжества попросту отменили – присяга принималась следователями в рабочей обстановке. Позднее руководитель ГБР Роман Труба дал пресс-конференцию, однако его общение с журналистами не дало ответов на многие вопросы, в том числе и кто же победил в борьбе за контроль над ГБР.

Напомним, что накануне начала своей работы новый правоохранительный орган оказался в центре политического скандала. Заполучить в свои руки ведомство захотели разные силы. Правящая элита всеми силами пыталась заставить учитывать ее интересы. «Народный фронт» в лице Турчинова и Пашинского смогли протолкнуть в руководство ГБР пресловутого Трубу, однако для уравновешивания его заместителями стали Ольга Варченко и Александр Буряк, находящиеся под протекцией Александра Грановского из БПП. Кроме того все трое ранее работали в прокуратуру и по плану должны были найти общий язык. Однако затем был объявлен конкурс по 28 вакансиям руководителей отделов и тут начались разногласия.

Внезапно в открытом доступе появился список из тех, кого должны утвердить, причем до конкурса. Большая часть персонажей в этом списке были креатурами Арсена Авакова, а часть квот отошла к Грановскому и некоторым статусным фигурам из окружения Порошенко, в том числе Павла Демчины. Узнав об этом, директор ГБР Роман Труба, устроил демарш. Он заявил, что ему не предоставили результаты полиграфа от вышеуказанных кандидатов и указал, что визировать приказы не будет. Он также отметил, что победитель конкурса имеет далеко не чистую биографию. Один из них даже является фигурантом дела о госизмене. Из-за этого Роман Труба принял решение отложить назначение руководителей структурных подразделений и вместо этого назначить «временщиков». Его заместители заявили, что такие действия незаконны. По мнению политологов, таким образом, Труба попытался добиться независимости от власти в своих действиях. Он также обратился за помощью к западным посольствам и руководителю НАБУ Артему Сытнику. Впрочем, есть мнение, что он просто попытался обмануть людей из «Народного фронта» и по-тихому перейти под другой центр влияния в БПП. В качестве одного из возможных вариантов называли уход под протекторат Юрия Луценко.

В любом случае конфликт с назначением 27 вакансий вызвал большой скепсис у общественности в отношении того что орган вообще начнет работать. Подковерная борьба перешла в открытую фазу – Роман Труба заявил, что его семье угрожают, и объявил о повторном конкурсе на вакансию, а затем ушел в отпуск. Пока его не было, заместители протащили через полиграф претендентов второй раз. Позднее Труба снова приступил к работе, однако выяснилось, что согласно судебным решениям он был признан непрошедшим люстрационную проверку. Лишь через две недели директор ГБР объявил о запуске своего ведомства. Однако на вопрос о своем противостоянии с Варченко он не ответил.

Фактически орган начал работать с нуля. Получать в работу те дела, которые ранее были зарегистрированы в генпрокуратуре, он не будет. Тем не менее, в первый же день в ГБР были открыты сразу два дела по поводу получения взяток должностными лицами в правоохранительных органах. Учитывая, что своих пор подразделений у ведомства нет придется использовать ресурсы других силовых структур, а значит об автономности можно не мечтать – об этом заявил и сам Роман Труба. Впрочем он все же назначил большинство победителей из того самого опубликованного списка. Были назначены 23 из 27 забракованных ранее кандидатов – это говорит о том, что крупные политические игроки, боровшиеся за ведомство, смогли достичь определенного компромисса. Тем не менее, сам Труба, по мнению политологов, оказался в проигрыше. Ему позволили лишь сохранить лицо. Вместе с тем политический фактор по-прежнему является главным риском в работе ГБР. С таким тезисом соглашается и сам Труба – по его словам, имеются лица, которые хотят получить влияние на бюро.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org