Донецкая «Батькивщина»: по стопам «Воны»

616

Теперь уже неважно, из каких высоких побуждений она совершила те деяния, за которые осуждена. Важно другое: Юлия Владимировна была лидером и остается символом крупнейшей украинской оппозиционной партии. Много ли шансов у верных сторонников политсилы, чей лидер отбывает срок за уголовное преступление, остаться честными перед законом и людьми? Вопрос, конечно, риторический. Но мы все же попытаемся на него ответить – на примере одного отдельно взятого региона.

Донецкая область – зона особого внимания. На родине большинства представителей украинской власти, в их родовой вотчине, с политиков, и «своих», и «чужих», спрос особый. Но при этом нормальному человеку стать лидером «партии Лозинского и Уколова» в Донбассе затруднительно – поэтому назначают кого попало. К примеру, недавний лидер Объединенной оппозиции в регионе Александр Ярошенко по-прежнему остается фигурантом нескольких уголовных дел по крайне интересным статьям: таким, как мошенничество и служебный подлог. А те, кто внимательно следит за историей донецкой «Батькивщины», должны помнить череду скандалов с криминальным душком. Например, шум вокруг назначения руководителем Донецкой городской организации БЮТ Ивана Галунги, которого многие однопартийцы, не чинясь, обвиняли в торговле людьми. Или историю с неоднократными судимостями зампредседателя областной «Батькивщины» Василия Холостенко…

Впрочем, это было давно. Но вот 7 февраля на заседании бюро партии «Батькивщина» в Донецкой области исполняющим обязанности партпредседателя был назначен Константин Матейченко. Назначен, как водится, «сверху»: демократия – это же просто слоган для предвыборных программ, в реальности верные тимошенковцы должны делать, как велят «вожди», и помалкивать.

Константин Владимирович – человек в «Батькивщине» новый. Хотя за его плечами внушительный политический опыт: за время своей карьеры он успел сменить с полдюжины партий самых разных цветов политического спектра, в том числе Соцпартию, Фронт Змин и… Партию Регионов. Причем именно от «Регионов» был, в свое время, избран председателем Покровского сельского совета (Артемовский Район Донецкой области). В статье на официальном сайте областной ПР в конце 2009 года он ругает правительство Тимошенко за то, что оно «уменьшило расходы на сельское хозяйство в 20 раз по сравнению с 2008 годом, исключило 14 важнейших программ развития АПК» и выражает уверенность, что команда Виктора Януковича все исправит. Не пройдет и года, как этот пламенный «регионал» будет с позором изгнан из «бело-голубого» лагеря. Интересно, за что?

Возможно, виной всему многочисленные финансовые нарушения в работе сельсовета, выявленные в ходе ревизии областного КРУ? Акт этой ревизии – занимательное чтение. Сухим казенным языком они повествуют о разнообразных «художествах» председателя. От неправомерного начисления премии в размере 1750 гривен. И до эксплуатации четырех земельных участков «неустановленными лицами», что повлекло недополучение бюджетом доходов на сумму 175 691,95 грн., или нецелевого использования бюджетных средств почти на 345 тысяч и т. д. Для бюджета небольшого села суммы более чем внушительные.

Помимо «нарушений финансовой дисциплины» сельский голова Матейченко был замечен еще кое в чем.

- В 2004 году одно предприятие приступило к разработке гипсового карьера на землях Покровского сельсовета, - рассказал действующий председатель совета Сергей Гайдабука. – Как выяснилось позже, необходимые документы были собраны не в полном объеме. Сессия совета, разрешившая добычу полезных ископаемых, прошла очень быстро. Правомерность ее решения вызывает серьезные сомнения. Никто не выплатил должного возмещения по земле за урон, нанесенный землям. К тому же, к нам до сих пор поступают жалобы от местных жителей, чьи дома просто рушатся от такой добычи ископаемых. Думаю, без определенной заинтересованности компетентных лиц тут не обошлось.

Что характерно, так думает не только председатель сельсовета, но и Следственный отдел ГУМВД Украины в Донецкой области, возбудивший в августе 2011 года против Матейченко уголовное дело по статьям 364 (злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия – срок от 5 до 7 лет) и 254 (бесхозяйственное использование земель – до 2 лет) Уголовного Кодекса. В настоящий момент это дело рассматривается в суде.

Хотя злоупотребление служебным положением в особо крупных размерах относится к тяжким преступлениям, мягкосердечные артемовские судьи (в отличие от киевских коллег, арестовавших Тимошенко, проходившую по той же статье) отчего-то не пожелали брать его под стражу, ограничившись денежным залогом. Это дало подследственному, превратившемуся мимоходом в ярого оппозиционера, и дальше строить из себя неприкосновенного и радовать местное население с правоохранителями своей специфической манерой вести дела. На собственном печальном опыте узнал об этом майор милиции Артемовского Горрайотдела УВД Андрей Макагон.

- В 2012 году я был участковым на территории Покровского сельсовета, - рассказывает он. – На моем участке неустановленные лица незаконно засеяли обширную земельную делянку, а затем приехали ее незаконно убирать. Я выехал на место и попытался пресечь противоправные действия. Но в поддержку нарушителей внезапно выступил прибывший на своем внедорожнике Константин Матейченко. Он сперва попытался психологически надавить на меня, а затем, когда я отвернулся, нанес мне сильный удар по голове, и другие телесные повреждения. В результате я получил сотрясение мозга. В настоящий момент по данному факту возбуждено уголовное дело. Следствие ведет Артемовская горрайонная прокуратура.

Однако никакие скандалы и уголовные дела не помешали Объединенной оппозиции выдвинуть Матейченко (к тому моменту уже не подследственного, а подсудимого) кандидатом в Народные депутаты по 46-му мажоритарному округу. Видимо, сочли человека со столь «кристальной» репутацией наиболее достойным. Но избиратели – не руководство «Батькивщины»: они убедительно «прокатили» такого кандидата, не позволив ему спрятаться от правосудия за депутатской неприкосновенностью.

Между прочим, памятуя уроки своей будущей «лидерки», Матейченко еще во время выборной кампании попытался представить уголовные дела против себя «политически мотивированными». Хотя на момент проверки КРУ и возбуждения уголовного дела Матейченко еще и близко не был оппозиционером.

Разумеется, на фоне своих остальных высокопоставленных соратников Константин Владимирович смотрится почти честным человеком: как-никак, ни в торговле людьми, ни в создании ОПГ не замечен. И все же, что двигало руководством партии «Батькивщина», назначившим на ответственный партийный пост фигуранта коррупционного уголовного дела – сказать мудрено. Быть может, сказалась профессиональная солидарность: в конце концов, Юлия Тимошенко тоже «мотает срок» как раз по 364-й. Хотя, по-моему, все несколько прозаичнее: Матейченко – типичный продукт среды. Партия, прославившаяся Лозинским и «артековскими педофилами», партия, чьих депутатов называют рейдерами и криминальными авторитетами, просто не могла выдвинуть на руководящую должность кого-то иного. Подобное притягивает подобное – и удивляться тут нечему.

По материалам: from-ua.com