«Если вы ещё на свободе, это наша недоработка». Как получить срок за покупку через интернет

1 062


Как ни прискорбно, но за 20 лет независимости Украины правоохранительные органы нашей страны по-прежнему остаются карательными. В нашем обществе уже стала нормой ситуация, когда те, кто должен защищать наши права занимается устрашением, устранением и «выбиванием». Ежедневно из средств массовой информации мы узнаем о различных незаконных действиях украинских правоохранителей. Однако если ранее сотрудники внутренних органов сосредотачивали свою карательную деятельность на гражданах, проявляющих активную позицию, пытающихся защитить свои права или права своих близких, то теперь все чаще встречаются случаи, когда деятельность правоохранительных органов поворачивается в сторону простых людей, принимает попросту абсурдные формы и заставляет задуматься об адекватности руководителей и власти. Для увеличения показателей раскрываемости они не останавливаются ни перед чем, выдумывают преступление там, где его нет, в котором обвиняют совершенно случайных людей, «героически» его раскрывают и вероятно получают за это лишнюю звездочку на погоны. С каждым днем мы все ближе приближаемся к тому, что Украина станет страной-тюрьмой.

О том, что сегодня любой гражданин может стать жертвой милицейского или СБУшного беспредела красноречиво расскажет случай, произошедший с Андреем Фенченко. Молодой человек, работающий системным администратором, решил приобрести через Интернет на одном известном сайте небольшой карманный фонарик, складной нож и два брелка со встроенной видеокамерой. Заграничную посылку задержала региональная таможня. Когда Андрей обратился к ним с просьбой разъяснить причины задержания, они ответили, что посылку не задерживали и даже приняли от него заявление о пропаже бандероли. В течение месяца таможня отмалчивалась, а 11 августа Андрея вызвали повесткой для вручения ему постановления о возбуждении уголовного дела по статье 201 ч.1, инкриминируя контрабанду и статье 359 ч.1., запрещающей приобретение, использование и продажу специальных технических средств негласной записи информации. Видимо правоохранители невнимательно изучают законодательство, так как закон регламентирует, что для определения принадлежности устройства к специальным техническим средствам требуется проведение экспертизы СБУ. Само собой такой экспертизы никто не проводил. Тем более Андрей Фенченко не пытался избежать таможенного контроля, в чем его также обвиняют.

Надо сказать, что подобные технические средства фиксации свободно можно приобрести во многих украинских и зарубежных Интернет-магазинах. Зачастую подобные изделия в виде брелоков, ручек или биноклей, способных снимать видео, являются брендовым товаром известных торговых марок. Ни один из украинских Интернет-магазинов не выставляет предупреждение о том, что данный товар является запрещенным. Да и вряд ли простой видео-брелок может быть таковым, иначе пришлось бы запретить мобильные телефоны с камерами. Тем более подобные брелоки оснащаются светодиодными индикаторами записи, служащими для того, чтобы сигнализировать о процессе записи тому, кого вы снимаете, что при нормальном использовании исключает скрытую фиксацию. То есть данные устройства созданы для того, чтобы открыто и гласно фиксировать информацию. Если же замаскировать видеокамеру, сделав ее скрытой, то в таком случае вполне разрешенная камера может превратиться в орудие преступления. То есть все зависит от того, как и с каким умыслом вы будете использовать покупку.

Однако ради получения лишней галочки и выполнения плана правоохранители идти даже на абсурдные действия, совершенно не стесняясь общественной огласки своих действий. Андрей Фенченко, примерный семьянин, безусловно, и не задумывался о том, чтобы вести какую-то шпионскую деятельность с помощью брелока. Тем более судимость успешному компьютерщику абсолютно не нужна. Если же учесть, сколько подобных устройств совершенно свободно покупается и продается в Украине, то никаких тюрем не хватит.

Однако преследование Андрея Фенченко ради галочки стало развиваться так, будто СБУ обнаружила самого Усаму Бен Ладена. Вслед за открытием уголовного дела 16 августа таможня передала материалы дела в прокуратуру, а брелки уже после возбуждения уголовного дела отправила на экспертизу в СБУ, уже этим нарушив регламентированный порядок действий. На вопрос Андрея, в чем заключается контрабанда, в которой его обвиняют Боженок Алексей Игоревич, дознаватель по данному делу, не смог дать никакого внятного ответа.

9 сентября обжалование было перенесено Соломенским районным судом на 15 сентября в связи с тем, что суд не получил материалы дела. И это несмотря на то, что в СБУ запрос суда был получен еще 8 сентября.

14 сентября рано утром домой к Андрею Фенченко прибыли четверо сотрудников СБУ – лейтенант Печатников С. В., следователь следственного отдела УСБ, старший лейтенант Кузник А. Ю., лейтенант юстиции Евтушенко М.С. и капитан ГВ БКОЗ УСБУ в Киеве Вилочевский И.С. Целью их визита было проведение обыска по постановлению Печерского районного суда. Сотрудники СБУ предложили добровольно сдать брелки (находящиеся на таможне, а возможно уже и переданные ею в СБУ), а также какие-то документы о брелках. По завершению обыска следователь Печатников С.В. выдал Андрею повестку на 15.00 этого же дня. К трем часам, подъехав в управление СБУ, Андрей Фенченко написал заявление об отказе производить следственные действия в отсутствие адвоката.

