Европейская интеграция Украины скоро остановится
Порошенко должен выполнять свои обещания. Если он не сделает этого (а к тому все и идет), европейская интеграция Украины остановится, а революцию Евромайдана будут вспоминать как бесславное событие, похожее на оранжевую революцию десятилетней давности.
Несколько недель тому назад украинский президент Петр Порошенко опубликовал в Wall Street Journal статью, в которой расхвалил свои достижения на президентском посту. Первым и главным стало утверждение о том, что его правительство добилось успехов в борьбе с наследием «20-ти с лишним лет правления в советском стиле, повсеместной коррупции, кумовства и неэффективной политики». Он сослался на усилия по созданию новой полиции, которая, как надеется Порошенко, будет свободна от глубоко укоренившейся коррупции. Он рассказал о мерах по реформированию судебной власти, которая уже давно страдает от взяточничества, и похвастался своими успехами в привлечении на работу «молодых реформаторов» из-за рубежа, которые стали «новыми лицами» в правительстве.
Но что самое главное, он провозгласил новый подход к государственному управлению, в котором, по словам Порошенко, будет присутствовать открытость и подотчетность перед гражданами страны. «Сегодня, после проведения свободных, честных, высоко оцененных в мире выборов, — написал он, — украинское руководство прозрачно и подотчетно так, как никогда прежде».
Все это прозвучало настолько прекрасно, что я решил проверить президента на предмет его обещаний. Особенно меня заинтриговало его заявление о том, что «за прошедший год за коррупцию было осуждено 2 702 бывших руководителя и чиновника». Если так, то у его правительства не может быть никаких причин для сокрытия деталей. Столь поразительные цифры - это замечательное достижение. (При этом стоит заметить, что уголовные процессы в Украине, как и в большинстве стран, обычно открыты для публики.)
И тем не менее, когда я попросил в президентской администрации список осужденных, мне ответили отказом. Я захотел узнать причины, и мне было сказано, что эти имена «засекречены». Вот вам и хваленая открытость Украины после Евромайдана.
К сожалению, такое нежелание дать возможность внимательно изучить назойливо рекламируемые Порошенко реформы является весьма показательным. Президент находится под мощным прессом, на него давят Вашингтон, Брюссель, международные финансовые институты и, конечно же, граждане Украины, которые требуют, чтобы он выполнил свои обещания относительно проведения реформ и снижения коррупции. Однако смена названия главного правоохранительного органа Украины с «милиции» на «полицию» сама по себе не приведет к драматическим преобразованиям в раздутом, коррумпированном и некомпетентном министерстве внутренних дел. Точно так же, никакие положительные заголовки в газетах не смогут скрыть тот факт, что президентская кампания по борьбе с коррупцией зашла в тупик, и сегодня 72% украинцев считают, что их страна идет в неверном направлении. В качестве примера они приводят конфликт с пророссийскими сепаратистами на востоке и коррупцию, называя их главными проблемами, стоящими перед Украиной.
Мрачная реальность заключается в том, что гниение и разложение в украинском государстве всегда начиналось с верхушки, с коррумпированной и циничной цепочки высокопоставленных политиков и магнатов бизнеса. Но именно здесь усилия Порошенко пробуксовывают. Украинским реформам угрожает не какое-то там мелкое взяточничество, обычное для многих стран. Нет, им угрожает коррупция на высоком уровне, причем в таких масштабах, что среди 15-ти бывших советских республик только в трех показатели хуже, чем на Украине. Это данные международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International.
