Долговая петля на шее Украины. Внешний долг растет, ВВП падает

624

Похоже, социальной справедливости в Украине можно еще долго не ждать. Многие месяцы парламентарии изображали работу на благо страны, но это благо так и не пришло. Лишь то, что МВФ мог оставить Украину без финансовой помощи, заставило их пошевелиться.

В течение четырех часов 2 марта в Верховной Раде были приняты все семь важных законов, которые были необходимы для очередного кредита МВФ. И когда стало понятно, что кредит все-таки будет, депутаты снова перестали работать и принялись изображать бурную деятельность с рукоприкладством. Похоже, что сами они и не собираются что-либо делать, пока их не подтолкнут. Подобная же ситуация уже происходила когда формировалась коалиция и стоял вопрос дележки портфелей. Договориться ужалось лишь после того как в Украину приехал вице-президент США Джо Байден. Даже при отсутствии теоретического бюджета фактический его проект был срочно принят перед новым годом все по той же причине – чтобы отчитаться перед западными кредиторами. Восемь месяцев президент не мог сделать ни единого шага к созданию конституционной комиссии и лишь в ходе второй минской встречи он решился на это. Если для каждого значимого действия будут требоваться такие большие сроки и международное вмешательство – Украине ждать светлого будущего придется не 70, а 170 лет.

Та же антикоррупционная политика вызывает еще большее удивление и является отличным примером нерасторопности. Только для того, чтобы создать органы для борьбы с коррупцией, а именно Национальное антикоррупционное бюро, Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции, специализированная антикоррупционная прокуратура и Госбюро расследований, законодатели заложили в законы срок более года. И это если не затрагивать тему необходимости такого количества органов, что уже вызывает шутки среди граждан на тему того, что одни антикоррупционные органы будут брать взятки с других. Естественно каких-либо результатов деятельности антикоррупционной политики ждать придется еще не скоро. Но очевидно, что растягивание любых информационных процессов – это последствие не только неповоротливости власти. Просто в Украине любые реформы не могут совершаться иначе. Естественно народ ждет результатов реформ даже раньше, чем это могло было бы быть.

Прежде всего, в массовом сознании реформы представляют собой конкретную быструю работу по улучшению качества услуг, повышению зарплат, снижению налогов и так далее. Очевидно, что граждане попросту путают положительные результаты реформ с процессами изменений, которые могут затягиваться. К тому же, как известно, не все реформы дают положительный результат. Эта нестыковка на фоне недавних ярких обещаний политиков и нынешняя суровая реальность формируют четкое общественное мнение. С другой стороны и политические силы не спешат прилагать каких-либо усилий для того чтобы разъяснить людям свои действия. Так, например, партии, участвующие в коалиции пытаются реализовать не более половины от заявленных ими целей. В результате в украинской политике все реформирование подходит к тому, что каждая социальная группа в стране пытается либо сохранить, либо улучшить свою зону комфорта, определенные привилегии и социальные блага. С одной стороны депутаты, представляющие бизнес или пытающиеся его создать, защищают зону комфорта элит. Пенсионеры же не хотят мириться с возможным замораживанием пенсий или отмен выплат работающим пенсионерам. Для среднего класса более актуален рост зарплат и снижение налогов. Олигархи же недовольны тем, что им вообще приходится отчислять в бюджет и постоянно работают над лоббированием возмещения НДС и льготных режимов своему бизнесу. Власть в свою очередь пытается изображать подыгрывание большей части общества, например, снижает депутатские зарплаты или говорит об отмене депутатской неприкосновенности. Но это лишь популистские обещания, позволяющие забалтывать другие, более серьезные изменения, касающиеся каких-либо социальных групп.

Тем временем, внедряемые реформы практически ставят на грань всех кроме олигархов. Достаточно рассмотреть законы МВФ, принятые 2 марта. В бюджет внесли такие изменения, которые затрагивают абсолютно всех. При этом уровень инфляции скорректирован с 13% до 26,5%, а прогноз падения ВВП ухудшен с 4,7% до 5,5%. Изменения затронут даже крупный бизнес. Нефтегазодобытчикам придется платить большую ренту. Ограничиваются права мажоритарных акционеров, а владельцам банков придется нести огромную ответственность за приведение банка к банкротству. Серьезный удар будет нанесен и по пенсионерам и по рабочим.

С 1 апреля произойдет очередное повышение тарифов на газ и отопление. В правительстве даже не скрывают, что платить по таким тарифам не смогут более 4 млн. украинских семей, то есть это те люди, у которых столько денег нет вообще. Другим же придется сильно урезать семейный бюджет и экономить на продуктах.

Спасет ли страну новый кредит от МВФ, о котором так спешно и радостно власть сообщает по всем телеканалам? Из первого транша в 5 млрд. долларов, Нацбанку отойдет 2,3, а правительству – 2,7. Эти средства должны прийти в ближайшее время. Стоит отметить, что изначально планировалось, что размер кредита будет составлять 10 млрд. долларов, но очевидно не сложилось. Кроме того, для того чтобы выплачивать внешние долги и платить за газ, придется отдавать как минимум 1,5 млрд. долларов в месяц. Соответственно всего первого транша едва ли хватит на три месяца. И хотя власть говорит, что это инвестиции, все прекрасно понимают, что это не так. Это кредиты, и те средства, которые будут поступать после МВФ, а именно от Евросоюза, США и других стран – это тоже кредиты, а не подарки и возвращать их придется из бюджета, то есть из кармана граждан.

В своем отчете за 100 дней работы Яценюк жаловался на то, что правительству приходится возвращать долги попередников. Очевидно, что так было на протяжении всей истории независимости Украины. Ведь и правительство Азарова возвращало долги Тимошенко, которая соответственно возвращала долги правительства Януковича. Вот только размеры долгов всех вместе взятых попередников не шли ни в какое сравнение с долгами нынешней власти. Очевидно, что если бы запад доверял украинским властям и желал бы помочь восстановлению экономики, то предоставлял бы грантовую безвозмездную помощь, а не кредиты для подсаживания на кредитную иглу.

С такой политикой обществу придется осознать, что социальная справедливость отныне будет иной. Существующие блага будут не справедливо распределять, а справедливо урезать. И когда закончится такая «справедливость, – неизвестно.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org