Европа и США хотят вернуть Россию в Большую восьмёрку: стоит ли беспокоиться Киеву?

593

Очередной вызов антироссийским санкциям, которые так последовательно и кропотливо выстраивали в ЕС и США по Украине начиная с 2014 года, прозвучал не только из Европы, но и из-за океана.

В этот раз «зрада» пришла из летней резиденции французского президента Эммануэля Макрона, которая находится в форте Брегансон, где во время деловой встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Франции заявил, что он «…не против перезапуска отношений между Евросоюзом и Москвой и возвращения России в состав «Большой восьмёрки»». Французский президент уверен, что диалог между ЕС и Россией в новом формате крайне важен, ведь в противном случае Европа рискует потерять важного стратегического партнёра в лице Москвы, которая пойдёт на сближение с Пекином. Такая перспектива была бы не в интересах Франции и Евросоюза, заявил Макрон. Даже не смотря на разногласия, связанные с «украинским вопросом», в отношениях между ЕС и Россией должна просматриваться положительная динамика развития отношений. «Россия – очень глубоко европейская страна. Мы верим в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока»,- написал в Фейсбуке французский президент. Он также добавил, что уже виден прогресс во многих экономических и политических вопросах, «… ибо мы прилагаем усилия для развития франко-российских отношений». Стоит отметить, что пост президента Франции в социальной сети, который он к тому же написал на русском языке вызвал шквал критики среди пользователей украинского сегмента сети Интернет.

Отвечая на вопрос французских журналистов о проблемах взаимоотношений России и Европы на фоне украинского кризиса на Донбассе, Эммануэль Макрон рассказал, что оба государства – Россия и Франция, входят в состав Совета Европы и имеют статус ядерных держав, поэтому должны уметь договариваться. Одним из раздражителей, который мешает более тесным отношениям России и Европы, французский президент назвал «украинский вопрос». Такая риторика Макрона вызвала настоящее негодование многих украинцев.

Так, украинский журналист Роман Цимбалюк на своём канале в Ютуб поделился своим мнением о встрече двух президентов. Он рассказал, что уже никто не говорит о войне на территории Украины и вопрос по Крыму даже не поднимается. Журналист в расстроенных чувствах отметил, что ещё несколько лет назад никто из европейских политиков даже не рассуждал о перспективах возвращения России в G8, а теперь президент Франции уверенно и публично говорит о необходимости вернуть россиян в «Большую восьмёрку».

Прокомментировала встречу Путина и Макрона народный депутат от партии Петра Порошенко «Европейская солидарность» Ирина Геращенко. Она заявила, что европейские лидеры приспосабливаются под российского президента. По её мнению, главы европейских государств молчат о европейских ценностях, «…не замечают жестокого разгона демонстраций в Москве и убийств украинских солдат». «Мы, украинцы, осознаём, что мир не будет воевать за нас. Но мы категорически против, чтобы за нас решали судьбу Украины», — заявила Геращенко на своей странице в социальной сети. Нардеп также спрогнозировала обмен пленными, как подтверждение дееспособности переговоров в Минском формате.

Не успела украинская общественность опомниться от «вероломных» заявлений французского президента, как поддержку Эммануэлю Макрону в вопросе возвращения России на саммит G8 оказал президент США Дональд Трамп. Об этом сообщила американская телекомпания, ссылаясь на собственный источник в администрации президента. По его данным, после встречи с Владимиром Путиным, Макрон в телефонном режиме обсудил со своим американским коллегой перспективы возвращения России в «Большую восьмёрку». Уже на следующий день после встречи российского и французского президентов Дональд Трамп во время рабочей встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом заявил о том, что считает правильным возвращение России на саммит в 2020 году в формате G8. «Я считаю целесообразным, если Россия будет в G8, потому что многое, о чём мы говорим, связано с Россией», — отметил Дональд Трамп. Впрочем, президент США уже не первый раз призывает вернуть Россию на саммит «Большой восьмёрки». В прошлом году Дональд Трамп уже заявлял, что исключение официального Кремля из состава G8 было ошибкой его предшественника Барака Обамы, которую нужно исправить.

Истерика украинского истеблишмента по поводу возвращения России в «Большую восьмёрку» вполне объяснима и понятна: после безапелляционного возвращения российской делегации в ПАСЕ всех полномочий, что ещё несколько лет назад казалось немыслимым для Украины, перспектива вернуть Россию в G8 выглядит ещё более ужасающей для Киева.
На самом деле вернуть Россию в Большую восьмёрку не так просто. Одних предложений Трампа и Макрона не достаточно – возвращение должны поддержать остальные главы стран-участниц неформального клуба сильнейших. Очевидно, что кроме США и Франции, членство России в G8 готова поддержать Италия, но категорически против выступила Великобритания и Германия. Канада и Япония по данному вопросу предпочли публично не высказываться.

