Ложь министра обороны Дмитрия Саламатина

761

Подтверждено документально, легко проверить — документы на сайте ZN.UA. В адрес народа ложь власти льется рекой, с этим уже как-то свыклись. Здесь особый случай — зафиксирована ложь внутри самой власти, причем на самом высоком уровне. Министр обороны, пытаясь избежать ответственности за срыв поставок оружия в Ирак и за экономические потери, которые несет страна от штрафных санкций, сознательно вводит в заблуждение Виктора Януковича — президента и Верховного главнокомандующего. Новация, однако.

Оружейный бизнес в мире считается вторым по прибыльности, после торговли наркотиками. В нынешней Украине не тот случай. Здесь важны объемы, общий оборот, на котором сотни миллионов зарабатывают посредники, зарубежные компании и украинские чиновники. Неплохо работают, очень даже прибыльно — на свой карман. А то, что вместо прибыли от оружейного бизнеса страна несет убытки, — сегодня мало кого беспокоит.

Украина теряет доверие партнеров, вполне платежеспособных и желающих покупать оружие наших производителей. Теряет рабочие места и высокотехнологичные отрасли промышленности.

Есть опасение, что так будет продолжаться и дальше. Пока оружейный бизнес отдан на откуп лживым министрам, готовым пойти на обман даже хозяина Банковой. И пока сфера экспорта вооружений будет тайной за семью печатями, которую стараются обходить стороной даже правоохранительные и контрольные органы.

Попробуем приоткрыть завесу и вскрыть нарывы. Совсем чуть-чуть, не касаясь особо острых проблем, прикрытых государственными секретами.

Затрагивая столь чувствительную тему, как торговля оружием, мы не ставили задачу нанесения ущерба национальным интересам или создания трудностей в реализации экспортных контрактов. Это уже сделали без нас — госчиновники, активно участвующие в дележе сверхприбылей оружейного бизнеса.

Пресса периодически публикует заявления бывшего руководителя «Укроборонпрома», а ныне министра обороны Саламатина о том, что в страну поступают миллиарды от продажи на внешних рынках отечественных вооружений и что Украина в десятке топ-экспортеров оружия. Если продажа оружия подается как успех команды Януковича, то почему так лихорадит предприятия оборонно-промышленного комплекса? Почему долги перед ними постоянно растут? Почему для списания этих долгов сотнями миллионов через парламент проталкивают отдельные законы? Почему для поддержки якобы прибыльной сферы «Укроборонпром» просит из бюджета-2013 огромные средства, почти миллиард гривен?

А где фактическая бумажка, броня?

В конце сентября 2009 года Украине удалось практически вырвать из рук конкурентов первый оружейный контракт с Ираком. Многие считают, что это была плата за многолетнее военное присутствие в этой стране украинского контингента. Люди, причастные к заключению контракта, не особо скрывали тот факт, что адресное выделение министерству обороны Ирака средств на закупку в Украине самолетовАн-32 и бронетранспортеров БТР-4Е удалось организовать при помощи неких высоких посредников из США. Именно этими посредниками и военными чинами Ирака была согласована программа сотрудничества с Украиной на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов США. Было указано, что поставка наших самолетов и БТР станет своего рода «обкаткой» отношений заказчика, поставщика и посредника. В случае успеха — с перспективой наращивания поставок военной техники на многие годы вперед, общим объемом до 14 млрд. долл. Для Украины это был прорыв, раздвигающий горизонты возрождения отечественной оборонки.

Первые неприятности начались из-за опоздания с поставкой первой партии БТР — на шесть месяцев. Вместо ноября 2010 года первые изделия прибыли к заказчику лишь в марте 2011-го. Иракские военные тут же «включили счетчик» штрафных санкций, за каждую несвоевременно отгруженную партию БТР. Украина начала нести потери: за первую же партию техники мы недополучили около двух миллионов долларов.

Как утверждают наши источники в «Укроборонпроме», именно на этот период приходится бурная деятельность двух руководителей оружейного бизнеса, двух Дмитриев — Саламатина и руководителя «Укрспецэкспорта» Перегудова — по выстраиванию новой схемы реализации иракского контракта. Ключевым моментом стало устранение американского посредника, которого украинские чиновники «послали» далеко за океан «вместе с его вонючими коррупционными сенаторскими схемами». И внедрили в качестве посредника другого персонажа из оружейного бизнеса. При этом финансовые интересы посредника были ужаты, зато комиссионные для украинской стороны увеличены существенно. Для подтверждения этой информации Главная финансовая инспекция или Счетная палата Украины могут провести внеплановую проверку. Если им разрешат…

Все бы хорошо, но срок подписанного с Ираком контракта истек в марте 2012 года. Контракт остался невыполненным по вине украинской стороны. Назревает серьезный скандал. Кому-то предстоит отвечать.

К лету текущего года в Одессу для отгрузки доставляется вторая партия БТР —
62 штуки. Но отгружать военную технику нельзя, закон запрещает — поскольку старый контракт не действует, а нового нет. Руководители спецэкспорта засуетились. Перегудов завис в шпагате между Ираком и Украиной.