Центральная проблема состоит в том, что президент не выполняет свои обещания побороть всепроникающее влияние олигархов — этих акул бизнеса с политическими связями, чье господствующее положение в ключевых отраслях экономики усиливается тем обстоятельством, что они владеют влиятельными средствами массовой информации. Недовольство олигархами стало одной из главных движущих сил движения Евромайдана, которое смело бывшего президента Виктора Януковича, считавшегося олицетворением олигархической системы. Но, как это ни парадоксально, состоявшиеся после его свержения выборы привели к власти не кого-нибудь, а миллиардера-политика Порошенко (который одно время занимал важный пост в правительстве Януковича). В своей новой книге Ukraine: What Went Wrong and How to Fix It (Украина: что пошло не так и как это исправить) Андерс Аслунд (Anders Aslund) пишет, что «крупные бизнесмены захватили власть в украинском государстве в большей степени, чем в любой другой пост-коммунистической стране». Он предупреждает, что «власть олигархов необходимо сломить», чтобы обеспечить успех реформ.
Зная о том, что работа по реформированию системы будет пользоваться доверием лишь в том случае, если удастся ограничить власть олигархов, Порошенко в рамках своей антикоррупционной кампании провозгласил курс на «деолигархизацию». Несколько месяцев назад он вызвал огромный ажиотаж и оживление, когда отправил в отставку с поста губернатора Днепропетровской области одного из самых влиятельных бизнесменов страны Игоря Коломойского. В июне было создано Национальное антикоррупционное бюро. Парламент принял жесткий закон о люстрации, цель которого — избавиться от чиновников советской эпохи (а возможно также, от соответствующих умонастроений). Порошенко также назначил на пост руководителя известной своей коррупцией Одесской области знаменитого иностранца, бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили.
Но украинцы ему не поверили. Международный республиканский институт (International Republican Institute) провел недавно социологический опрос и выяснил, что 40 процентов украинцев не видят никаких перемен, а 32 процента полагают, что они идут слишком медленно. Критики заявляют, что немногочисленные аресты высокопоставленных чиновников - это «дешевый спектакль» и «потемкинская деревня с бесполезным закручиванием гаек». В прошлом месяце ведущие общественные организации Украины обратились к президенту с призывом «разблокировать» зашедшие в тупик антикоррупционные усилия.
Такова их реакция на неспособность Порошенко обуздать власть олигархов, которые по-прежнему контролируют экономику страны и ее главные телевизионные каналы. Правящая элита Украины всегда обладала фактическим иммунитетом от судебного преследования, и она по-прежнему стоит над законом. Ее не затронула «кампания деолигархизации». Кто-то получил возможность бежать с Украины, ускользнув от требований гражданского общества о привлечении к уголовной ответственности. Несмотря на отставку с поста губернатора, Коломойский сохраняет контроль над крупнейшим в стране банком и над одной из самых влиятельных телевизионных станций. Но самое странное - это то, что бизнес-империи союзников Януковича, в том числе, его старшего сына Александра, сохранили свое существование на востоке Украины, и эти люди продолжают получать с них доходы.
Попытки затупить когти украинским олигархам должны начинаться с печально известного своей коррупцией энергетического сектора, который высасывает из бюджета миллиарды. Пожалуй, самый заметный магнат в сфере энергетики это Дмитрий Фирташ, который в 1990-х годах начал торговать газом, пользуясь поддержкой разыскиваемого ФБР босса мафии Семена Могилевича (Фирташ сам признавался в этом американскому послу на Украине). Фирташ и другие члены так называемого газового лобби вполне успешно налаживали взаимовыгодные связи со всеми украинскими президентами (в том числе, с Порошенко), с прокуратурой и со спецслужбами. Материалы американской дипломатической переписки, ставшие достоянием гласности благодаря Wikileaks, дают больше детальной информации о коррупции в энергетическом секторе, чем те знания, которыми обладали украинские президенты и правоохранительные органы, постоянно отрицавшие свои тесные связи с Фирташем.