Британский премьер-министр Борис Джонсон на совместном брифинге с Ангелой Меркель заявил, что учитывая отравление химическим оружием в Солсбери и нестабильную ситуацию на Востоке Украины говорить о возвращении России в формат «Большой восьмёрки» слишком рано. Аналогичную позицию высказала и сама Ангела Меркель. Немецкий канцлер отметила, что есть определённые подвижки в имплементации Минских договорённостей, но говорить о возобновлении членства России в клубе G8 ещё нельзя.

Украинский президент Владимир Зеленский также прокомментировал перспективу возвращения России в «клуб сильнейших мира». Сделал он это, как отметили украинские пользователи социальных сетей, с опозданием более чем на сутки после появления новости о заявлениях Эммануэля Макрона и Дональда Трампа. Но лучше поздно, чем никогда.
На своей официальной странице в Фейсбук украинский президент заявил, что с момента приостановки участия России в G8 в марте 2014 года ничего не изменилось: Крым по-прежнему находится под юрисдикцией Москвы, а на Донбассе идёт война. По мнению Зеленского, возвращение Крыма Украине, прекращение боевых действий на Донбассе и освобождение более 100 политических узников будет серьёзным сигналом миру о том, что Россия опять готова опять занять своё место в повестке дня высокой дипломатии. Глава украинского государства также поблагодарил те страны, которые выразили поддержку Украине.

По большому счёту заявление Владимира Зеленского не только запоздалое, но и бессмысленное по своему содержанию. Во-первых, он просто напомнил то, о чём говорил Макрон: Россию исключили из Большой восьмёрки после присоединения Крыма и начала войны на Донбассе. Во-вторых, Украина не является членом G8 и вряд ли войдёт в «клуб сильнейших» в обозримом будущем. В вопросе возврата России в «Большую восьмёрку» мнения Украины никто не спрашивает и согласия не требует. В-третьих, ситуация в ПАСЕ наглядно показала, что возвращение российских представителей во все международные организации неизбежно. Кроме того, очень показательно, что в ПАСЕ, где была украинская делегация, не удалось предотвратить возвращение России всех полномочий без выполнения каких-либо условий.

Исключили из-за Украины, но вернут из-за Китая?
Почему же Дональд Трамп и Эммануэль Макрон так активно лоббируют возвращение России в G8? Основную версию открыто озвучил французский президент Макрон: постоянно отвергая Россию, Европа сама толкает её в сторону Китая. В военно-политическом содружестве с Пекином Москва вполне может создать такой блок, с которым США и ЕС будет очень сложно соперничать уже в ближайшее время.

Такую риторику поддерживает и Дональд Трамп, который уже давно ведёт экономическую войну с Китаем. В составе G8 Китай отсутствует, несмотря на то, что имеет одну из сильнейших экономик мира. Впрочем, Пекин наверняка не очень переживает таким пренебрежением со стороны Запада, а вполне успешно налаживает отношения и укрепляется на Востоке. Именно это и волнует Трампа и Макрона.

Фактически Россию исключили из «Большой восьмёрки» из-за украинского вопроса. США и ЕС, конечно же, надеялись, что с помощью экономических и политических санкций им удастся заставить Кремль выполнить их требования. Однако после пяти лет стало очевидным, что ни на какие уступки Россия не пойдёт. Участие в G8, которая, по сути, не является площадкой для решения глобальных политических или экономических вопросов и не имеет права принятия международных актов, как Совет Европы, это скорее вопрос международного имиджа.

Будут ли для Украины негативные последствия, если Россию всё-таки вернут в «Большую восьмёрку»? Для Киева это будет, прежде всего, очередное и очень серьёзное внешнеполитическое поражение. Фактически это будет означать, что те позиции, которые Украина выстраивала с 2014 года в отношении России, необратимо рушатся. Это значит, что «украинский вопрос», который Эммануэль Макрон назвал «раздражителем» уже кроме раздражения не имеет больше никакого эффекта в Европе. Более того, Дональд Трамп уже не впервые заявлял, что возвращение России в G8 неизбежно. Скорее всего, это действительно вопрос времени. Запад от антироссийской риторики, которую предложила в 2014 году, в том числе Украина, переходит к прагматичной политике взаимовыгодного сотрудничества с Россией.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org