И тут ему на помощь приходит министр обороны Саламатин. 9 августа он пишет письмо Януковичу (текст на сайте). Докладывает о том, что Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Ирак решил инициативно встретиться с Саламатиным для выражения всяческой благодарности за активное сотрудничество в военно-технической сфере. Посол Ирака якобы заверил, что «за последние два-три месяца вокруг выполнения украинско-иракского контракта на поставку бронетранспортеров тучи развеяны».

И самое главное: со ссылкой на иракского дипломата, Саламатин письменно информирует (дезинформирует) Януковича о том, что «премьер-министром Республики Ирак Нури аль Малики был подписан соответствующий правительственный документ о продолжении вышеупомянутого контракта».

Так вот, нам абсолютно точно известно, что на момент письменного доклада Януковичу (9 августа) никакого «правительственного документа» не было. Нет его и до сих пор, на момент сдачи газеты в печать. Ни продленного старого контракта, ни подписанного нового — не существует в природе. И Саламатину с Перегудовым, который в середине августа неделю провел в Ираке, обивая пороги высоких кабинетов, об этом известно.

Нам удалось добыть один-единственный документ, которым закончился вояж Перегудова в Ирак (текст на сайте). Прочитайте сами.

Первое — это никакой не «правительственный документ», вместо подписи премьер-министра Ирака под ним стоит подпись даже не руководителя, а одного из чиновников военного ведомства.

Второе — никакой это не «документ о продолжении контракта», открывающий путь для продолжения поставок техники в рамках «безоблачных» отношений с Ираком. Это опус под названием «меморандум о взаимопонимании». В качестве обязательного условия продолжения сотрудничества с Украиной он требует предоставления украинским спецэкспортером гарантии оплаты в сумме 72 млн. 130 тыс. долл. в банке ТВІ, акцептированном минобороны Ирака. Кроме того, иракская сторона требует от украинской компании «Прогресс» предоставить государственные гарантии от украинского правительства касательно добросовестного исполнения украинским поставщиком обязательств по контракту. А далее в меморандуме вообще замечательная фраза, которая является венцом разоблачения Саламатина и Перегудова: упомянутые требования иракской стороны необходимы для того, чтобы лишь начать (!!!) разработку и согласования дополнений к контракту.

Третье — меморандум датирован 16 августа. Напомню, Саламатин письменно доложил президенту об «успехах» на иракском направлении неделей раньше, 9 августа.

И последнее — чтобы продолжить разговор с Украиной, меморандум требует предоставления Ираку банковских гарантий и гарантий правительства Украины не позднее 23 августа сего года. Нам достоверно известно, что в указанный срок никто никаких гарантий Ираку из Украины не направил. Нет их и по сей день!

Ложь нарастает снежным комом. Репутация страны ниже плинтуса. Янукович спокоен: ему доложили, что все в порядке, «картина маслом». Формально, Саламатин сегодня в стороне, он ведь теперь министр, а на «Укроборонпром» назначили другого руководителя, Сергея Громова. Похоже, именно его могут назначить стрелочником, кто-то ведь должен ответить за эту скандальную историю? Может его уволят из «Укроборонпрома», также как на прошлой неделе Саламатин в присутствии Громова вынудил уйти всех, кого Громов взял на работу?

Китайский откат

Еще один яркий пример «эффективной» деятельности саламатинских спецэкспортеров проявился на китайском направлении.

До прихода Саламатина в сферу торговли оружием в декабре 2008 года во исполнение «Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики по военно-техническому сотрудничеству» у Украины появился весьма привлекательный контракт на поставку двух десантных кораблей на воздушной подушке (аналогичных кораблю проекта 12322 «Зубр»). Предполагалось, что Украина поставит Китаю техническую документацию, материалы, комплектующие, корпусные конструкции и оборудование для строительства еще двух таких же кораблей в КНР, а также окажет услуги по техническому содействию в строительстве кораблей и по обучению персонала и экипажей заказчика.

Наличие такого выгодного контракта, кроме получения страной валютных средств, позволило Украине сохранить уникальное предприятие судостроительной отрасли — ОАО «Феодосийская судостроительная компания „Море“, специализирующееся на постройке кораблей и катеров из алюминиевых сплавов на воздушной подушке и на подводных крыльях.

Кроме того, загружены мощности крупных предприятий судостроительной отрасли — «Заря»—«Машпроект» (Николаев), «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев), «Завод „Фиолент“ (Симферополь), „Энергия“, (Кривой Рог), „Гипроверфь“ (Киев) и порядка
120 субподрядчиков по всей Украине.

На момент заключения контракта в отношении „Моря“ была возбуждена процедура банкротства. И сегодня предприятие все еще находится в стадии санации, общая сумма его долгов достигала 340 млн. грн. Профильные заказы практически отсутствовали. Конструкторский, технологический и производственный персонал из-за невыплаты зарплаты в большинстве своем работал за пределами Украины. Основные фонды приходили в негодность.