На самом деле, Порошенко уже давно сотрудничает с Фирташем, и это сотрудничество началось в годы правления Леонида Кучмы до оранжевой революции 2004 года. Не прошло и месяца после революции Евромайдана, а Порошенко вместе с чемпионом по боксу Виталием Кличко (сейчас он мэр Киева) отправился в Вену, чтобы заручиться политической поддержкой Фирташа. Фирташ находится в Австрии в ожидании суда в связи с требованиями Вашингтона о его экстрадиции в США, где против него выдвинуты обвинения в коррупции. Прибыв в Вену, Порошенко и Кличко заключили сделку, в рамках которой лидеры газового лобби (Фирташ, бывший министр энергетики Юрий Бойко, а также глава администрации Януковича Сергей Левочкин) получили иммунитет от судебного преследования в обмен на поддержку олигархами их политических амбиций (в виде денег, освещения в СМИ и нужных связей). «Мы получили то, что хотели — Порошенко в качестве президента и Кличко в качестве мэра», — хвастался Фирташ в венском суде. Режим Януковича не смог бы осуществлять свои коррупционные схемы без участия Левочкина — однако сегодня этот человек стал неприкасаемым благодаря той венской договоренности, в заключении которой он участвовал.
Согласившись в ходе политического торга дать иммунитет газовому лобби, Порошенко не просто нарушил свое обещание избавить Украину от олигархов. Не исключено, что он посеял семена будущей контрреволюции. Левочкин и бывший министр энергетики Бойко являются в парламенте лидерами партии «Оппозиционный блок», куда входят бывшие сторонники Януковича. Эта партия твердо стоит на пророссийских позициях, и ее устремления противоречат объявленному Порошенко курсу на евроинтеграцию.
Даже если не обращать внимания на циничное политическое маневрирование Порошенко, стоит отметить, что этот человек сводит на нет собственные усилия по исправлению недостатков и преследованию правонарушений неверными действиями по реализации реформ и назначениями на высшие посты в правоохранительных органах. Коррумпированная до основания украинская прокуратура с ее раздутыми штатами осталась практически нетронутой. Порошенко только усугубляет проблемы, назначая некомпетентных и коррумпированных главных прокуроров, которые быстро дискредитируют себя бездействием или защитой своих коллег-взяточников. Он своими действиями закрепляет и увековечивает всеохватывающую культуру избирательного правосудия: правящая элита и олигархи никогда не подвергаются судебному преследованию (если только они не привлекут к себе внимание правоохранительных органов в других странах), а рядовые граждане почти автоматически признаются виновными, о чем свидетельствует показатель обвинительных приговоров, составляющий 99 процентов.
Назначенный после Евромайдана генеральным прокурором Виталий Ярема с позором покинул свой пост, пробыв на нем всего год. Он прославился тем, что не привлек к суду ни единого члена режима Януковича за убийства и коррупцию огромных масштабов, поставившую Украину на грань банкротства. В середине июля парламент начал процедуру отставки сменившего Ярему Виктора Шокина, который пробыл в должности всего полгода. Организации гражданского общества на Украине сжигают портреты Шокина в знак протеста против тех препятствий, которые он чинит следствию по делам о коррупции в высших эшелонах и об убийствах безоружных демонстрантов с Евромайдана.
Хвастливые заявления Порошенко об осуждении за коррупцию 2 702 чиновников это весьма неудачная попытка ввести в заблуждение украинцев и Запад. Опрос Международного республиканского института показывает, что граждане страны все чаще замечают отсутствие у своего президента политической воли противостоять коррупции. Неудачи Порошенко в решении данной проблемы лишают его шанса на второй президентский срок. То же самое случилось и с победителем оранжевой революции Виктором Ющенко, который в 2010 году набрал всего пять процентов голосов и открыл двери контрреволюции Януковича.
Приближается вторая годовщина Евромайдана, которую Украина будет отмечать в ноябре, однако среди украинцев усиливаются разочарования. Набирают популярность национал-популисты, призывающие к свержению Порошенко, а пророссийские силы и олигархи сохраняют свою силу и власть, поскольку коррумпированная судебная система на Украине их не трогает. Порошенко должен выполнять свои обещания. Если он не сделает этого (а к тому все и идет), европейская интеграция Украины остановится, а революцию Евромайдана будут вспоминать как бесславное событие, похожее на оранжевую революцию десятилетней давности.
По материалам: argumentua.com