Что на самом деле стало причиной скандала между Аваковым и Саакашвили

633

arsen-avakov-netsenzurno-vyrazhalsja-v-adres-mihaila-saakashvili_rect_1739107e313be0e4ac432d8de98acccd Инцидент между главой МВД и одесским губернатором вечером 14 декабря на Национальном совете реформ под председательством президента Петра Порошенко показал степень противоречий в «единстве» власти. Тем не менее, вовсе не обвинения сторон в коррупционности, вывели политиков из себя. Цена вопроса – Одесский припортовый завод. А когда на кону вопросы стоимостью в сотни миллионов долларов, брошенный в оппонента стакан – самый мягкий аргумент из всех возможных.
ОПЗ раздора
Одесский припортовый завод оказался в центре внимания СМИ во второй половине ноября – после того, как стало известно о заведомо невыгодном для госпредприятия контракте, который оно заключило с некоей зарегистрированной в Австрии фирмой Antra GmbH.
М.Саакашвили со своей стороны попытался обратить на эту сомнительную сделку максимум внимания. Он утверждает, что за Antra GmbH стоит ближайший соратник премьера Арсения Яценюка по партии "Народный фронт" Николай Мартыненко.
Озвучил губернатор и прогнозируемую сумму убытков ОПЗ от переработки газа в минеральные удобрения на давальческих условиях, как это предусмотрено контрактом с Antra – $93 млн в год.

"ОстроВ" писал об этой ситуации и уже тогда спрогнозировал, что на фоне продолжающегося кризиса в украинской экономике борьба ФПГ за контроль над госактивами будет ужесточаться.

В том числе и за ОПЗ. Заседание Нацсовета реформ 14 декабря это подтвердило.

Анализ публичных выступлений и комментариев этого события показывает, что за красивой вывеской со звучным названием проходил элементарный сходняк "решал", "пилящих" доверенное им в управление государственное имущество.

Итак, заседание Нацсовета реформ было созвано по инициативе президентской стороны, чтобы решить вопрос по ОПЗ. Это следует из вступительной речи П.Порошенко, фрагменты которой его пресс-служба выложила в качестве релиза.

Парламент должен разблокировать приватизацию госпредприятий, заявил президент. Он отметил, что Верховной Раде следует определиться не только по перечню, но и по способу приватизации.

Названия ОПЗ не прозвучало, но присутствующие на "сходняке" прекрасно понимали, о чем речь. ОПЗ, крупный производитель минеральных удобрений с доходами свыше 12 млрд грн. в год, давно является целью "прихватизаторов".

Сначала правительство А.Яценюка в июле 2014 г. включило предприятие в перечень подлежащих приватизации в 2014. Но в тот период нестабильности никто не решился на сделку.

И ее перенесли. После внеочередных парламентских выборов, утвердивших новую конфигурацию власти, Кабмин А.Яценюка 20 ноября 2014 издает распоряжение №1088-р, которым срок приватизации ОПЗ продлевается до 30 сентября 2015 г.

Сперва предполагалось продать на фондовой бирже 10% акций ОПЗ – чтобы таким образом оценить реальную стоимость предприятия.

Полученную на торгах цифру следовало всего лишь умножить на 10 – и узнать цену за весь завод, без "хитрых" оценочных экспертиз, способных занизить сумму в интересах будущего покупателя.

Потом Фонд госимущества предложил для большей объективности и с целью получения максимальной выручки продать 10% на международной фондовой бирже.

Идея была хорошей, но для листинга на зарубежной площадке следовало пройти целый ряд строгих финансовых процедур: перевод бухгалтерской отчетности на международные стандарты, независимый аудит и т.д. Во-первых, это небыстрый процесс, а во-вторых, далеко не все в нынешней украинской власти заинтересованы в таком сценарии – продаже крупного госпредприятия на прозрачных рыночных условиях.

Ремарку о том, что продажа госпредприятия, помимо налогов дающего государству еще и дивиденды от получаемой прибыли, является экономическим преступлением - просто вынесем за скобки.

Сосредоточимся на процедуре. Итак, в итоге было решено вернуться к продаже небольшого "сигнального" пакета акций ОПЗ на украинской бирже – уменьшив его до 5%.

Собственно, это и предусмотрено действующим законом "Об особенностях приватизации стратегических госпредприятий".

Продажные игры

"Пробная" продажа 5% ОПЗ должна была пройти до 31 мая 2015, остальные 94,56% уже на конкурсе собирались продать до 30 сентября т.г.

Но процесс был заблокирован судебным разбирательством, затеянным ФПГ "Приват" Игоря Коломойского.

Сам олигарх 22 июля сообщил СМИ, что его фирма "Нортима" обратилась в Хозяйственный суд Киева с иском о признании состоявшимся конкурса по приватизации ОПЗ, который проходил в 2009 г.

Тогда, как известно, "Нортима" победила, предложив $800 млн, но по распоряжению тогдашнего премьера Юлии Тимошенко итоги конкурса были отменены.

