Донбасские Кущи-2. Крепостное право как основной закон в донецкой глубинке
Представители Партии регионов не подразумевают”кАзлов, которые постоянно мешают им жить” или “овец” из интервью поклонника Януковича — “Тайванчика”… Варварское ведение бизнеса присуще “крепким донецким хозяйственникам”… Они успешно применяют свою “предпринимательскую” хватку и в политике…
В современной Украине принято считать, что рекламные слоганы многочисленных партий и блоков в подавляющем большинстве являются ничем иным, как предвыборным популизмом. Причем, зачастую это признают даже избиратели той или иной политической силы, не жалеющей обещаний во время очередной агитации за себя любимую.
Так оно и есть, но можно говорить, что лозунги, придуманные штатными политехнологами “регионалов”, коих традиционно называют прагматиками в политике, менее всех грешат против истины. Суть в том, что правда, как говаривали класскики, у каждого своя. Даже в высшей мере амбициозное намерение однопартийцев Виктора Януковича построить “Украину для людей” имееет мало общего с пустыми обещаниями. Ведь под словом “люди” представители Партии регионов подразумевают вовсе не тех “кАзлов, которые постоянно мешают им жить”. И не тех “овец”, которыми в недавнем интервью обозвал русский народ Тохтахунов-“Тайванчик“, зачастивший с визитами в “братскую” Украину с приходом к власти Виктора Януковича.
Напоминаю, что, по словам криминального авторитета, единственным возможным политическим режимом в нынешней России является “особенная демократия”, при которой и “овцы целы и волки сыты”. Что переводе на политический язык действующей украинской власти зовется “стабильностью” и потребностью общества в “сильной” власти.
Жаль только, что истинный смысл регионаловских речевок начал доходить до нашего народа слишком поздно.
Большие планы маленькой помещицы
На днях Уанет буквально взорвала новость о жизни крестян Марьинского района, которые велением влиятельной односельчанки, депутата райсовета от “родной” Партии регионов лишились не только своих долей в имуществе бывшего колхозного хозяйства, но даже собственных домов. Под угрозой выселения оказалось около трети всех семей в селе, и о “крепостных” из Дальнего не умолчали даже лояльные к власти телеканалы.
“Прихватизировать” целое село, включая 30 жилых домов, земельные паи, здания детского сада, магазинов и колхозной конторы “регионалке” Ларисе Радзишевской удалось при всесторонней помощи чиновников Марьинского района, также представляющих партию Януковича. В частности, после ликвидации колхоза голова местного сельсовета, “регионал” Сергей Столетов отказался принять дома крестьян на баланс сельсовета и противозаконно передал жилфонд КСП «Дружба» — предприятию, в которое Радзишевская в 2007 году трансформировала прежнюю коллективную собственность.
В дальнейшем фирма Ларисы Петровны еще несколько раз меняла название, пока не превратилась в ЗАО «Дальнее». В число его акционеров никто из рядовых крестян Дальнего, понятное дело, не попал.
Далее родня матерой предпринимательницы из БТИ на скорую руку помогла первой с оформлением необходимой документации на имущество бывшего колхоза и недвижимость, а знакомый нотариус заверил договор купли-продажи между бывшим КСП и ЗАО, учрежденным новоявленной помещицей. В свою очередь кум Радзишевской, а, по совместительству, председатель Марьинского райсуда Игорь Ступин начал удовлетворять иски Ларисы Петровны о выселении «квартирантов» — тех бедняков, которые живут в домах “Салтычихи” из Дальнего и мешают осуществлению ее планов!
Местный фермер показывает точку на карте Марьинского района, где должно быть обозначено село Дальнее. Почему населенный пункт, в котором живут 120 семей, исчез с карты — не понятно. Местная власть, покровительствующая Радзишевскую, собралась переименовать село в Ларисовку?
