«Аптечная мафия» Киева: кто и почему покрывает столичную «Фармацию»

1 301

Получается, Киев содержит сеть коммунальных аптек не ради социально незащищенных слоев населения, а исключительно для нужд наркоманов и тех, кто на них наживается. Не верите? Судите сами!
Цены на лекарства в столичной аптечной сети «Фармация» — завышены. Разоблачительные материалы в СМИ об этом вызывают широкий резонанс у киевлян. Особенно — среди малоимущих и пенсионеров, которым приходится считать каждую копейку.

Вероятно, последней каплей, переполнившей чашу терпения городских властей, стал разоблачительный сюжет в программе «Гроші» на «1+1», где «на пальцах» была показана вся абсурдность ситуации, когда «самые дешевые лекарства» в киевской муниципальной сети аптек почему-то оказались дороже, чем в соседних же частных фармацевтических заведениях. И не просто «дороже» — намного дороже.

Последовала неожиданно быстрая реакцию столичных властей и правоохранителей. По информации «УК», уже через два дня после выхода этого телесюжета (а до этого о безобразиях в Фармации" писали и газеты) глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов метал молнии, грозясь уволить гендиректора осрамившегося коммунального предприятия. Но потом передумал и назначил внутреннее расследование.

Параллельно искать причины завышения цен в коммунальных аптеках Киева взялась прокуратура г. Киева.

Отметим, что депутатский корпус Киевсовета методами ведения бизнеса руководством «Фармации» заинтересовался еще в 2011 году. 31 марта депутаты проголосовали за создание временной контрольной комиссии по вопросам проверки деятельности коммунального предприятия «Фармация» (решение Киевсовета № 77/5464). Но результаты этого — депутатского — расследования так и не стали изветсны широкой общественности.

Мы также решили не остаться в стороне и провести собственное расследование. И вот по каким причинам.

Иллюзия расследований
В эффективность «внутреннего» расследования КГГА верится с трудом. Да, СанПалыч мог разгневаться за разглашение журналистами информации о ценах «Фармации», которые в прямом смысле — вне всякой конкуренции. Ведь обещание дешевых цен на лекарства в аптеках «Фармация» — главный стимул, которым градоначальник А. Попов «соблазняет» пенсионеров получать «Карточку киевлянина».
Потому что другие «преимущества» социальной карточки пока не очевидны: в метро пенсионеров сегодня и так пускают без жетонов, а сногсшибательные скидки в супермаркетах на поверку оказались весьма ограниченными либо по времени (до 12.00), либо по размерам (в пределах обычных скидок по бонусной карте). Прочие же преимущества «Карточки киевлянина» пока существуют лишь в виде обещаний чиновников. Одним словом, Попов наверняка рассчитывал попиариться на «дешевых лекарствах» от «Фармации», а вместо этого получил скандал: лекарства оказались до неприличия дорогими. Чья-то частная нажива на лекарствах «для бедных», похоже, дорого обошлась и проекту «Карточка киевлянина», и имиджу самого А. Попова.

Иной руководитель в такой ситуации уже бы «похоронил» нерадивого (или обнаглевшего) исполнителя. Но очевидно мягкий по природе Александр Павлович затеял — вполне демократично! — расследование. Не исключаем даже, что сделал он это в тайной надежде на то, что в результате вскроется журналистский, а не чиновничий обман, и тогда без репрессий можно обойтись. Сроку на все про все дал — пять рабочих дней. Но именно такая спешка заставляет усомниться в результативности расследования, проводимого КГГА.

Прокуратура, объявляя о своем собственном расследовании, благоразумно не ограничивала себя во времени: работа с документами суеты не терпит. Правда, предыдущие расследования деятельности КГГА или ее структурных подразделений, которые проводились этим следственным органом и при мэре Иване Салие, и при Александре Омельченко, и при Леониде Черноецком, как правило, оканчивались ничем. Злые языки поговаривают, что и затевались они лишь с тем, чтобы «срубить бабла» с подозреваемых, или велись по заказу влиятельных людей с прицелом на конкретный результат.

С какой целью начато расследование относительно «Фармации» — остается лишь догадываться. Но практика показывает, что широкие массы киевлян вряд ли узнают от прокуратуры, как «Фармации» удавалось столько лет продавать пенсионерам и другим социально незащищенным жителям столицы лекарства «со скидками» по завышенным, наглейшим ценам. А потому и это расследование не стоит принимать в расчет.

Ну, а что касается депутатов, то их расследование давно должно было завершиться. Два с половиной года «следствия» — это срок! Но его результатов ни на сайте Киеврады, ни в интернете мы не обнаружили. Разве что на днях, уже после скандального сюжета на «1+1», депутат Алексей Давиденко выложил в «Фейсбуке» сравнительную инфографику расходов, которые влияют на ценообразование, у коммерческих аптек и «Фармации». Именно А.Давиденко в 2011 году возглавлял депутатскую комиссию по проверке деятельности «Фармации», так что, похоже, его расследование — результат работы той самой комиссии:
Из схем четко видно, что цены в «Фармации» должны быть не то что выше, а, наоборот, на несколько десятков процентов ниже, чем в коммерческих аптеках. А если уж обнаружились примеры, когда лекарства, купленные со скидкой 10-40%, стоят дороже, чем в коммерческих аптеках без всяких скидок, — это уже можно рассматривать как доказательство коррупционной составляющей либо при закупках, либо при ценообразовании в «Фармации».