Очевидно, что именно вступление в игру "Нортимы" застопорило процесс. Ведь любой гражданин, к примеру, собравшись купить квартиру, наверняка передумает это делать – узнав, что ее кто-то пытается отсудить у нынешнего владельца.

Дальше – больше. По инициативе А.Яценюка, известного своей лояльностью к "Привату" по истории с компанией "Укрнефть", конкурс по продаже ОПЗ был перенесен.

Сделано это было под предлогом необходимости более тщательной предприватизационной подготовки.

А.Яценюк на заседании Кабмина 19 августа заявил: "Чтобы Фонд госимущества получил реального инвестора, нам необходимы сильные инвестиционные менеджеры и консультанты, которые по всему миру помогут нам привлечь инвестора и взять за этот объект не $500 млн, как определена стартовая стоимость. Когда речь идет о дополнительных $200 млн с разницей в 2 месяца, то я лучше 2 месяца подожду и получу дополнительные $200 млн".

Что здесь можно было возразить? Доводы премьера выглядели более чем убедительно, поэтому с ним согласились. Но все самое интересное только начиналось.

Уже 7 сентября А.Яценюк сообщил, что своим личным распоряжением перенес приватизацию ОПЗ в связи с занижением его стартовой стоимости Фондом госимущества Украины (ФГИУ).

"По предварительной оценке, 5% акций ОПЗ оценили аж в 38 млн грн. Это при том, что они минимум стоят $50 млн - потому что 10%, мы считаем, должны стоить до $100 млн", - сказал он.

Т.е. премьер-государственник опять жестко отстаивает национальные интересы, пресекая попытки нечистых на руку дельцов умыкнуть у государства ценный объект по дешевке.

И снова ему нечего возразить. В связи с этим А.Яценюк предлагает внести изменения в вышеупомянутый закон о порядке приватизации стратегических предприятий. А именно – исключить из него пункт о необходимости обязательной предварительной продажи 5% акций на бирже. И уже тогда продавать весь ОПЗ сразу.

Некий резон в инициативе премьера имеется. Так, достаточно вспомнить, что попытки продажи 5% "Укртелекома" на биржах в 2007 г. (выставлялись пакеты по 1%) успеха не имели.

Торги всякий раз объявлялись несостоявшимися ввиду отсутствия заявок покупателей. При этом, безусловно, интерес к акциям был, причем огромный.

Просто влияние на рынок внутри Украины со стороны заинтересованных ФПГ слишком велико, чтобы все происходило по общепринятой процедуре.

По той же причине неоднократно срывалась продажа 5% пакетов акций большого числа облэнерго. Поэтому заложенная в закон логика пилотной продажи для получения реальной рыночной цены крупного госпредприятия может сработать только на серьезной зарубежной площадке. В нашем случае это Лондонская либо Франкфуртская биржи. Как вариант – Люксембургская. Но даже не Парижская и тем более не Варшавская. Все остальные от нас географически слишком далеко. Выставляться на Токийской либо Нью-Йоркской бирже бессмысленно – тамошних брокеров не заинтересуют акции далекой компании на другом континенте.

Как уже отмечалось, провести продажу в Лондоне быстро – нереально. Но если, как задекларировал А.Яценюк, правительство хочет получить максимальную цену за свой товар – другого варианта просто нет.В конце концов, можно вспомнить, что комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. был приватизирован без предварительной биржевой продажи "сигнального" пакета акций. И это не помешало получить за него астрономическую сумму $5 млрд – примерно в 2 раза превышающую рыночную стоимость предприятия. Вопрос был исключительно в том, чтобы сделать конкурс по-настоящему открытым для всех заинтересованных сторон.

Так что определенный резон в доводах А.Яценюка действительно имелся. Другое дело, что не совсем понятно, как 5% ОПЗ могли быть оценены в $1,52 млн, учитывая, что весь ОПЗ потянул на $500 млн стартовой стоимости. Эту цифру называл, в частности, нынешний глава ФГИУ Игорь Белоус. Простая арифметика подсказывает, что в таком случае 5% должны продаваться никак не меньше чем за $25 млн.

Между тем правительственный законопроект об изменениях в закон о порядке приватизации стратегических объектов забуксовал в темных дебрях Верховной Рады. Разобраться, кто именно ставит палки в колеса и какими мотивами руководствуется - не так просто. Но в данном случае это не имеет большого значения. Важно, что именно эту ситуацию с ОПЗ имел в виду П.Порошенко, когда 14 декабря на Нацсовете реформ заявил, что украинский парламент должен разблокировать приватизацию госпредприятий.

Не менее важно и то, что на самом деле президент и его бизнес-окружение совершенно не заинтересованы в таком ходе событий. Несмотря на то, что в публичных выступлениях подчеркивают необходимость распродажи госпредприятий.

К примеру, Игорь Кононенко, давний друг и бизнес-партнер президента, а ныне первый заместитель главы парламентской фракции Блока Порошенко, 14 декабря в интервью Первому национальному телеканалу заявил о необходимости приватизации ПАО "Центрэнерго".

При этом передачу акций данной компании к ФГИУ для дальнейшей продажи от НАК "Энергетическая компания Украины" заблокировал не кто иной, как министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, назначенный по президентской квоте.