Большинство же выселяемых селян узнали о том, что больше не являются владельцами своих жилищ, только в суде. А потому тревогу начали поднимать совсем недавно. Часть из них смирились с произволом и согласились выкупить свои жилища. За хатки, которые Ларисе Петровне достались по 1-2 тысячи гривен, они заплатили новой хозяйке по 10-20 тысяч. Среди дальненцев есть и такие, кто под угрозами подписали отказ от имущественных паёв в пользу Радзишевской.
Ну, а тем, кто решил добиваться правды, приходится очень нелегко. К примеру, одной из выселяемых Радзишевской крестянской семье, состоящей из 8 человек, пришлось оспаривать незаконное решение судьи Ступина в Апелляционном суде Донецкой области. И что же? Жрецы Фемиды отменили решение кума Ларисы Петровны, но постановили: истцам надлежит заключить с Радзишевской договор и аккуратно носить квартплату в контору ЗАО «Дальнее»!
Характерно также, что Радзишевской абсолютно все равно, кого оставлять без крова над головой. Под ее горячую руку попали и дети, и инвалиды. В методах достижения своих целей Лариса Петровна настолько же всеядна: помимо вышеперечисленных махинаций Радзишевская прибегала к таким хитростям, как смена адресов интересуемых ее домов. Здесь также не обошлось без сообщников при власти: тогдашнего головы ликвидационной комиссии Владимира Бойчука, и уже упомянутых — головы сельсовета Столетова и начальника бюро технической инвентаризации в городе Марьинка по фамилии Самуся.
Былым колхозным богатством ЗАО Радзишевской распорядилось весьма своеобразно . Прибрав к рукам имущественные паи крестьян, хозяйка Дальнего порезала и сдала на металлолом всё, что можно было разрушить: трактора, новую водонапорную башню, маслоцех, автогараж, мастерские, 6 животноводческих ферм. Уничтожила клуб и столовую. Присвоила даже детский сад, который вскоре также разорила, а в уцелевшей части открыла кафе.
Телесюжет, показанный ТСН, практически не передает всей жути и гротескности ситуации, сложившейся в Дальнем. По сложившейся традиции, украинские тележурналисты не “сгущали красок” и даже не назвали имени главной виновницы конфликта
Необходимо отметить, что подобное варварское ведение бизнеса вообще присуще подавляющему большинству “крепких донецких хозяйственников”. Заметим, что упоминавшиеся автором в предыдущей статье “юрики”, хозяйствовавшие в донецком Моспино, точно также обошлись с имуществом свалившегося им “с неба” бывшего совхоза “Буденновский”. Помимо сдачи металлолома, они умудрились продать целое стадо коров более чем в тысячу голов. Именно благодаря такой особенности менталитета “новых донецких” сегодня вся донбасская глубинка представляет из себя сплошные депрессивные территории.
Голова Дачненского сельсовета регионал Сергей Столетов
Сегодня прокуратура Марьинского района наконец возбудила уголовное дело по факту кражи имущественных паёв. Но, несмотря на это и даже на тот факт, что преступная деятельность Радзишевской благодаря освещению в СМИ снижает и без того упавший рейтинг Партии регионов в глазах общественности, жители Дальнего мало верят в благоприятное разрешение вопроса. Ведь Радзишевская так часто хвалилась перед ними, что “свиней у нее на всех хватит” — и на милицию, и на прокуратуру. Да и сама “помещица” сдаваться не собирается. Более того, она подала миллионный иск на тех 17 непослушных односельчан, которые не хотят сдавать свои наделы за копейки и батрачить на ее благо. А рассмотрением иска Радзишевской о “самовольно захваченных” селянами земельных наделах займется преданный ей судья Ступин!
“Крепостные” из села Дальнее сказывают, что Лариса Радзишевская, оправдывая свои античеловечные поступки, любит повторять одну фразу, : «Янукович всю страну купил, а я не могу одно грёбаное село?». Надо признать, амбициозной “регионалке” почти удалось достичь своей цели.
