Битва за Юго-Восток: Кто победит ПР или КПУ?
Украинские коммунисты, которых от выборов к выборам отправляют на политическое кладбище, на сей раз показывают нешуточный электоральный рост. Результат 2007 года в 5,3% может быть практически удвоен на предстоящих парламентских выборах. Как удалось украинским последователям дедушки Ленина так быстро нарастить мышцы, и какую роль сыграет акция КПУ в будущем украинском парламенте?
Уже сейчас можно смело говорить, что в Украине созрела благоприятная почва для левых идей, которая, безусловно, сыграет свою роль на парламентских выборах. Рейтинг КПУ начал лезть вверх вовсе не сегодня - точкой отчета можно считать 2008 год, когда изъяны капиталистического строя привели к не самому приятному для рядового гражданина финансовому кризису. Тут-то и захотелось поностальгировать по СССР, вспомнить колбасу по три рубля кило, а воспоминания о полученной на производстве квартиры просто таки стали настоящим бальзамом на душу после кровавого слова «ипотека».
За четыре года коммунисты умело оседлали тему экономических проблем, конвертируя ее, на данный момент, в 7-8% поддержки электората, если верить последним социологическим опросам. Но цель украинских коммунистов куда более амбициозная - замахнуться на все 15%, отобрав солидный кусок пирога у своих нынешних союзников из Партии регионов. Причем на их традиционной вотчине - юго-восточной Украине.
Методы, с помощью которых КПУ решило доводить до конца свой электоральный прорыв, можно считать настоящим ва-банком. Вместо привычных монотонных выступлений Петра Симоненко и нафталинового агитпрома среди бабушек в регионах, коммунисты организовали настоящую рекламную «бомбу», развесив всю страну неординарной и яркой политической рекламой. С билбордов на нас смотрят молодые лица, озвучивающие лозунги коммунизма, дублированные на английском (!) языке, при этом строгая цветовая гамма КПУ ловко приукрашена современными маркетинговыми технологиями. Уж чего-чего, а подобного модерна от коммунистов явно не ждали.
Если посмотреть на цифры, то по масштабу рекламной кампании на сегодняшний день коммунисты проигрывают лишь провластной Партии регионов и Наталье Королевской. По данным мониторинговой компании Doors Consulting, в июне КПУ разместила по стране 1372 билбордов и ситилайтов. В денежном отношении подобное маркетинговое удовольствие стоит около 50 млн. долларов. Для политических «пролетариев» сумма очень внушительная. Сразу же возникает логичный вопрос - откуда деньги?
Несмотря на свои антибуржуазные взгляды, Симоненко и Ко всегда умело договаривались с теми, кого принято называть олигархами. В частности, с российским бизнесменом Константином Григоришиным их связывают узы сотрудничества уже далеко не первые выборы. Кроме него, свою лепту в финансирование рекламной кампании мог внести другой не самый бедный человек в Украине - Игорь Тарасюк, который во времена президента Ющенко возглавлял небезызвестное Государственное управление делами.
У обоих бизнесменов в финансировании КПУ есть свой интерес и свои планы на будущую парламентскую фракцию. Кроме столь крупных финансовых источников, есть и целый ряд более мелких, но влиятельных как на региональном, так и на киевском уровне, персон, готовых и финансово, и организационно поддержать коммунистов на грядущих выборах. Мотивы очевидны - список ПР не резиновый, а коммунисты играют на привычном и знакомом для избирателей людей электоральном поле. К тому же, именно с помощью фракции «красных» в случае успеха можно будет выбить несколько сочных постов в структуре исполнительной власти, если повезет - даже министерского уровня. А это, бесспорно, окупит все сегодняшние вложения. Но об этом чуть ниже.
На что же сегодня рассчитывают коммунисты? Расчет весьма простой. Ключевой задачей является освобождение своего электората из исключительно пенсионных объятий. Тем самым в КПУ хотят существенно снизить средний возраст своего избирателя. Помимо этого, стратегически важно подобрать всех тех, кто за последние два года разочаровался в Партии регионов. И ничего страшного, что КПУ - железобетонный член парламентского большинства, коалиции. Мало того, что у народа короткая память, так еще и амбиции регионалов делают именно их ответственными за все прелести и горести последних лет в глазах электората. Коммунисты же - сбоку-припека. И это опытного зубра отечественной политики Петра Алексеевича вполне устраивает.
Работает на коммунистов и действующая повестка дня. В вопросах, в которых у ПР объективно иногда связаны руки, КПУ себя чувствует как рыба в воде. Так, власть вынуждена делать шаг вперед, два назад при обсуждении таких тем, как статус русского языка и вступление в Таможенный союз. Как- никак, а лавировать, принимая на себя ответственность за принятие решений перед всей страной сложнее, чем акцентировано работать на один берег Днепра.
Коммунисты же спокойно снимают сливки с этих тем, разбрасываясь громкими заявлениями направо и налево. «Коммунисты - единственная политическая сила в Украине, которая последовательно и принципиально ведет борьбу за статус русского языка в Украине как второго государственного», - столь амбициозно охарактеризовал Петр Алексеевич в своем недавнем интервью отношение коммунистов к нашумевшему языковому закону. Неудивительно, что наиболее радикальная часть электората ПР воспримет это как стимул сменить свои предпочтения в 2012 году.