Считается, что именно президентская команда контролирует в т.ч. закупки угля для "Центрэнерго" – и, соответственно, снимает "сливки" с процесса. Если так, то приватизация этой госкомпании, например, американской корпорацией AES, ранее проявлявшей интерес к данному активу – противоречит интересам "Семьи" П.Порошенко.

Аналогичная ситуация и с ОПЗ. Ранее СМИ сообщали о сомнительных контрактах между ОПЗ и зарегистрированной в Гонконге фирмой ExpoTrade Global Ltd., а также с британской Newscope Esates Ltd.В частности, утверждается, что от имени Newscope контракт подписан не кем-нибудь, а членом правления ОПЗ Ольгой Ткаченко. Т.е. получается, что она вроде как продает минеральные удобрения сама себе.

Впрочем, по этому контракту отгрузки не производились, а вот в адрес ExpoTrade Global поставлено продукции на 517 млн грн. – по цене ниже рыночной. Т.е. госпредприятие от сделки получило убыток, а трейдер-посредник – сверхприбыль.

О.Ткаченко СМИ связывают с И.Кононенко и делают вывод, что она является представителем "Семьи-II". В таком случае президент точно не заинтересован в приватизации ОПЗ, также, как и премьер.

И заявление П.Порошенко можно трактовать как попытку взять оппонентов на испуг. Дескать, не договоримся по-хорошему – продадим спорный актив иностранцам и тогда в минусе окажутся все.

Однако Арсений Петрович слишком опытный в подобных делах человек, чтобы сломаться от столь примитивного морального давления. Он со своей стороны сделал аналогичный ход на Нацсовете реформ.

В ответном выступлении премьер не только поддержал идею приватизации, аргументировав ее необходимость убытками госпредприятий. Он еще и нанес ответный удар.

"Наша позиция заключается в следующем. Принятие законодательства относительно избрания независимых директоров и распространение проекта по НАК Нефтегаз Украины относительно независимых директоров на другие госкомпании", - сказал он.

А.Яценюк также отметил необходимость создания госхолдингов для управления госкомпаниями и выведения последних из-под сферы управления министров.

Здесь как раз имелась в виду инициатива отобрать у В.Демчишина контроль над "Центрэнерго".

А также реформа управления госкомпаниями, настоятельно рекомендуемая руководству Украины Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития.

Наличие независимого совета директоров делает невозможной ситуацию, сложившуюся сейчас вокруг "Центрэнерго", ОПЗ, "Нефтегаза Украины", НАЭК "Энергоатом", НЭК "Укрэнерго" и других госкомпаний.

Именно поэтому, кстати, такой орган в "Нефтегазе" до сих пор не создан, а компания, в свою очередь, вот уже несколько месяцев не может получить кредиты на закупку газа: $300 млн от ЕБРР и $500 млн от ВБ.

Потому как добровольно лишиться сверхдоходов никто из присосавшихся к госкормушке явно не горит желанием. На этом фоне особенно цинично выглядит статистика, озвученная самим А.Яценюком.

По его данным, за январь-сентябрь т.г. чистая прибыль 100 крупнейших госпредприятий Украины составила… аж 2 млрд грн…

С другой стороны, а откуда возьмется больше, если тот же ОПЗ вынужден работать по убыточным для себя контрактам с посредниками типа ExpoTrade Global Ltd. и Antra Gmbx?

При таком раскладе закономерно, что та же "Укрзализница" за январь-сентябрь т.г. задекларировала 5 млрд грн. чистого убытка. А НАЭК "Энергоатом" отчитался про 6,4 млрд грн. убытка за 2014 г. и т.д.

Удивительно другое: что об этом сообщают высокопоставленные должностные лица, несущие за это прямую ответственность - и это не вызывает никакой общественной реакции.

"Народ безмолвствует", все по классике. Хотя его, народа, нынешнее ужасающе-бедственное положение напрямую связано с озвученными финансовыми результатами деятельности госкомпаний.

Что же касается конфликта президентской и премьерской команд (за спинами последней зачастую маячат интересы ФПГ "Приват" И.Коломойского), то "развести рамсы" им становится все труднее.

Об этом свидетельствует инцидент с метанием стакана на Нацсовете реформ. Причина недоговороспособности – корова дает все меньше и меньше молока.

К примеру, та же "Укрзализница" за январь-ноябрь сократила грузоперевозки на 10,8%. За тот же период 2014 г. снижение составило 10,1%.

Это означает соответствующее падение доходности госкомпании. Компенсировать его за счет повышения тарифов не удается – ведь затраты железнодорожников тоже объективно выросли из-за девальвации гривны.

Таким образом нынешняя власть все глубже загоняет Украину в экономический кризис – и это еще больше обостряет противоречия в ее руководстве, вызванные коррупционными интересами ФПГ.

Официальное заявление "тройки" от 16 декабря с призывом унять политические страсти в Украине и поставить превыше всего национальные интересы никого не должно обманывать: пружина сжимается все туже и туже…

По материалам: ostro.org