Чего ждать от показаний Мельниченко?

715

Политологи рассказали «Главреду», можно ли ждать сенсаций от экс-майора.

После возвращения в Украину бывший майор Управления государственной охраны Николай Мельниченко стабильно находится в центре внимания. И если до приезда на Родину он, например, связывал Юлию Тимошенко с убийством Евгения Щербаня, то сейчас, после задержания в "Борисполе" и последующего освобождения, экс-майора вспоминают, прежде всего, в связи с судом по делу об убийстве Георгия Гонгадзе, где уже несколько раз переносились его допросы.

В очередной раз Печерский суд перенес допрос Мельниченко в качестве свидетеля по делу по обвинению экс-генерала МВД Алексея Пукача в убийстве журналиста Гонгадзе совсем недавно. На этот раз – на 7 декабря. Допрос перенесен из-за просьбы Мельниченко ввести в дело адвоката с допуском к государственной тайне.

Политологи рассказали «Главреду», чего, на их взгляд, следует ожидать от Николая Мельниченко, какие громкие заявления могут быть озвучены в ходе допросов, и чьи интересы они могут затронуть в первую очередь.

Эксперты сошлись во мнении, что вряд ли прозвучат какие-либо сенсационные заявления, способные существенно на что-то повлиять. Однако они не отрицают, что возвращение Мельниченко в Украину именно сейчас – не случайно.

От «источника информации» до политика

Директор социологической службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко убежден, что от Мельниченко не стоит ожидать каких-либо новых сенсационных заявлений, поскольку ему уже нечем удивить украинский политикум и общественность.

«На мой взгляд, Мельниченко уже не представляет большого интереса ни для власти, ни для оппозиции и отчаянно ищет свое место в будущем. Он живет заявлениями и намеками, но уже никто из политиков не стремится поддерживать с ним отношения. Он принципиально не может быть на одной стороне – ему нужно быть на нескольких политических берегах. А сегодня трудно назвать политическую силу, которая всерьез испугается или будет использовать в своих целях Мельниченко. Потому не думаю, что он способен особенно влиять на большую политику в Украине», – считает политолог.

При этом эксперт отметил, что Мельниченко всегда был источником правдивой информации о происходящем в Администрации Президента времен Кучмы, а сейчас он стал, скорее, политиком.

«Скорее всего, Мельниченко исчерпался как человек, у которого есть чемоданы компроматов и километры пленок. Поскольку больше внимания он уделяет сейчас политическим месседжам. Очевидно, он уже все отдал и использовал все, что мог, а теперь просто пытается поддержать себя на плаву», – добавил Небоженко.

Политолог допускает, что в скором будущем могут всплыть какие-то пленки «в виде компрометирующей информации, как части давления на Януковича, Кучму или нынешних руководителей Верховной Рады», но это уже будет без экс-майора. А Мельниченко, по словам Виктор Небоженко займется написанием книг. «Скоро мы увидим какую-нибудь большую книгу, в которой Мельниченко будет рассказывать, как тяжело прослушивать президентов, историю своей жизни, что-то вроде “Моя жизнь в борьбе” или “Один на один с системой”», – отметил политолог.

Игра по инерции

Не ожидает громких заявлений от Мельниченко и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, поскольку, по его мнению, «уже все самое жареное и скандальное давно озвучено и стало достоянием не только Украины, но и всего мира».

«Игра вокруг Мельниченко продолжается по инерции, так как сохраняется спрос на отдельные эпизоды пленок и отдельные кровавые преступные темные эпизоды конца 90-х-начала 2000-х годов (в частности, дело Щербаня не забыто прокуратурой и обвинением Тимошенко)», – считает политолог.

Потому, по словам эксперта, те или иные показания Мельниченко могут быть использованы в дальнейшей дискредитации или судебном преследовании Юлии Тимошенко. Также он не исключает, что некоторые факты будут использоваться «для мягкого и ненавязчивого контроля над экс-президентом Кучмой и людей из его окружения, чтобы они не вмешивались в текущую политику и тем самым обеспечивали свободу действий нынешней власти».

«Не ставя Мельниченко в центр нынешней политической элитной игры, тем не менее, на ее периферии с помощью отдельных эпизодов можно влиять на эту игру, удерживать интригу и менять ставки в этой игре», – отметил Карасев.

То, что экс-майор вернулся именно сейчас Вадим Карасев связывает, во-первых, с грядущими выборами 2015 года, во-вторых, с судебным процессом над Тимошенко и пристальным вниманием Европы и мировой общественности к судьбе экс-премьера, в-третьих, с завершением срока заключения Павла Лазаренко в американской тюрьме, после чего он обещал вернуться в Украину.

«С чем возвращается Лазаренко, с какими козырями, и как это может повлиять на внутриэлитные расклады – тоже многих интересует. Тем более, что внутри элит достаточно мощное давление после парламентских выборов и их неоднозначных результатов для власти, а также в преддверие выборов 2015 года. Это все может повысить интерес власти к бурной деятельности Мельниченко в конце 90-х- в начале 2000-х годов», – отметил политолог.

Ждать ли новых «разоблачительных пленок»?

Сенсационных заявлений от Мельниченко стоит ожидать всегда, но будут ли они соответствовать истине и содержать какой-то элемент новизны – это другой вопрос, считает президент Аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. По его мнению, экс-майор уже сказал все, что хотел, еще в начале 2000-х годов.

«Не думаю, что у господина Мельниченко где-то в загашнике сохранились сокровенные тайны. Нет у него ничего ни на Януковича, ни на Тимошенко, ни на других. То, что было, уже заявлено. Поэтому новых разоблачительных пленок ожидать я бы не стал», – добавил политолог.

По словам Жданова, оценивать влияние Мельниченко на украинскую политику следует очень осторожно. «Наверное, нынешняя власть будет пытаться его использовать (недаром он именно сейчас приехал в Украину и сдался), но вряд ли его заявления будут влиять на ход политического процесса. Но в связи с появлением нового Уголовного процессуального кодекса, где есть статья о свидетельстве чужих слов, будет риск, что его свидетельства буду использовать в деле Щербаня или по другим делам, которые возбудили против Тимошенко», – считает эксперт.

По материалам glavred.info