Бригада, или Высший совет юстиции Украины
После убийства в 1931 году одного из самых влиятельных гангстеров Нью-Йорка Джо Мессерии и завершения Кастелламарской войны, Чарльз «Лаки» Лучано создал уникальный орган в истории преступного мира – Комиссию. Это был совет, куда входили представители пяти главных преступных семей Нью-Йорка, и где решались все вопросы влияния. В последующем Комиссия объединит десятки семей по разным городам США. Коза Ностра – «Наше дело» – так называлась Комиссия, самая мощная преступная организация мира.
У нас есть своя. Официальная. Высший совет юстиции – Коза Ностра Украины, которая финансируется из государственного бюджета. Держите это в голове, пока читаете эту колонку и не обращайте внимания на обманчивый статус государственного органа.
Как известно, регуляторами в судебной системе выступает ряд государственных органов: Государственная судебная администрация (осуществляет общее организационное обеспечение деятельности судов), Национальная школа судей (обеспечивает подготовку кадров), Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет юстиции (ВСЮ). Несмотря на то, что этот Совет называется высшим, низших или каких-либо других советов юстиции в Украине не существует.
Итак, на Высшую квалификационную комиссию судей возлагаются обязанности по набору кандидатов на должность судьи, давать рекомендации на судей, а также рассматривать заявления и сообщения о дисциплинарной ответственности судей местных и апелляционных судов и при наличии оснований – открывать дисциплинарное дело, применять дисциплинарное взыскание.
Теперь давайте посмотрим на задачи ВСЮ. Оказывается, что ключевой задачей Совета является внесение представления (которое готовит Высшая квалкомиссия судей) Президенту о назначении или увольнении судей. Кроме того, ВСЮ может:
- осуществлять дисциплинарное производство относительно судей Верховного Суда и высших спецсудов;
- рассматривать жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов и прокуроров.
Последний пункт делает из ВСЮ такую себе апелляционную инстанцию, мол, если Высшая квалкомиссия судей ошиблась или вышестоящий прокурор ошибся, то ВСЮ повторно рассмотрит и примет справедливое решение. Тогда у меня появляется вопрос: а где апелляционная инстанция для судей Верховного суда и высших спецсудов? Где апелляционная инстанция для сотрудников правоохранительных органов? Для уборщиц? Для водителей? Для членов Кабинета Министров Украины? Чем судьи апелляционных и местных судов и прокуроры лучше, чем все остальные, которые могут оспаривать дисциплинарные взыскания ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в судебном порядке?
Прежде чем повторить свой вопрос, но под другим углом, я приведу квалификационные требования к членам Высшей квалкомиссии судей: членами могут стать только специалисты, которые имеют стаж работы в сфере права не менее 20 лет. Теперь о требованиях к членам ВСЮ: специалисты, которые имеют стаж работы в сфере права не менее 10 лет. Так вот мой вопрос: чем члены Высшего совета юстиции лучше, что имеют право осуществлять дисциплинарное производство относительно судей Верховного Суда и высших спецсудов и оспаривать решения Высшей квалкомиссии судей? По сути, члены ВСЮ должны ходить к членам Высшей квалкомиссии судей за советом, опытом и уроками. Но вместо этого, члены ВСЮ могут отменять решения Высшей квалкомиссии судей.
Любой адвокат в приватной беседе вам скажет, что необходимость в ВСЮ в Украине отсутствует. Это орган, который функционально вообще не нужен, но фактически, он выполняет должность «смотрящего» в судебной системе Украины.
ВСЮ тратит тонны бумаги на отписки заявителям о беспредельных судьях, мол, пишите не нам, дисциплинарные дела мы открываем только по судьям Верховного суда и высших спецсудов. И пока заявителю идет эта отписка, в суд, где работает судья, на которого поступила жалоба, идет другой сигнал: требование дать объяснение по поступившей жалобе. Из суда возвращаются доллары.
Насколько разумно выглядит «крайне важная» функция ВСЮ – выступать посредником между специалистами Высшей квалкомиссии судей и Президентом Украины. В монархической стране это было вполне нормальным, я согласен, но в демократической стране это выглядит дико, согласитесь.
Может быть, кто не знает, но ВСЮ – это орган, который одним своим письмом (или звонком) может обеспечить ЛЮБОЕ судебное решение в ЛЮБОМ суде Украины. Единственный в Украине орган, который может миловать или наказывать, в зависимости от того, о ком идет речь, имеющий безапелляционное решение. Потому что может уволить любого судью.
Мы же с вами знаем о том, что вся правоохранительная и прокурорская системы построены на круговой поруке, где роль играет не вина или ее отсутствие, а удачно выигранное дело. Так вот, в составе Высшего совета юстиции вы можете обнаружить сразу 3 (!) представителя Генеральной прокуратуры (ГПУ): Генерального прокурора Виктора Пшонку, его первого заместителя Рената Кузьмина и еще одного заместителя – Михаила Гаврилюка. Какой суд вынесет приговор против этих людей? Никакой, поэтому невиновные люди сидят или в тюрьме или на зоне только потому, что какой-то протеже этих Членов подмахнул убогое обвинительное заключение. Добавим к ним еще главу Высшего спецсуда по уголовным делам Леонида Фесенко, а для контроля над выскочками-адвокатами – Главу Высшей квалкомиссии адвокатуры Владимира Высоцкого.
Если вы хотите поговорить о честном хозяйственном судебном процессе, то обратите внимание на следующих Членов: министр юстиции Александр Лавринович (Юридическая фирма «Lavrynovych and Partners»), серый кардинал судебной системы Андрей Портнов (Юридическая фирма «Портнов и партнеры»), Глава высшего хозсуда Виктор Татьков и судья высшего хозсуда Александр Удовиченко. Все это должно указывать на абсолютно беспристрастное судебное разбирательство по хозяйственным делам, не правда ли?
Сейчас актуальным будет вопрос об оспаривании результатов выборов – в ВСЮ входят Валерий Бондик, который в 2004 был членом ЦИК, бывший глава ЦИК Сергей Кивалов (до сих пор является одним из ключевых «решал» судебных вопросов) и нынешний глава ЦИК Владимир Шаповал.
За свою 14-летнюю историю Закон Украины «О высшем совете юстиции» пережил немало войн. Дважды народные депутаты хотели лишить ВСЮ безграничных прав давления, обращаясь в Конституционный суд – не получилось. Закон пережил 12 поправок за 14 лет, но остался цел. И, я думаю, что он переживет все законы в этой стране. «Наше дело» – скажут те, кто прошел через членство в этой организации (думаю фамилии вам будут знакомы): Геннадий Васильев, Виктор Медведчук, Александр Медведько, Николай Онищук, Василий Онопенко, Святослав Пискун, Михаил Потебенько, Сюзанна Станик, Валерий Хорошковский и другие. Членство в ВСЮ – это, как «правильная» наколка для вора — всерьез и охраняется всем сообществом.
По материалам: ord-ua.com