На следующий день с 15.30 до 19.30 допрос Андрея производил следователь Печатников С.В. Одним из абсурдных вопросов, заданных следователем, была просьба объяснить «для чего был приобретен фонарик, если на улице вечером светят фонари».

16 сентября после рассмотрения обжалования Соломенский районный суд оставил в силе постановление о возбуждении уголовного дела, посчитав его законным.

3 октября Андрея Фенченко вызвал следователь СБУ, предложивший выполнить воспроизведение всех событий дня 4 октября дома у Андрея. В ходе воспроизведения нужно было показать на какие сайты он заходил, как делал заказ и т.д. Следователь настоял на том, что данный заказ Андрей мог сделать только на домашнем компьютере. На поступившее в ответ предложение продемонстрировать процесс заказа на компьютере следователя он заявил, что восстанавливать события надо именно дома у Андрея. И снова Андрей написал письменный отказ по поводу участия в воспроизведении.

10 октября вместе с адвокатом Фенченко подписал протокол о воспроизведении и воспользовавшись конституционным правом отказался воспроизводить обстановку прошедших событий. В ответ на ходатайство адвоката о переквалификации дела с контрабанды и приобретения спецсредств только на одну ст. 359, то есть только только приобретение и использование спецсредств, следователь Печатников указал, что от него это не зависит. Из этого следует, что возможно на него оказывалось какое-то давление руководства.

28 октября после обеда Андрей получил письмо из Соломенского суда с повесткой вызывающей на рассмотрение апелляции в этот же день 28 октября 2011 года… В 11.20. То есть повестка поступила уже постфактум, при этом в ней была неправильно указана фамилия. И снова право на защиту Андрея Фенченко было нарушено. Позже стало известно, что суд снова оставил в силе постановление о возбуждении уголовного дела.

28 февраля уже 2012 года следователь Печатников С.В. вручил Андрею сразу два постановления о возбуждении уголовного дела, выписанные 27.02.2012. Кроме того он передал «Постановление о привлечении в качестве обвиняемого» от 28.02.2012, в соответствии с которым Андрею Фенченко инкриминируется совершение преступлений по ч 1. ст. 201, ч.2. ст 15, ч.2, ст. 263, ч.2. ст. 359 УК Украины. Следователь взял с Андрея подписку о невыезде и неразглашении тайны следствия, в связи с которыми Андрей лишен возможности сообщить о множестве других нарушений, имеющихся в деле.

29 февраля следователи дали ему возможность ознакомиться с материалами дела, в которых Андрей и его адвокат отыскали целый ряд нарушений со стороны правоохранителей.

1 марта 2012 года дело Андрея Фенченко было передано в прокуратуру, откуда попадет в суд. То есть внутренние органы на полном серьезе готовы заниматься ерундой в то время как в стране постоянно разворовывается бюджет, а Украина занимает лидирующие позиции в мире по уровню коррупции. Очевидно, что свободная продажа подобных технических средств позволила бы любому гражданину в любой момент произвести фиксацию нарушения своих прав, требования взятки или даже угрозы чиновничьего беспредела. Коррупционно-криминальной машине это не нравится, в связи с чем и проводятся подобные вопиющие действия. Во всем мире подобные устройства открыто продаются и выпускаются известными торговыми марками, а в связи с предстоящим чемпионатом Евро-2012 и наплывом туристов и болельщиков можно ожидать, что они будут массово ввозиться в Украину иностранцами без малейшего злого умысла. Хватит ли тюрьм в стране, чтобы разместить в них ничего не подозревающих европейцев? Этот вопрос, пожалуй, стоит задать руководству СБУ, таможни, прокуратуры и других правоохранительных органов.

Напомним, в ходе этих активных следственных действий против Андрея Фенченко, в которых участвовала целая группа следователей и состоялись несколько судебных заседаний, расследовалось всего лишь приобретение фонарика и брелков.

Из данного дела можно сделать вывод, что сегодня украинские граждане в принципе не могут узнать является ли какой-то предмет запрещенным или специальным, до того как приобретут его. В государстве отсутствует механизм и нормы, регламентирующие этот процесс. СБУ может сделать экспертизу лишь после покупки устройства, до которой перечень запрещенных устройств с объяснениями и примерами вам никто не предоставит. То есть, обратившись в органы СБУ с просьбой разъяснить, можно ли купить какое-либо устройство, и не будет ли оно запрещенным, вам ответят, что необходимо провести экспертизу данного устройства, которую можно сделать лишь при наличии этого устройства. Получается, что если вы сделаете покупку и передадите ее на экспертизу, которая, предположим, установит, что данный прибор является запрещенным, то вам автоматически инкриминируют ст. 359 УК. Этот замкнутый круг создан властью отнюдь не из-за заботы о безопасности народа, а с целью защитить себя от народа.

Сегодня СБУ являет собой совершенно коррумпированную прогнившую структуру, время от времени совершающую «набеги» на простых граждан. В стране постепенно притесняется и прижимается свобода слова, игнорируются гражданские права и конца этому процессу не видно, пока не появится большая общественная масса, готовая противостоять всему этому беспределу. Ломать граждан по одному легко. Если же сформируется гражданское общество - государственная машина не сможет бороться с народом, и вынуждена будет возвращаться в русло закона. Только так можно заставить беспредельщиков у власти уважать права граждан Украины.

Жигалова Татьяна, job-sbu.org