Технологии накрутки голосов на выборах – какими могут быть махинации?

666

Могут ли выборы обойтись без фальсификаций? Наверное нет, вопрос только в их объеме. Предстоящие парламентские выборы не станут исключением, а участники избирательной гонки наверняка уже работают над планами завышения своих результатов. Ранее популярная технология по вбросу бюллетеней теперь совершенно неактуальна по целому ряду причин. Впрочем порча бюллетеней актуальности не теряет. Достаточно проставить дополнительные галочки, и бюллетень будет признан недействительным. Не исключено, что в ближайшее время некоторые политические силы в определенных регионах страны могут обратиться к избирателям, нежелающим поддерживать никого из кандидатов с предложением проставлять несколько галочек, чтобы выразить свой протест. Порча бюллетеней может быть представлена вариантом голосования против всех, однако не стоит верить таким обращениям, так как это одна из технологий. В то же время открытое и наглое фальсифицирование результатов, по мнению информационного портала job-sbu.org, может вызвать громкий скандал. Специалисты в сфере избирательных технологий предполагают, что на предстоящих выборах наибольшее распространение могут получить три варианта манипуляций, относящихся к разряду полулегальных. Подобные подтасовки очень сложно обнаружить и тем более зафиксировать и доказать.

Во многих округах может применяться усовершенствованная «карусель». Студенты, работники муниципальных предприятий и частных компаний могут принудительно, но законно менять место голосования, перемещаясь в округ определенного кандидата, который может оказать влияние на такой ВУЗ или предприятие. Иногда подобные предвыборные миграции заставляют перемещаться тысячи избирателей, что может доставить немало хлопот конкуренту. Впрочем, подобные перемещения можно обнаружить по ведомостям госреестра избирателей. Тем более не так давно Центризбирком принял решение требовать справку с места учебы или работы о тех, кто хочет сменить избирательный адрес.

Гораздо сложнее обнаружить второй вариант «карусели». Согласно законодательству уточненный список избирателей исключительно на бумажном носителе в единственном экземпляре орган ведения реестра может передать участковым комиссиям только за два дня до голосования. Как правило даже фотографировать такой список не дают. Но в случае если и удастся сделать снимок, то фотокопию придется долго изучать, чтобы определить количество прибывших на участок избирателей, а затем проверить, не собирается ли эта группа мигрантов голосовать на других участках округа, запуская карусель. Это практически нереально, учитывая, что последние дни перед голосованием избирательные комиссии очень заняты, так как принимают бюллетени и уточненных списков избирателей. Согласно заключению экспертов CIS-EMO - международной организации по наблюдению за выборами - во многих странах, среди которых и Молдова, данная проблема во многом решается с помощью проставления печати в паспорт проголосовавшего гражданина. На каждых выборах используется особая форма печати, которая утверждается Центризбиркомом. Печатей выпускается такое количество, чтобы она была у каждого члена комиссии, выдающего бюллетень. Также в перспективе на печати планируют проставлять номер избирательного округа. Данный метод не может полностью исключить махинаций, но зато в состоянии и серьезно осложнить.

Еще одной новой технологией может стать ликвидация всех голосов в урне. Перед началом голосования сразу после опломбирования в урну опускается контрольный лист с указанием номер округа, участка, урны и времени вбрасывания. Этот лист заверяется всеми членами комиссии с помощью подписи. При желании на этом листе могут подписываться кандидаты, доверенные лица и наблюдатели, после чего проставляется печать комиссии. Далее в расчет берутся данные экзит-пола. Если в округе нужный кандидат сильно отстает от конкурента, то после того, как будет вскрыта урна кто-то из подписавшихся может не признать свою подпись. Однако согласно законодательству, если у членов комиссии возникают сомнения по поводу подлинности контрольного листа, то комиссия путем голосования может признать или не признать все бюллетени в урне. Таким образом, если на участке с двумя урнами проголосует тысяча избирателей, то половину бюллетеней можно не учитывать. Аннулируются голоса за обоих кандидатов, но если предварительно своих избирателей направлять к одной из урн, то можно обеспечить победу, причем доказать факт махинаций крайне трудно. Эксперты утверждают, что подобная технология может использоваться только, если она будет подготовлена заранее, а у правильного кандидата в избирательной комиссии есть большинство. Кроме того, необходимо заранее организовать и своих избирателей. Это может быть актуальным в мажоритарных округах, где у какого-либо кандидата есть серьезный админресурс на местном уровне. Это может быть собственник крупного предприятия или ректор ВУЗа. При этом совершенно неважно, какую партию представляет кандидат. Технология специфическая, поэтому большого распространения она, скорее всего, не получит. Однако там где ее используют, бороться с ней будет проблематично.

Впрочем, лидеры избирательных кампаний могут попытаться сыграть по-крупному. Например, на одном из участков в какой-то момент доверенное лицо кандидата, наблюдатель или представитель СМИ, а может и сам кандидат начнет открыто дебоширить. Комиссия может вынести ему предупреждение, однако провокатора это не успокоит, и его придется удалить. Несомненно, обиженный обратится в суд, который может принять решение о неправомерности действий комиссии. На основании этого решения и закона «О выборах народных депутатов» окружная комиссия может признать все голосование на участке недействительным. В законе помянут и факт неправомерного удаления тех, кто может там находиться. Таким образом, используя продуманную провокацию, можно аннулировать результаты голосования на невыгодном участке. Эксперты CIS-EMO считают, что данный метод возможен в случае возможности кандидата взаимодействовать с судом.

Опасаться фальсификаций действительно стоит, тем более, что для организации всеукраинской сети по махинациям достаточно иметь лишь одного члена комиссии на каждом участке, а остальным членам рекомендовать его слушаться. Во многих округах окружные комиссии будут однозначно выполнять волю власти или же оппозиции. В то же время эксперты CIS-EMO полагают, что заведомо обвинять какую-либо политическую силу не стоит, так как это может отвлечь общество от реальных угроз фальсификаций. Подобные процессы не могут управляться из единого центра. Большая часть нарушений происходит в результате самодеятельности самовыдвиженцев. Естественно, что провластные или прооппозиционные СМИ будут уделять больше внимания нарушителям из стана конкурентов. Основная угроза фальсификаций исходит как раз со стороны закона «О выборах», а точнее его новизны и необкатанности. Закон имеет массу уязвимостей, обнаружить которые можно лишь на практике. Для их устранения уже после выборов необходимо будет изучить ситуацию и выявить самые часто повторяющиеся нарушения. Возможно, даже до голосования потребуется усовершенствовать некоторые статьи, касающиеся мажоритарке. И, наконец, само общество должно пересмотреть свое отношение к фальсификациям и не идти на поводу ни у одной политической силы, предлагающей нечестные пути.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org