Возобновление работ по строительству кораблей для Китая, на которые „Морю“ выделено 190 млн. долл., позволило приостановить процесс развала предприятия и вернуть значительную часть квалифицированных кадров в Украину.

Однако та же история — выполнение работ идет со значительным отставанием от графика, предусмотренного китайским контрактом.

Уже понятно, что задержка в поставке первого корабля составит не менее восьми месяцев, а китайская сторона может выставить штрафные санкции на сумму около 7,5 млн. долл.

Реализуя схему по перераспределению комиссионного вознаграждения в свою сторону, руководители «Укрспецэкспорта» придумали в ходе выполнения контракта разорвать отношения с фирмой-посредником HOKOKLIMITED, оказывавшей реальное содействие в проведении переговоров и заключении контракта, и подписать соглашение на оказание агентских услуг с компанией RICHMAND ARIN LIMITED. Упоминая эту структуру, невозможно даже что-либо сказать о ее репутации. Этой репутации просто нет, поскольку фирма — фиктивная. Но это не помешало перечислить на ее счет около двух млн. долл., якобы для решения вопросов о неприменении китайской стороной штрафных санкций…

Еще более трогательную комбинацию по увеличению «призов» бывший руководитель «Укроборонпрома» придумал, направив в Китай некоего г-на Воронкова. Как утверждают наши китайские товарищи, на официальных переговорах в Китае под аудиофиксацию Воронков задал прямой вопрос: кто именно из представителей китайской стороны ожидает получения комиссионного вознаграждения за контракт? Абсолютно неважно, что Воронков еще не закончил свою по-детски невинную фразу, как все китайские участники переговоров уже прокрутили в своем сознании, что сказать важного своим близким и какую еду заказать перед казнью. В Китае, как известно, с коррупционерами в бирюльки не играют…

Вышло очень результативно. Вдруг в один миг как бы ничейной оказалась многомиллионная сумма средств. А с другой стороны, свой завышенный откат на китайском направлении будет последним, который смогут увести в тень украинские торговцы оружием, поскольку вряд ли после такого китайцы бросятся заключать новые контракты с Украиной. Зато в России результатам деятельности Дмитрия Альбертовича будут рады. А ведь речь идет об угрозе потери для страны 318 млн. долл…

Еще один «успешный» контракт с Китаем был заключен в декабре 2011 года, в период пребывания Саламатина у руля «Укроборонпрома». Контракт на общую сумму 44,7 млн. долл. предполагал поставку в Китай трех самолетов-заправщиков Ил-78 (после проведения их ремонта) и соответствующего авиационного имущества. Как оказалось впоследствии, уже после заключения контракта, минимально рентабельная цена контракта должна была составить 52,5 млн. долл. Следует отметить, что представителей «Николаевского авиаремонтного предприятия» на переговоры и подписание заведомо убыточного контракта не пригласили.

Кстати, Россия предлагала Китаю эти же самолеты по 25—30 млн. долл. каждый. Нет сомнения, что, даже перебивая россиянам сделку более привлекательной ценой, «Укрспецэкспорт» имел все шансы привезти контракт на эти самолеты по цене минимум 18— 20 млн. за штуку!

Подобная ситуация повторяется уже в августе сего года с заключением контракта на поставку пяти самолетов Ил-76.

В этом случае «Укрспецэкспорт» умудрился заключить контракт на сумму 50,8 млн. долл., потеряв на каждом самолете, по экспертным оценкам, от двух с половиной до пяти миллионов долларов. В итоге, ремонт самолетов на Николаевском заводе становится убыточным.

И в этом контракте, как оказалось, сидит тот же посредник, который участвовал в убыточной сделке по продаже трех самолетов Ил-78. По данным наших источников в «Укроборонпроме», сумма агентского вознаграждения для такого убыточного контракта была заоблачной — 16%, из которых на украинскую сторону пришлась ровно половина.

Что ни контракт,
то проблема

Не знаем, какую пыль пускал в глаза президенту Саламатин, рассказывая о возможных миллиардных выручках, можем лишь отметить, что почти все самые крупные контракты «Укрспецэкспорта» сегодня являются проблемными. Если быть точным, в перечне проблемных — 62 контракта…

Помимо упомянутых иракского и китайских контрактов, на ладан дышат контракты на поставку БТР и танков «Оплот» в Таиланд, на сумму 256,2 млн. долл. и 156 млн. долл. соответственно.

Горит пакистанский контракт на сумму 20 млн. долл.

Неувязка вышла и с поставками танка Т-72М Эфиопии на сумму 137 млн. долл.

Уже понятно, что декларируемые Саламатиным миллиардные объемы экспорта оружия оборачиваются убытками для страны. И чем больше объемы — тем больше убытки. Повторим. Для страны. Для чиновников-посредников оружейный бизнес очень даже прибыльный. Пора уже разорвать этот замкнутый цикл лжи правительству и президенту. А самое главное — стране. Ей, ведь, в итоге расплачиваться…

По материалам zn.ua