Еще более решительно Симоненко отбирает голоса у ПР на теме экономической интеграции: пока власть пятится в сторону ЕС, зная, что эта идея разделяется далеко не большей частью ее избирателей, лидер коммунистов обещает старую-добрую сказу о трех славянских братьях, которая на Востоке очень хорошо «продается». «Это действительно выгодно для нас, и, в перспективе, мы должны говорить не только о едином экономическом пространстве, но и о вступлении в Евразийское экономическое сообщество, расширять свои торгово-экономические отношения с Шанхайской организацией и странами БРИКС. Тогда Украина не будет выступать в качестве «золушки» в отношениях с ЕС», - цитирует Симоненко пресс-служба КПУ. Поэтому претензии коммунистов на идейно принципиальную часть электората ПР более чем основательные.
Безусловно, поле боя для коммунистов - Юго-Восток. Именно здесь сконцентрирован их ключевой электорат. Отобрать у власти в районе 5% благодаря той же рекламе и мобильному агитпрому «от двери к двери» для КПУ вполне реально. А вот на мажоритарке дела обстоят куда сложнее. Во-первых, Партия регионов на этих округах «закрутит гайки» по первое число, борясь за каждую тактическую победу. Во-вторых, у коммунистов, в отличие от регионалов, нет такого количества публичных и харизматичных лидеров на местах. А те, кто есть, не станут рисковать своей судьбой, ввязываясь в политическую «мясорубку» с партией власти. Куда комфортнее расположиться в первом - втором десятке списка. Поэтому за мажоритарку власть может быть спокойна, а вот по спискам КПУ таки заберет себе проценты, чтобы власть ни делала - это объективное разочарование некогда верного электората, который ни при каких обстоятельствах не перейдет к оппозиции.
В этом отношении, кстати, для власти все не так уж и плохо. Избирателей они теоретически сохранят. Увеличение рейтинга коммунистов - это все равно прибавка штыков к потенциальному парламентскому большинству. Общей задачей ПР и КПУ на Юго-Востоке будет другое - максимально поднять явку, выжав из ситуации максимум, на что в принципе и будет нацелена их работа 28 октября.
Другой вопрос, что рассчитываться с коммунистами теперь регионалам придется куда большими для себя потерями. Моделируем ситуацию. В условиях подобного темпа избирательной кампании и сохранения действующей стратегии, КПУ по спискам вполне реально может рассчитывать на 8-10% голосов избирателей. Еще по мажоритарной части коммунисты худо-бедно протянут около пятнадцати своих кандидатов: часть из них окажется политическим сюрпризом, часть - уступит Партия регионов, дабы оставить оппозицию без дополнительных мандатов. В сумме все это выльется в коммунистическую фракцию, которая будет насчитывать 35-40 штыков. А это результат, который в полтора раза превышает показатель КПУ 2007 года.
Чего захотят коммунисты? Ну, в первую очередь, сохранения сегодняшнего статус-кво. Напомним, на данный момент фракцией Симоненко контролируется два весьма неплохих поста - главы таможни и Фонда госимущества. Поэтому ключевой задачей коммунистов будет сохранить за собой эти должности и после выборов. Но теперь этого уже окажется мало, и дешевить при формировании большинства Симоненко явно не захочет. В качестве бонуса может рассматриваться уже практически вакантное место спикера, в которое коммунистам очень бы хотелось усадить Адама Мартынюка.
Однако здесь есть несколько «но». Начнем с того, что пост спикера - это очень лакомый кусочек, на который уже метят весьма влиятельные фигуры из президентского окружения. Речь идет о нынешнем главе Администрации президента Сергее Левочкине, который планирует сменить место в президентской канцелярии на спикерское кресло в здании под куполом. Кроме того, спикер - публичное государственное лицо, а учитывая напряженку в отношениях власти и ЕС, не думаю, что спикер-коммунист прибавит регионалам уверенности на международной арене. Поэтому максимум, на что могут надеяться коммунисты - предоставление кресла Адаму Ивановичу до парламентских выборов в виду тех метаморфоз, которые случились с Владимиром Литвином. В качестве приемлемой альтернативы спикерскому кресло коммунисты могут рассмотреть один из министерских портфелей. Очень вероятно, что бело-голубых этот вариант тоже устроит. Это будет явно не силовой и не экономической блок, но для КПУ - это все равно внушительный прогресс.
Поэтому сейчас коммунисты знают, что делают. Дистанцировавшись от действующей власти, они пытаются выступить в качестве альтернативы оппозиции в борьбе за голоса разочаровавшихся. Так братия Петра Николаевича продлит себе жизнь еще на одну депутатскую каденцию. Вот только думают ли коммунисты, что в 2016 году очередной финансовый кризис может и не состояться, и бороться за голоса избирателей придется более практичными методами, чем воспоминаниями о канувшем в Лету СССР? Тут уже и прогрессивная рекламная кампания может не помочь.
По материалам polemika.com.ua