На фармацевтическом рынке разгорается очередной скандал

759

1440657402.9437 Бавыкин уже заявил, что намерен перепроверить законность регистрации в Украине семи сотен лекарств, в качестве которых усомнились в ЕС, но в дальнейшем список может расшириться
На прошлой неделе Министерство здравоохранения огласило результаты конкурса на должность руководителя Государственного экспертного центра (ГЭЦ). Из восьми претендентов, в числе которых были как нынешние и бывшие чиновники из ГЭЦ (и. о. гендиректора Татьяна Талаева, экс-заместитель главы Татьяна Будникова и др.), так и представители общественных организаций (руководитель Союза потребителей лекарств, медуслуг и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко, представитель Украинского общества гигиены и дезинфекции Елена Недригайло), конкурсная комиссия выбрала Ивана Бавыкина. Ранее он работал в структуре Государственной службы по лекарственным средствам — возглавлял отдел сертификации, а позже — киевское подразделение этого ведомства. В последние годы Бавыкин числился внештатным советником в Гослекслужбе. Но, как говорит представитель организации "Общественный контроль" Игорь Щедрин, сумел сохранить достаточно сильное влияние и связи в фармацевтических и министерских кругах. По слухам, Иван Бавыкин входит в команду экс-главы Гослекслужбы Алексея Соловьева, при котором коррупция в ведомстве достигла невиданных масштабов.

Назначение Бавыкина тут же остро раскритиковали общественные и пациентские организации. Но их главные претензии касаются не столько чиновничьего прошлого нового руководителя ГЭЦ, сколько его недавнего сотрудничества с владельцем компании "Дарница" и депутатом Верховной Рады от БПП Глебом Загорием, в списках помощников которого он числился до недавнего времени и был вычеркнут из них лишь накануне проведения конкурса. В частности, представитель Центра противодействия коррупции Александра Устинова заявила, что влияние человека, ранее работавшего на собственника одного из ведущих фармпроизводителей Украины, на решения о регистрации в нашей стране лекарств (а именно в этом заключается главная функция ГЭЦ) недопустимо. Эта организация совместно с фондом "Пациенты Украины" планирует сорвать назначение, обратившись к мэру Киева Виталию Кличко с просьбой не согласовывать кандидатуру Бавыкина (согласно законодательству Минздрав должен получить на это согласие местных властей). Глеб Загорий тут же отреагировал на обвинения в свой адрес, заявив, что действительно привлекал Бавыкина в качестве советника, но несколько месяцев назад он уволился и с тех пор никаких связей ни с "Дарницей", ни с ним лично не поддерживает. Этой же версии придерживается и сам Бавыкин, по словам которого, он консультировал Загория по вопросам сертификации изделий медицинского назначения.

На кого из своих бывших работодателей больше ориентируется сейчас Бавыкин, достоверно неизвестно, но в любом случае его покровитель внакладе не останется. Ведь ГЭЦ считается одним из стратегических звеньев в системе Минздрава. За беспроблемную регистрацию препаратов чиновники до недавних пор просили от $10 тыс. за каждое наименование. Свой человек в экспертном центре является реальным способом давления на фармацевтических баронов. В портфеле подконтрольных им компаний наверняка найдется десяток-другой лекарств, в свое время зарегистрированных с нарушениями. И угроза пересмотра разрешительных документов наверняка сделает их более сговорчивыми. "Свой человек в ГЭЦ позволяет компании не только протащить на рынок свои препараты, но и заблокировать аналогичный товар конкурентов. За счет этого реально увеличить рыночную долю за год вдвое. А поскольку каждый процент на фармрынке — $15 млн в год, это более чем выгодно", — отмечает Игорь Щедрин. Не стоит забывать также, что с помощью ГЭЦ можно заблокировать или затянуть регистрацию в Украине импортных препаратов, запланированных к закупкам через ВОЗ. Учитывая, что отечественные производители беспокоятся, что, передав закупки международным организациям, глава Минздрава Александр Квиташвили хочет отрезать их от тендеров, возможность сорвать торги, затягивание с которыми и так едва не стоило министру кресла, может увеличить их шансы прорваться к государственным деньгам. Кстати, Иван Бавыкин уже заявил, что намерен перепроверить законность регистрации в Украине ряда препаратов. Пока что семи сотен лекарств, в качестве которых усомнились в ЕС (они вызывают существенные побочные эффекты), но в дальнейшем список может расшириться.

По материалам: compromat.ua