Удельный князек Великоновоселковского района: Радзишевская и рядом не стояла…
Однако, “помещице” из Дальнего еще очень далеко (простите за тавтологию) даже до уровня донецких вассалов Януковича вроде Валерия Ширы. Более того, состязаться в могуществе с председателем Великоновоселковского райсовета Донецкой области вряд ли под силу даже хозяевам Кущевской станицы в России.
Валерий Петрович является, без преувеличения, настоящим удельным князьком на территории, охватывающей 73 населенных пункта и насчитывающей в общей сложности почти 50 тысяч людских душ. Такова численность населения первой по площади административно-территориальной единицы области, расположенной на западе “бело-голубой” вотчины.
Да-да, именно “душ”, потому как, судя по многочисленным фактам из новейшей истории рукодимого Широй района, именно он и его ближайшее окружение , вправе не только присваивать тысячи гектаров народной земли , но даже отбирать жизни у здешних крестьян и фермеров.
Великоновоселковский район Валерия Ширы и Марьиский район, в котором расположено село Дальнее Радзищевской, помечены нами на карте Донецкой области зеленым и синим цветами, соответственно. “Крепостную” карту Донетчины можно было бы раскрашивать бесконечно долго…
26 ноября 2009 года недалеко от своего дома, расположенного в пгт. Великая Новосёлка, был зверски убит директор и совладелец местного агропредприятия СООО «Евгеновское» — 57-летний Иван Хараман. Мужчина погиб от ударов железным прутом, насененных неизвестными. Но о том, кто являлся истинным виновником убийства, пусть даже исполненного чужими руками, еще долго шептались коллеги предпринимателя и окрестные жители.
Смерть руководителя успешного сельхозпредприятия взбудоражила жителей района потому, что накануне СООО «Евгеновское» подверглось мощному рейдерскому захвату, организованному Олегом Шемяковым — бизнес-поверенным председателя Великоновоселковского райсовета Валерия Ширы. Погибший даже предупреждал правоохранительные органы о том, что его жизни угрожают. Незадолго до смерти Хараман обращался за помощью и к одному из народных депутатов. Еще 29 сентября дом, в котором фермер проживал со своей семьей, забросали бутылками с зажигательной смесью. Пожар удалось потушить, однако виновные найдены не были. В попытке завладеть агрофирмой и давлении на мелких учредителей Хараман обвинял жителя села Павловка (того же Великоновоселковского района) Шемякова. Причастным к рейдерству Хараман считал и самого главу райсовета. Кроме того предприниматель указывал, что постоянно подвергается моральному и физическому давлению, ему даже пообещали, что если он не откажется от предприятия, то его «устранят физически».
“Отцу открыто угрожали, что уничтожат. За убийством стоят Валерий Шира и Олег Шемяков. Шемяков хотел убрать отца, потому что он был принципиальный руководитель” — рассказывал журналистам после убийства Харамана его сын Андрей. В то же время, супруга покойного заявила в суде , что накануне убийства Шира приглашал Харамана к себе на «дачу» в Нескучненский лес, и когда последний вернулся домой, то обреченно сказал, что, ему конец — председатель райсовета угрожал ему смертью, если тот не откажется от корпоративных прав на СООО «Евгеновское».
Жуткая картина с убийства Ивана Харамана
Показательно также, что дочери Ширы – Ларисе Дегтяренко принадлежали 5 % уставного фонда в ООО «Евгеновское», а 5 августа 2009 года еще 44 % предприятия таинственным образом были подарены Шемякову мелкими акционерами.
Странно, но никаких вопросов у правоохранителей ни к Шире, ни к Шемякову так и не возникло. Они вообще не рассматривались следствием в качестве подозреваемых, хотя на беседу в милицию приглашался даже один из журналистов, написавших о трагедии. При этом два упомянутых субъекта являлись единственными, чей имеющийся мотив к устранению Харамана был виден невооруженным глазом.
