Борьба за свято место: Патриарху Филарету очень нужен офисный центр на святых развалинах

603

"Представление окончено. Публика встала. Пора надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось". Этот мини-рассказ Василия Розанова цитирует в замечательном фильме "Дина" его героиня Дина Герцрикен - одна из защитников старого Киева от незаконной застройки.

К современному Киеву, где горстка людей пытается добиться соблюдения нарушаемых сплошь законов, напарываясь на равнодушие или апатию подавляющего большинства местных жителей, этот рассказ умершего от инсульта в 1919 году российского литератора уже становится страшной реальностью.

Десятинный переулок

Дина Герцрикен, ученый-физик и дочь советского профессора, живет в доме № 7 на Десятинном переулке в Киеве: сюда ее семья вселилась после войны, когда восстановленное после удара бомбы старинное здание отдали работникам Института физики. Напротив располагались роскошный сад и усадьба дворянского рода Слесаревских - Дина помнит последнего его представителя.

"Последний Слесаревский был очень известным ветеринаром. Он умер в 56-м году - старый был, несчастный, - вспоминает она. - Его отец создал здесь маленькую ферму - на три-пять коров. Сыры из этой фермы посылались на конкурсы в Нормандию, где занимали призовые места. Потом они основали что-то вроде маленького завода детского питания, и на двуколке развозили по домам заказчиков керамические бутылочки с пробками и надписью "Детское питание доктора Слесаревского". Ничего не уцелело. При советской власти они обеднели - им принадлежал только кусок дома, который тут стоял: три комнаты, подвал, сад. Когда Хрущев был главой УССР, ему показали, что есть такой знаменитый ветеринар, работает в зоопарке, и что у него есть сад с невероятными растениями. При Хрущеве сад не трогали. Ванда Василевская брала у Слесаревского саженцы и ни разу не заплатила: каждый раз говорила, что деньги забыла взять".

Усадьбу снесли и сад выкорчевали перед празднованием 1500-летия Киева - смысл сделанного так никто и не понял.

Из окна кухни у Дины открывается вид на громадное здание исторического музея, проектированное ее двоюродным дядей Иосифом Каракисом.

Дом № 7 со зданием музея соединяет знаменитая Пейзажная аллея - сегодня это одно из лучших мест, куда киевляне могут прийти с детьми и где любят гулять туристы. Это результат работы скульптора Константина Скретуцкого, профинансированной киевским бизнесменом Владимиром Колинько. Еще недавно на месте Пейзажки был котлован для будущей высотки МИДа: отвоевать это место, на улицах в и судах, активистам, среди которых были юрист Марина Соловьева, известный гражданский активист Игорь Луценко, и Дина Герцрикен, удалось только в 2012 году.

"Тут бабульки ходят. Одна говорит: "Вы знаете, какая тут аура? Я дотронусь до этого кота (одна из работ Скретуцкого. - "ОстроВ"), и мне через пальцы втекают силы. У этого кота не девять жизней, у этого кота много жизней. И он щедро ими с нами делится". Мне тогда был 61 год, а бабулька была меня порядочно старше - под все 80. Но она знала модное слово "аура", - шутит Дина.

Энергетика в этом месте действительно невероятная. Несмотря ни на что. Пока…

Деловые люди в рясах

Рядом с домом № 7, по адресу Десятинный переулок, 5д, стоял одноэтажный домик середины 19 века, принадлежавший протоиерею Павлу Подвысоцкому - настоятелю Андреевской церкви. В начале нового тысячелетия Киевосовет передал его Украинской православной церкви Киевского патриархата "на обслуживание", "в рамках реституции" (такие основания называет УПЦ КП, хотя понятия реституции в украинском законодательстве нет, а дома на Десятинном переулке никогда не принадлежали Церкви).

По словам Дины, встреченные ею у дома Подвысоцкого служители церкви обсуждали создание в нем Музея быта священника. Однако по давно принятой в Киеве "традиции" здание пустовало с дня передачи Киевскому патриархату еще пять лет, дойдя до состояния полного упадка. В 2008-м его лишили охранного статуса, 2012-м - снесли. Ранее та же участь постигла флигель по адресу Десятинный переулок, 3
На расчищенной таким образом площадке археологи нашли остатки фундаментов дворца князя Владимира - крестителя Руси, строителя первой русской церкви - Десятинной, которая была разрушена монголо-татарами в 1240 году, и чьи фундаменты расположены как раз между Историческим музеем и Десятинным переулком. То есть, по всем историческим, культурным и просто моральным меркам эта земля не имеет цены не только для украинцев, но и, как минимум, для русских, белорусов, литовцев… Это территория буферной зоны ЮНЕСКО и нескольких историко-культурных заповедников государственного значения, то есть, имеющая даже не один особый охранный статус.

Но УПЦ КП понадобилось именно здесь, аккурат на территории княжеского дворца, построить крупный ОФИСНЫЙ ЦЕНТР с мастерскими, гостиницей и, как поговаривают, даже подземным паркингом.

Крестителю не дали "воскреснуть"

Уже несколько месяцев на территории домов 3 и 5 работает тяжелая строительная техника: у служителей УПЦ КП это все еще некоторое время называлось "раскопками" - то есть, там, где рискованно для культурного слоя работать даже лопатой, раскапывали экскаватором. Что на самом деле нашли здесь, помимо следов от княжеских фундаментов, ответственный за раскопки Институт археологии пока не показал. Но даже эта должна была бы стать сенсацией - если бы ее захотели популяризировать те, кто совершил. На запрос одного из активистов, Валерия Кубицкого, археологи дали ответ, что Институт "не предоставляет материалов исследований, тем более, списков находок, организациям, которые не являются профессиональными, или частным лицам". Съели?

