Эти изменчивые политики…

799

У нас в стране один из самых уникальных парламентов в мире. Только у нас больше половины депутатов могу несколько раз поменять фракцию в течение одного созыва. Толи у них такие неустойчивые убеждения, толи бегут туда, где больше платят.

Не удивительно, ведь перебежчики в политике это в Украине просто историческая традиция. Начиная с казацких времен, гетманы для получения каких-либо преференций могли радикально изменить свой вектор. Так и бегали, то под Польшу то под Москву, а порой и с турками братались. Поэтому не удивительно, что и во времена незалежной Украины такая политическая беготня регулярно имеет место. Традиции такие…

Конечно, такие беглецы в политике существуют во всех демократических странах, но не в таких количествах. К тому же на Западе политик, предавший своих избирателей, больше никогда не попал бы в избирательные списки и мог бы попрощаться с карьерой политика. В Украине же политики бегают туда-сюда, при том весьма цинично, и снова оказываются в списках. При том таких беглецов не редко чуть ли не в герои возводят.

Для начала стоит вспомнить всех «бывших». Бывших, разумеется, коммунистов, которые не только предали своих коммунистических избирателей, но успели многократно предать уже новых граждан Украины. Один такой герой Левко Лукьяненко даже воспет националистами, лишь за то, что где-то там отсидел за диссидентство. Хотя они молчат о том, что Лукьяненко выучился на юрфаке, был активным членом партии, был распределен в идеологический отдел Львова и соответственно он промывал мозги другим людям. Мало того, такие должности в те времена в любом случае были «подписными», то есть он скорее всего сотрудничал с КГБ, да и диссиденствовал наверняка под крышей КГБ. Нельзя не отметить и нашего первого президента Кравчука, который как самый образцовый коммунист преподавал в Высшей партийной школе, воспитывая будущих идеологов. Среди них, кстати, и Виктор Ющенко, которому Кравчук вручал красный диплом. В любой европейской стране, отказавшейся от прошлой идеологии в таком словесном духе как у нас, по крайней мере, провели бы люстрацию. Эти бывшие коммунисты ни за что не попали бы в списки депутатов, но только не у нас. У нас их буквально превратили в героев, за то что они одумались или ошибались. Слишком дорогие ошибочки для страны.

Традицию партийных беглецов продолжили и в Верховной раде независимой Украины. Рекорд по перебежкам между фракциями принадлежит бывшему Генеральному прокурору Михаилу Потебенько. Будучи народным депутатом, он умудрился перейти из одной фракции в другую двенадцать раз. Кстати в четвертом созыве 31 депутат умудрился изменить свои политические убеждения. 42 депутата поменяли фракции по пять раз. Всего же перебежчиков было 296! То есть практически конституционное большинство.

Дело, конечно, стало приобретать нешуточную серьезность. О какой воле избирателя можно говорить, если избранник, прошедший по спискам правых уходил в партию левых? С перебежчиками пытались бороться, но толку не было. Да и борьба была несерьезной. Ведь беглецы на самом деле оказались очень выгодным инструментом, почти как в бизнесе. Кого надо купил, рассчитав свои силы и средства, а затем возместил себе затраты.

Точкой в этом вопросе стало решение Конституционного суда от 8 апреля 2010 года, который узаконил такие перебежки. Поэтому такой политический феномен в Украине пока останется с нами. Хотя избирателя никто не лишает права не голосовать за тех депутатов, которые по его мнению много «бегают» или за те партии, которые таких депутатов принимают/принимали. Другое дело, что такое глубокое изучение списков не в привычке у нашего электората, а голосование происходит по цвету флажка, знакомой фотографии на плакате или фамилии, или даже за банку гречки…

Жигалова Татьяна, для job-sbu.org