Интересная деталь: 6 октября 2009-го, незадолго до первого покушения на Харамана, Шемяков обратился в Хозяйственный суд Донецкой области, выдвинув одним из требований иска смещение директора “Евгеновского” с занимаемой должности. Уже 7 октября судья Донец частично удовлетворил исковые требования Шемякова. Причем, слуга Фемиды настолько поспешил, что датировал постановление 2008-ым, вместо 2009 года. Ивану Хараману запретили производить какие-либо действия, в том числе – реализовывать скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию. И уже 8 октября Шемяков, потирая руки, явился в кабинет Ивана Владимировича с госисполнителем - на имущество ООО «Евгеновское» был наложен арест. Однако, предприниматель сдаваться не собирался, за что и поплатился впоследствии.
Вообще, в криминальной истории Донбасса Великоновоселковский район занимает не последнее место, в отличие от его социально-экономических показателей. В свое время, неизвестные молодчики избили бейсбольными битами до потери сознания в собственном кафе одного из влиятельных на тот момент предпринимателей района Н. Н. Кирьякулова, после чего он вынужден был навсегда свернуть все свои дела в районе и выехать. Также прямо в собственном жилье грабителями-налетчиками были убиты председатель бывшего колхоза «Правда» (с. Старомайорское) Н. П. Обризан и начальник маслоцеха бывшего КСП «Нива» (с. Старомлиновка) Н. В. Патрикац. В марте 2008 года неизвестные подожгли автомобиль «Ниссан-Патрол», принадлежавший предпринимателю А. Потуге. Тот открыто оппонировал районным властям в судах.
Редактор одной из местных газет Василий Пробачай в одной из своих статей писал, что после знаменитого указа Кучмы, когда коллективные сельхозпредприятия за одну ночь превратились в СООО, дележка земельных активов в Великоновоселковском районе произошла по очень простой схеме: тогдашний председатель райгосадминистрации Валерий Шира и два его зама В. Красёха и А. Денисенко закрылись в кабинете и за день «распилили» район на троих, введя в учредители практически всех хозяйств либо своих родственников, либо доверенных лиц. Этим, по мнению журналиста, и объясняется то, что Великоновоселковский район остается самым нищим в Донецкой области, а по безработице — абсолютным рекордсменом в Украине.
Данная часть Донетчины является чисто аграрной — ранее имеющиеся здесь кое-какие промышленные предприятия, после того, как перешли под контроль структур, близких к Валерию Шире, были либо разорены и вывезены на металлолом, либо обанкрочены и закрыты. Единственной ценностью остается земля. И сегодня местным маркизом Карабасом является глава и депутат (в течение трех созывов) райсовета регионал Шира. Бывший прокурор Донецкой области Алексей Баганец в свое время указывал, что дочь Ширы Лариса Дегтяренко является учредителем 7 хозяйств. Исполнявший в 2005 г. обязанности начальника Управления Государственной службы по борьбе с экономической преступностью МВД Украины в Донецкой области С. Степанов констатировал: «Родственники Валерия Ширы являются учредителями 24 предприятий района…».
Естественно, что прихватизация района Широй и его подопечными производилась не всегда гладко. В отношение хозяина Великоновоселковского района в свое время возбуждались уголовные дела по целому букету статей УК Украины, но все они странным образом разваливались еще до суда.
Валерий Шира
Хотя “чудеса” объсняются очень просто: Валерий Шира водит дружбу с прокурором Донецка и тоже выходцем из Великоновоселковского района — Александром Ольмезовым. В числе еще более высоких покровителей Валерия Петровича числятся экс-генпрокурор Геннадий Васильев и его протеже — нынешний зам генпрокурора Ренат Кузьмин. Но и это не главное. Валерий Шира известен всему району прежде всего как приближенный лично к самому Виктору Януковичу. Народная молва даже наградила своего владыку громким званием “банщика” Виктора Федоровича.
«Витя и Валера сошлись еще в 70-х годах. После этого их пути неразрывны.В награду за годы неутомимого труда пацаны «подогнали» Шире район. Мол, делай там, чего душе угодно, «старший» все разрешил. Предприятия можно забирать, поля чужие. «Старший» постоянно общается с преданным ему банщиком. Частенько приглашает к себе в Межигорье — попариться, поохотится, просто так пострелять. Шира в случае необходимости звонит Януковичу напрямую, минуя многочисленную прислугу. Ему можно на «ты» — писало одно из украинских интернет-изданий.
