Для кого украинская медицина?

537

Курс на построение бесплатной, доступной медицинской системы должен быть восстановлен: это жизненно необходимо.

Случилось так, что мне была необходима справка о состоянии моего здоровья для посольства. Казалось бы, банальная вещь: бумажка, где написано о том, что человек не болен ни туберкулезом, ни венерическими заболеваниями, ни чем-либо иным. Но, как оказалось, эта бумажка стал лакмусовой, и продемонстрировала целый ряд социальных проблем современного украинского общества.

Поскольку на сайте посольства не были отмечены никакие требования к медицинской справке, а был представлен формуляр, я решила, что такую ​​медицинскую справку можно получить в обычной государственной поликлинике.

У меня было два варианта:

1. «Купить» ее.

2. Пройти множество обследований у врачей, потратить кучу времени и нервов и получить желанную бумажку.

Я не привыкла давать взятки и даже не знала, как это делается, к тому же меня действительно интересовало состояние моего здоровья и было в запасе немного времени. Итак, я выбрала второй вариант.

Узнав о расписании различных врачей, я пошла штурмовать местную поликлинику. Перед тем, ради шутки, вооружилась смартфоном, чтобы иметь возможность сфотографировать очереди и записать, как врачи будут мне грубить. На удивление, мое «оружие» совсем мне не понадобилась.

Хотя меня перенаправляли из кабинета в кабинет, и заставляли ждать, пока все отделение врачей попьет чай - и, конечно же, приходить туда я должна была в четко установленное время. Но меня так и не довели до такого состояния, чтобы я решила жаловаться.

В конце концов, я получила надлежащее обследование. Особенно запомнился Киевский городской центр крови, услугами которого я решила воспользоваться, чтобы убить двух зайцев сразу: и товарищу помочь, и бесплатно сделать анализ крови.

Из киевских поликлиник чаще всего направляют в частные лаборатории, услуги которых, например, стоят немногим меньше студенческой стипендии или минимальной пенсии. Поэтому вариант стать донором мне показался выгодным. Но там меня заставили пройти через 5 или больше точек квеста, прежде чем все-таки взяли эту красную животворную жидкость.

Да, вся эта беготня была ужасно неприятной, забрала кучу времени - но я получила более-менее качественное медицинское обследование бесплатно. И поняла, что в целом ситуацию с киевскими поликлиниками можно описать следующим образом: возможно, это одни из немногих положительных “осколков” социальных институтов Советского Союза, которые не все из нас ценят.

Почему я говорю именно о поликлиниках, и именно о киевских? Потому что такая роскошь недоступна многим жителям провинции, а провинциальные больницы гораздо более коммерциализированы: если даже не приходится платить взятку врачу, все равно вы покупаете лекарства, с которых он получает процент.
Подчеркну, что я положительно оцениваю не только киевские поликлиники, а вообще курс на построение бесплатной, доступной медицинской системы, который был утерян после распада Советского Союза, но который должен быть восстановлен - потому что это является жизненно необходимым.

Почему я положительно оцениваю эти страшные обшарпанные поликлиники с длинными очередями, о которых многие вспоминают с ужасом? Потому что я увидела другую сторону медали.

Оказалось, что мое посольство принимает медицинские справки только от двух киевских медицинских учреждений, одним из которых был Американский медицинский центр.

Контактный номер этого центра я нашла за считанные секунды. Набираю номер, трубку сразу же снимает девушка с приятным голосом и на английском без акцента представляет заведение и себя. Я прошу перейти на украинский, объясняю проблему.

Слышу в ответ: «Звичайно, Ви можете отримати у нас цю довідку, усі обстеження Ви можете пройти у будь-який зручний для Вас день та час, а результати будуть готові ввечері того ж дня». Записываюсь на следующее утро и узнаю о сумме, на которую я уже была готова и которая меня не смутила, однако оказалась немного больше прожиточного минимума.

Смутило другое: за иллюзорным ощущением свободы выбора времени и разнообразием услуг скрывалось то, что я должна быть клиенткой именно этого заведения. Что же делать тем, кто живет на прожиточный минимум, когда исчезнут остатки недокомерциализованой медицины? Лишиться всяческой гарантии получить необходимую медицинскую помощь? Болеть и умирать? Или защищать собственное право на жизнь и строить другое общество?

Подобные жалобы на ужасы украинской медицины уже стали значимой частью народного фольклора. Недовольство выливается не только в долгие кухонные разговоры, но и в активную борьбу за свое право на качественную и доступную медицинскую помощь.

По данным мониторинга протестов, репрессий и уступок Центра исследования общества, вопросы здравоохранения были одной из пяти наиболее частых социально-экономических тем, которые поднимались на протестах в начале этого года (4% от всех протестных событий с января по май 2013г.).

За первые пять месяцев этого года произошло не менее 59 таких акций протеста - лишь немногим меньше, чем за весь 2012 год, в который было зафиксировано 65 протестных событий, связанных с проблемой здравоохранения. Такое усиление протестной деятельности из-за медицинской сферы указывает на то, что за последние полгода проблемы только обостряются, несмотря на то, что уже третий год в стране идет реформа системы здравоохранения.
В 2012 году был осуществлен лишь пилотный проект реформы в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве. 16 протестов по охране здоровья из 59 - то есть 25%, - прошли за этот год именно в Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве, хотя такие протесты были зафиксированы и во Львовской, Тернопольской и Харьковской областях. Среди вопросов, которые чаще всего поднимались протестантами - недостаточное финансирование и закрытие медицинских учреждений в рамках так называемой «оптимизации».
В отчете Министерства здравоохранения утверждается, что перед реорганизация и специализации медицинских учреждений проводились консультации с общественностью и органами местного самоуправления. Но на практике такая реорганизация означала не увеличение количества медицинских учреждений, а их закрытие - что сразу же вызвало ряд протестов, в частности в Днепропетровске и Киеве. Кроме этого, в Донецкой области граждане активно выступали против неолиберальных реформ и против приватизации в сфере здравоохранения.

В 2013 году эта реформа распространяется уже на всю Украину. И за первые пять месяцев больше половины протестов по охране здоровья (29 из 59) касались закрытия медицинских учреждений и недостаточного их финансирования. Эти протесты уже не концентрировались в отдельных регионах, а происходили по всей Украине.

Возникает вопрос: почему в то время, когда информационные ресурсы государственных органов везде восхваляют достижения реформирования, недовольство населения стремительно растет? Возможно, потому что все так называемые «достижения» - например, открытие 70 центров семейной медицины в крупных городах, или оборудование отдельных больниц, - проводятся за счет ограничения доступа к необходимым медицинским услугам населения провинции?

По материалам: argumentua.com