Руководство которой наглейшим образом наживается на беднейших из бедных, «доит» бюджет, обманывает руководства города и государства, подрывая доверие к власти со стороны обычных граждан. Таким образом чисто криминальная составляющая деятельности «Фармации» становится фактором политическим. Если власть не в состоянии контролировать «аптечную мафию» в столице, то что она вообще может сделать в масштабе страны?

Любой нормальный градоначальник после разглашения таких фактов тут же уволил бы не оправдавшего доверия руководителя коммунального предприятия. Уволил бы только за то, что тот дал основания говорить, мол, городская власть наживается на самых бедных и обездоленных. И никого не интересует, какую статью Трудового кодекса «пришьют» чиновнику, из-за которого пострадал имидж дельного, перспективного социального проекта и лично градоначальника.

Но А. Попов никого не уволил. И не обратился за помощью в прокуратуру. Почему? Негласный «кодекс чести», не позволяющий чиновникам друг на друга «стучать»? Осознает свое бессилие перед людьми, стоящими за «Фармацией»? Боится вынести сор из избы, чтобы его фамилию трепали в СМИ с фамилиями проворовавшихся «фармацевтов»? Или совсем не способен принять волевое решение, без которых невозможно «держать в узде» многотысячную армию чиновников и обеспечивать порядок в многомиллионном Киеве?..

Кстати, к вопросу об увольнении. Точнее, кого якобы хотел уволить, но «пожалел» Попов.

Таинственные кадровые ротации в «Фармации»
5 марта 2011 года глава КГГА Александр Попов на расширенном аппаратном совещании представил нового генерального директора КП «Фармация». Им стал «двойной тезка» главы КГГА Александр Павлович Гудзенко. Однако уже через полгода после назначения этот гендиректор «Фармации» таинственным образом исчез. А его кресло занял бывший зам Олег Климов. При этом никаких официальных сообщений об увольнении Гудзенко и назначении Климова на должность гендиректора «Фармации» на сайте КГГА, да и во всем интернете мы не обнаружили.

Александр Гудзенко — личность весьма интересная. Бывший многолетний гендиректор луганского областного КП «Фармация», бывший замминистра здравоохранения, депутат Луганского областного совета. На фармацевтических сайтах Гудзенко характеризуется как опытный руководитель, профессионал своего дела. А вот на общественно-политических о нем пишут как о личности скандальной, умеющей распорядиться бюджетными деньгами с выгодой для себя и своих покровителей.

Причем большинство скандалов пришлось на то время, когда Гудзенко возглавлял луганский аналог столичного КП «Фармация». То его предприятие отказалось снижать цены на лекарства по распоряжению Кабмина, то захотело получить в собственность помещения аптек. Интересно, что как раз в 2011 году, когда Гудзенко возглавил киевскую «Фармацию», Киевсовет стал пачками принимать решения о выделении земли коммунальным аптекам. Ну, а о традиционно завышенных ценах в «Фармации» знают, наверное, все киевляне.

Кроме разве что главы КГГА Александра Попова.

Однако, судя по публикациям в СМИ, на должности гендиректора столичной «Фармации» Гудзенко пробыл недолго. Уже 15 сентября 2011 года в качестве и. о. гендиректора киевского КП «Фармация» упоминается бывший зам Олег Климов. И хотя через пару дней на том же сайте гендиректором вновь назван Гудзенко (чертовщина какая-то!), с тех пор в прессе в качестве и. о. руководителя «Фармации» чаще мелькает все же Климов. А с 2013-го он уже «рулит» «Фармацией» без приставки «и. о.».

Спрашивается, почему столь заслуженный работник, как Гудзенко, покинул должность так тихо, без почестей и напутственных слов? Заметим, свой «пенсионный» юбилей — 60 лет — он отмечал всего пару месяцев назад, в июле 2013 года.

Остается неясным, при ком из двух гендиректоров коммунальное предприятие (КП) с некогда нулевым уставным фондом получило из городского бюджета 2 млн грн на уставной капитал (решение Киевсовета № 221/7558 от 15.03.2012). В депутатских запросах в этот период гендиректоров «Фармации» значится еще Гудзенко (решение Киевсовета № 463/7801 от 26.04.2012).

Однако точно известно, что именно при Гудзенко КП «Фармация», некогда приносившая в городской бюджет Киева сотни миллионов гривен, была исключена из государственного Реестра крупных плательщиков налогов. Об этом писал тот же депутат Давиденко в своей недавней публикации, которую так и озаглавил: «Коммунальные аптеки „Фармация“ — это теневой сектор экономики».

