Что успел и не успел парламент

900

Многие надеялись, что в ходе шестой сессии парламент успеет принять все необходимые реформы, которых к тому же требовало международное сообщество. Однако большинство реформ так и не было принято. К тому же Верховная рада не успела произвести и ряд важнейших кадровых назначений, которые теперь по договоренности отложены на потом. Ранее депутаты хотя бы пытались продолжить сессию до осени для решения актуальных вопросов – можно было бы продолжить сессию и в этот раз, чтобы при необходимости собраться еще несколько раз до конца лета. Однако парламентарии не захотели портить себе отпуска и сессию закрыли, тем не менее, нардепам удалось принять некоторые нормы и успеть кое-что прореформировать.

На данный момент за время этой сессии депутаты успели проголосовать сто законов, большая часть из которых была инициирована самими нардепами и всего лишь 12 законопроектов были президентскими. Большинство проголосованных законов удалось протолкнуть за счет голосования прежней коалиции «Европейская Украина». Несмотря на то, что Радикальная партия, «Батькивщина» и «Самопомощь» говорят о том, что стали оппозицией. По факту в коалиции находится лишь Блок Порошенко и «Народный фронт». Большинство поданных законов находили поддержку у всех бывших членов коалиции, особенно это касается Радикальной партии, которая голосовала практически синхронно с БПП. Лишь четверть голосов давал Оппозиционный блок.

Завершение сессии должно было стать реформаторским. Но в итоге под конец были подняты вопросы о депутатской неприкосновенности, которые так и не удалось адекватно разрешить, отчего пострадала репутация парламента. Также в ходе шестой сессии парламент успел внести правки в закон об электронном декларировании, прописав необходимость декларирования гражданскими активистами. Общественность негативно восприняла такие изменения, борцы с коррупцией усмотрели в этом месть со стороны власти за громкие антикоррупционные расследования. Разочаровались в этих изменениях и западные партнеры. На Банковой согласились, что погорячились и внесли на рассмотрение законопроект об отмене данных правок – он был зарегистрирован, но в повестку дня так и не попал.

Также в ходе сессии парламентарии были увлечены вступлением в НАТО, для чего были внесены несколько изменений в законодательство, которые снова будут декларировать, что вступление в блок является целью, но никаких практических действий не гарантируется. Эти изменения не только стали раздражающим фактором для Москвы, но и удивили Запад, где возможность вступления Украины в НАТО и вовсе не рассматривают.

Нашумевшим законом стал закон о языковых квотах на телевидении. Его долго обсуждали и дискутировали. Было представлено несколько вариантов – как более жестких, так и более мягких. Предусматривается, что закон вступит в силу через несколько месяцев после подписания президентом.

Судебную реформу парламент не реализовал, но успел принять некоторые нормативные акты, например закон о Конституционном суде, который предусматривает возможность граждан обратиться с конституционной жалобой. Закон также предусматривает основы конституционного судопроизводства и новую организационную структуру суда. В состав входит 18 судей, которых назначает президент, Верховная рада и съезд судей. Политологи считают, что данный закон является откровенно президентским – теперь именно он получает наибольшее влияние на назначение судей Конституционного суда. Парламент так и не выбрал нового омбудсмена, но зато изменил процедуру его избрания – ранее на эту должность выбирали путем тайного голосования, теперь же оно станет открытым. На этом настаивали в «Народном Фронте», где продвигают на должность омбудсмена Людмилу Денисову. При открытом голосовании они смогут проконтролировать голоса своих партнеров по коалиции. Примечательно, что эти изменения почему-то оказались внесены в закон о Конституционном суде. Данный закон еще не был подписан президентом, но общественники уже просят его ветировать.

Среди реформ, которые попытались протащить депутаты, можно отметить пенсионную. Ее проект парламент обрил в первом чтении в самом конце сессии. В нем, как и обещано, прямым образом пенсионный возраст не повышают, но делают это скрытым образом. Фактически к 2028 году минимальный стаж для выхода на пенсию будет составлять 35 лет. Внесли туда и осовременивание пенсий, разрекламированное Гройсманом, и теперь она составит 1373 гривны.

Медицинская реформа оказалась совсем не реализованной, точнее ее рассмотрели лишь в первом чтении, в итоге оказалось очень много правок, которые едва ли не изменяют ее суть. Даже в последние дни сессии до этого вопроса депутаты не добрались. В проекте предусматривается возможность пациентов самостоятельно выбирать себе врача, а оплачивать услуги граждане могут после оказания необходимой помощи через государство – то есть по сути это страховая медицина. Предусмотрено и административное реформирование, например в виде создания госпитальных округов.

Совершенно нерассмотренными оказались реформы в сфере образования и рынок земли, не рассмотрели и проект об оккупированных территориях. Без глав до сих пор остаются Нацбанк, Фонд госимущества, НКРЭ и старый омбудсмен продолжает свою работу до замены. Также не был принят закон об Антикоррупционном суде, что по мнению общественников серьезно препятствует работе НАБУ.

Правительство не отчиталось перед Верховной радой за год своей работы, как это делалось ранее. Депутаты не удосужились даже рассмотреть изменения в собственный регламент. Зато под конец сессии нардепы зарегистрировали проект, согласно которому заседание планируется начинать с коллективного молебна «Отче наш». Может быть хоть это поможет депутатам работать эффективно и плотнее заняться реформами?

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org