Эта же структура, как подчеркнул в своей статье Игорь Луценко, "согласовала" церковникам строительство на Десятинном задолго до начала раскопок - вообще за пять лет до сноса располагавшихся там зданий.

От всей этой бурной деятельности начали разрушаться примыкающие к стройке дом № 7 и еще одно старинное здание по адресу Десятинный переулок,1, утверждают их обитатели. Дом № 1 не жилой - тут размещаются офисы. Его владелец ведет уже не первый судебный процесс с застройщиком, рассказывают корреспонденту "ОстроВа" арендаторы одного из тамошних помещений. Работать здесь им осталось считанные дни - переезжать решили именно из-за постоянного шума и вибрации.
Из балкона второго этажа этого дома отлично видна та часть стройплощадки, где имели место реальные археологические раскопки. Собеседник "ОстроВа" подтверждает, что видел остатки фундамента и арок - сегодня все это засыпано грунтом, хотя в Киевском патриархате обещались музеифицировать "недвижимые" находки.
Какое здание собираются построить на Десятинном переулке, неизвестно. Обнародованный ранее проект многоэтажной коробки в настоящее время уже, якобы, не актуален. УПЦ КП будет принадлежать не все здание - часть, по условиям договора с заказчиком и отчасти инвестором "проекта реконструкции" (так это называется у УПЦ КП) ООО "Левадия", отойдет ему. Какая это будет часть и что именно будут на ней размещать, тоже тайна.
11 июня 2013 года Окружной административный суд Киева по иску активистов отменил передачу Киевсоветом в аренду УПЦ КП земельного участка на Десятинном переулке и разрешение Киевской горгосадминистрации на проектирование и строительство зданий на этой территории. С тех пор строительные работы не прекратились. Ни местные власти, ни вызывавшаяся на территорию милиция не оказались способными обеспечить решение суда. Киевская патриархия ссылалась на действующее разрешение на строительство со стороны Госархстройконтроля и Министерства культуры. Осенью Киевский апелляционный административный суд начал рассматривать апелляцию УПЦ КП на решение Окружного админсуда.

19 сентября этого года защитники Десятинного получили ответ на свой запрос в КГГА насчет правомерности использования Церковью земельного участка, который она получила только под обслуживание стоявших на нем зданий, которых уже нет.

"С целью проведения проверки правомерности использования земельного участка специалистами Департамента земельных ресурсов проведен выезд по указанному адресу и установлено, что земельный участок огорожен и находится под охраной. В связи с тем, что во время выезда землепользователь отсутствовал, провести проверку и составить акт проверки было невозможно. Учитывая обозначенное, представители УПЦ КП приглашены письмом от 12.09.13 в Департамент земельных ресурсов для выяснения всех вопросов касательно соблюдения требований земельного законодательства во время использования земельного участка. По состоянию на данное время представители УПЦ КП на приглашение не прибыли", - говорится в документе, подписанном директором Департамента земельных ресурсов и землепользования Киевской горгосадминистрации Юрием Кулаковским.

Этот документ можно было бы назвать гимном инвалидности украинского законодательного поля и всей системы государственной власти.

Раскрещивание Руси

Легендарная Старокиевская гора, где жили древнерусские князья, начиная от Кия, и где располагались Десятинная церковь, должна была бы еще и открывать чудесный вид на самую красивую церковь Киева - Андреевскую, и начало Андреевского спуска. Сегодня этот вид закрыт деревянным забором, ограждающим ранее видные всем и каждому фундаменты Десятинной церкви, хотя охранять их нужно не от прохожих, а как раз от тех, кто имеет официальный доступ на территорию за забором. Формально там ведутся исследования. Но достаточно заглянуть в щели между досками забора, чтобы убедиться, что территория поросла травой и уже начала покрываться мусором - пустой тарой из-под разной выпивки.

Рядом с забором другая конкурирующая конфессия, Украинская православная церковь Московского патриархата, пытаясь застолбить священное место, построила уродливую часовню: сначала она была деревянной, потом ее забетонировали. Никаких разрешений на этот объект церковники не имеют, но сообщить им об этом решится не каждый: больно. Праведные "служители культа" и некоторые их прихожане в прямом смысле слова набрасываются на недовольных с кулаками. Один раз часовню пытались сжечь неизвестные, однако киевские власти попыток убрать эту незаконную постройку на бесцеремонно захваченной ценнейшей территории не предприняли ни разу.

Нет уже властной инстанции, в которую не обращались бы защитники Старокиевской горы с просьбами о помощи и содействии. Их уличные протесты - не из тех, на которых любят делать себе PR политики: бороться с Церковью не желает никто. Тем более, с Киевским патриархатом, который всегда считался "своим" в рядах оппозиционеров, и на который опасно в очередной раз наступать представителям власти, нарываясь на новые обвинения в "антиукраинскости". Ко всему прочему, с компанией, которая ведет работы на Десятинном переулке, "Интеграл-Буд", связывают бизнес-интересы депутата Верховной Рады от Партии регионов Владимира Зубика. То есть, деньги имеют свойство объединять, казалось бы, необъединимое.

Теперь киевские активисты с улыбкой цитируют парадокс, выведенный одним из них, Вадимом Топоровым: священные для православных христиан места Киевской Руси защищают атеисты, евреи и язычники.

По материалам: ostro.org