«Одна из крупнейших в Украине сетей аптек — коммунальное предприятие „Фармация“ — в I квартале 2013 года при обороте в 110 млн грн показало лишь 300 тыс. грн чистой прибыли (0,27% от оборота). По внутренним инструкциям ГНАУ, такое предприятие является минимизатором, работающим в теневом секторе украинской экономики».

Наценка в «Фармации»: + 91%!
Вы все еще сомневаетесь, Александр Павлович? Мы провели еще одно журналистское расследование.

Из списка социальных препаратов, на которые распространяется скидка по «Карточке киевлянина», мы выбрали в произвольном порядке 14 наименований лекарств и позвонили в одну из крупных компаний по оптовым поставкам лекарств. Представились начинающими реализаторами, попросив продать по 100 упаковок каждого препарата. Уточним: оптовые цены, которые нам назвали, можно назвать максимальными для аптечных закупок. Мы не входим в число постоянных покупателей, для которых оптовики делают скидки больше, к тому же наша партия — 100 штук — считается минимальной, а значит, самой дорогой.

Согласно постановлению Кабинета Министров № 955 от 17 октября 2008 года, со всеми изменениями, максимальная розничная надбавка на лекарства из социального ассортимента при самой минимальной закупке —не более 100 упаковок — не должна превышать 25%. И, тем не менее, оказалось, что даже при таких максимально невыгодных условиях оптовой закупки наценки «Фармации» по некоторым позициям составляют более 90%!

Даже с учетом 40%-ной скидки для держателей «Карточки киевлянина» эти лекарства, получается, продаются на 60% дороже своей закупочной цены.

Если же учесть, что «Фармация» имеет одну из наиболее разветвленных торговых сетей, она может закупать медпрепараты партиями гораздо больше 1000 упаковок. И в таком случае ее торговые надбавки на социальные препараты не должны превышать 10%.

Так что «Фармации» впору делиться опытом получения сверхприбылей с коллегами из коммерческих аптек. Как им удается находить таких невыгодных оптовиков? Или как им удается объяснять свои «сверхнадбавки» КРУ и другим проверяющим органам? А также «запудривать мозги» руководителю горадминистрации Александру Попову.

Полностью результаты нашего расследования представлены в таблице. Но вот один из примеров. «Аспирин Кардио» — таблетки по 100 мг, 28 штук в упаковке — нам предлагали купить по 37,68 грн за упаковку. Если бы «Фармация» закупила тысячу таких упаковок, она должна была бы продавать каждую по 41,45 грн. А продает по 71,98, то есть почти в два раза дороже! Для владельцев «Карточки киевлянина» этот препарат должен стоить 35,65 грн. А стоит 64,38 грн — то есть тоже вдвое дороже.

Упрекнуть журналистов в неточности можно было бы, если бы расхождения составляли несколько гривен. Но переплата в 30 грн — это уже из другой оперы, как говорится. Причем напомним: для расчета мы брали максимально невыгодные закупочные цены. При грамотном менеджменте и при условии реальной заботы о социально незащищенных киевлянах цена на социальные медпрепараты в коммунальных аптеках была бы еще ниже той, что высчитали мы.

А ведь «Фармация» предоставляет скидки не за счет своей прибыли. Любые социальные акции, в том числе и дешевые лекарства, компенсируются из городского бюджета. То есть, незаконно накручивая розничные цены и, соответственно, выставляя городу завышенные суммы для компенсации, «Фармация» обворовывает не только льготников, но и всех киевлян. Потому что именно из налогов киевлян формируется городской бюджет.
Коммунальные аптеки держат для продажи наркотиков?
Как и в большинстве дорогих магазинов, в аптеках «Фармация» есть одно преимущество, хотя и сомнительное: отсутствие очередей. Ну действительно, много ли в Киеве людей, которые сорят деньгами без счета?А бережливые наверняка стараются обходить дорогие аптеки стороной.

В этой ситуации неудивительно, что лидерами продаж в сети аптек «Фармация» являются... наркотики. В этом совсем недавно признался гендиректор Олег Климов. «Это ужасно, вся молодежь на нем сидит», — сказал Климов о наркотическом препарате — лидере продаж.

Так что, получается, Киев содержит сеть коммунальных аптек не ради социально незащищенных слоев населения, а исключительно для нужд наркоманов и тех, кто на них наживается?

Что имеем в сухом остатке?
КП «Фармация», вопреки предназначению этого предприятия, реализует лекарства по завышеным розничным ценам. Что дает основания подозревать руководство КП в коррупции.

Неоправданно высокие, очевидно завышенные цены на медицинские препараты полностью устраивают и городские власти, и большинство депутатского корпуса Киевсовета. Но не устраивают киевлян.

КП «Фармация» на корню губит хороший социальный проект «Карта киянина». Пенсионеров, похоже, опять обманули.

Механизм формирования цены на медпрепараты, реализуемые в сети КП «Фармация», нуждается в пристальной, принципиальной прокурорской проверке.

Результаты этой проверки должны быть внятными и публичными.

В Киеве с лекарствами творится явная дикость. С этой дикостью пора покончить.

По материалам: cripo.com.ua