Хотя, как и мафиози — герои книг Марио Пьюзо, всегда умевшие отделять бизнес от личного, Шира успешно применял свою “предпринимательскую” хватку и в политике. В 2005 году, выбросив партбилет Партии регионов, и, принарядившись в оранжевый галстук, Валерий Петрович бурно рукоплескал прибывшему в Донецк после победы на выборах В. А. Ющенко — над этим анекдотом ухахатывались жители Великоновоселковского района. Позже Шира побывал и в рядах местного БЮТ, и в Партии промышленников и предпринимателей, на тот момент входившей в блок «помаранчевых» сил. В донецкую же “Нашу Украину” Шира внедрил своего протеже Шемякова и именно благодаря стараниям последнего «зачистил» в партии тех “оранжевых” великоновоселковцев, которые открыто добивались отстранения главы района от власти и привлечения его к уголовной ответственности.
А таковых смельчаков поначалу находилось немало. В марте 2005 года под стенами Донецкой ОГА жители Великоновоселковского района провели митинг под лозунгом: «Бандитам тюрьмы! Ширу прочь!». Новоизбранный президент тогда еще прислушивался к воле народа, и Шира был уволен с поста главы райгосадминистрации за коррупционные деяния. Но, как известно, Ющенко постепенно свернул программу «Бандитам — тюрьмы!» и уже в конце 2008 г. … наградил Валерия Ширу высшей государственной наградой — орденом Даниила Галицкого, аккурат к 60-летию великоновоселковского феодала.
Такой далекий 2005-й… Митинг против Валерия Ширы у входа в здание Дон ОГА
А менее, чем через год был убит Иван Хараман, который, кстати, тоже являлся членом Партии регионов. На его похоронах не рискнули показаться представители той власти, которую Иван Хараман представлял в местном совете. И о которой незадолго до смерти, испытывая давление на свое предприятие, горестно сказал: «Мое село Евгеновка 95 % голосов отдавало за ПР. Как людям в глаза смотреть? Как дальше голосовать за них?».
Картина маслом: Украина Януковича
Люди сделали выводы сами и на президентских выборах-2010 Великая Новоселка отдала “своему” кандидату Януковичу всего 57,3%. голосов — на 19% меньше совокупного рейтинга “бело-голубого” кандидата по Донецкой области! Более того, даже наиболее демократично продвинутые центральные районы Донецка, традиционно отличавшиеся здесь более широким электоральным диапазоном, не выдали столь высокого кредита доверия чуждому землякам Януковича кандидату – Юлии Тимошенко. Но победила не она, и уже на последних выборах в местные советы значительно окрепшие за год Януковича Шира сотоварищи сделали все, чтобы исправить оплошность. Результат превзошел самые смелые ожидания: активней всех в Донецкой области “голосовал” именно Великоновоселковский район! Необходимая регионалам как воздух явка избирателей достигла в нем почти 75%, в то время, как средний показатель по Донецкой области не превысил даже 50.
В ТЕМУ:
Как и кем ковались победы “регионалов” в Буденновском и Пролетарских районах Донецка и в родном городе Януковича
Натура с села из Украины Януковича
Не так давно в Великоновоселковском районном суде начались слушания по делу об убийстве Ивана Харамана. Родственники покойного уверены, что судят «терпилу», а не настоящих организаторов преступления. В обвинительном заключении, направленном в суд почти через год после совершения преступления, председатель Великоновоселковского райсовета не фигурирует, и даже не упоминается, а имя Шемякова присутствует лишь в справке о вещдоках, собранных по делу. Среди них — договоры дарения последнему собственности бывших учредителей СООО «Евгеновское»…
Да и разве могло быть иначе? О том, что в Украине Януковича очевидны “засилье бандитов и непотизм”, уже даже за рубежом пишут!