Скандал в Лавре

1 098

Всю неделю мозг несчастных потребителей продукции жизнедеятельности СМИ буквально взрывался от противоречивой информации о скандале в Лавре. То директора увольняют в связи с письмом коллектива, то коллектив вдруг кидается на защиту директора от министра, то министр защищается от коллектива с помощью милиции, то увольняют заместителей, а директора оставляют. Конфликт представлялся то трудовым, то чисто бабским, между директором и замом, а то и коррупционным, с дачей взятки то ли директору, то ли министру. За потоками информации явно просматриваются пиаровские уши – стало быть, вложены деньги. Зачем??? За всей этой кутерьмой никому в голову не приходит простой, казалось бы, вопрос: А из-за чего сыр-бор? За что дерутся? За музей? Что в нем такого? Какой смысл тратить немалые деньги на то, что продать невозможно? Давайте думать…

Чтоб Провал не проваливался

Одна из основных статей дохода музея — это экскурсионная работа. Зам директора, руководящий этой работой, — одна из ключевых должностей. И не мудрено: на этой должности можно регулировать потоки налички. От организации процесса зависит, куда она пойдет: в бюджет или в карман организаторов. Суммы весьма солидные.

Справка

В 2010 году план поступления средств в казну составлял для музея 6 млн.грн. В 2011-м, без повышения стоимости билетов в бюджет ушло 17 миллионов гривен. За счет чего? За счет перекрытия «левых» ручейков, отводивших деньги в карманы причастных лиц. Таковыми ручейками в первую очередь были так называемые «нелегальные экскурсии». В течение 2010 года этот ручеек был перекрыт. Однако с приходом нового директора началось тихое возвращение к старым схемам. С мая 2012 года была удвоена входная цена.(ЦИТАТА) При этом финплан на текущий год остался, как и в прошлом, 17 миллионов. Очевидно, что доход музея должен был вырасти. «Где деньги, Зин?»

Новые цены отпугнули часть экскурсантов. Но для компенсации руководство музея увеличило число экскурсий, разбив одну обзорную на две тематические. Выведенные из «тени» нелегальные экскурсии снова возвращаются. Достаточно посмотреть, например, маршруты, которые предлагает раздел «Київ Туристичний» сайта Киевской горадминистрации. Это притом, что Устав музея отдает беспрекословное преимущество собственной экскурсионной службе. Простой подсчет показывает, что примерно треть поступлений от экскурсионной работы в 2012 году снова «уходит в сумрак». А чехарда с руководителями экскурсионной службы лишь показывает, что директор создает «управляемый хаос» удобный для распила. Одна из уволенных заместителей, которых Лесничая обвинила во всех бедах музея, Зоринец С.В. была отстранена от руководства экскурсионной службой еще 2 марта по личному указанию директора. Ее функции за прошедшие 5 месяцев выполняли то ли два, то ли три человека. Чтобы было понятнее, Зоринец С.В. — автор той самой прозрачной схемы, которая вывела экскурсионные доходы из тени. Очевидно, что такой человек в «новом прекрасном мире» Виктории Лесничей не нужен.

Вторая статья дохода музея, а значит, и гос бюджета, аренда помещений под магазины, кафе, сувенирные лавки и т.п. Только один пример. Некто Полякова арендовала помещение под кафе. Сие предприятие общепита просуществовало недолго, но существование его было ярким: дневная выручка, по документам, составляла… 250 грн. Притом, что бизнес-ланч предлагался за 100. «Где деньги, Зин?»

Третий серьезный источник средств — дотации из бюджета. Здесь директор вправе распоряжаться почти полновластно, а экономия может быть достигнута за счет все того же невнятного штатного расписания, откатов от работ по реставрации, строительству, восстановлению и т.п. К слову сказать, за время правления Лесничей не был проведен ни один тендер – притом, что в свою заслугу она ставит огромный объем реставрационно строительных работ, не считая неафишируемых хозяйственных пристроек

И, наконец, четвертый источник – зарубежные правительственные и неправительственные организации. На этом направлении работает международная служба, которой надлежит устанавливать контакты с музеями и фондами за рубежом. Выгода музею здесь выражается как в нематериальных ценностях (выставки, награды, репутация), так и во вполне материальных грантах и прочей помощи фондов и организаций. Легко понять интерес к этому направлению опытного фандрайзера Влады Прокаевой, организовавшей не один фонд. Бизнес есть бизнес. Разница в том, что в зарубежной теме прозрачность – непременное условие, и фандрайзер получает открытый доход до входа денег в фонд музея – агентский процент, так сказать. Естественно, что установление контроля над уже поступившими деньгами – соблазнительно. Так что конфликт и активное вытеснение именно этой фигуры тоже вполне естественно в логике установления личного директорского контроля. Именно поэтому в службу было зачислено 15(!) человек без определенных должностных обязанностей. Попытка установить субординацию и дисциплину вызвала сопротивление и была воспринята как деспотизм.

Не нам судить, была ли взятка, но вызванная на ковер к директору Прокаева явно говорила что-то еще. Что? Это пусть выясняет другое ведомство. Бессмыслица телерепортажа, которую стоит здесь подчеркнуть – это то, что взятку логично было бы давать тому, кто назначает. А замов назначает директор.

Коллектив

«Но ведь коллектив встал на защиту Лесничей!» — говорят журналисты. Встречный вопрос: какой коллектив? Основой кадровой политики Лесничей является возведенная в систему бессистемность. Длительное «Ноу-хау» Виктории Николаевны – одновременное существование двух штатных расписаний. Она умудрилась создать ситуацию, когда все люди оказались в подвешенном состоянии: то ли переведут, то ли не переведут, то ли повысят, то ли понизят, то ли научный сотрудник (с доплатой), то ли простой. Сотрудники фондов становились уборщицами, бухгалтерия шла в экскурсионную службу… С замами отдельная история. По старому штатному расписанию замов четверо, по новому — трое. Итого – семеро. Да-да! Именно столько замов ОДНОВРЕМЕННО было у Лесничей. Естественно, состояние «тараканьих бегов» стало визитной карточкой «викторианского» стиля руководства. И вполне естественно, что самая напуганная часть коллектива побежала защищать директора по принципу «как бы не было хуже». Стокгольмский синдром, известное дело.

Впрочем, кроме коллектива, разделенного надвое, на «старых» и «новых», есть еще одна часть кадрового резерва, существующая, так сказать, в ином измерении. О ней чуть позже. А пока подведем промежуточный итог.

Итак, имеем доходы от экскурсий, аренды, дотации из госбюджета, иностранные гранты. Плюс музейные фонды. «Фондовая коллекция заповедника насчитывает более 70 тыс. единиц, среди которых 9 тыс. — это предметы с содержанием ценных металлов и драгоценных камней…», — доверчиво сообщает заповедник на своем сайте. Памятники архитектуры, иконы, старинные книги XVI-XVIII вв., сакральные ткани XVI-XX вв., работы украинских мастеров, элементы резного интерьерного декора храмов XVII-XX вв. — глаза разбегаются! В общем, все то, что так ценится на официальных аукционах, среди коллекционеров и на черных рынках – ехидно отмечает Дарина Хаевская на портале «ФрАза» (http://fraza.ua/analitics/02.08.12/146405/kak_bogatye_kievskija_%C2%ABtelochki%C2%BB_v_svjatoj_lavre_poklony_bjut.html#.UBoddoLZWPE.facebook).

«Что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?» — говаривал Абдула из «Белого солнца пустыни». Главное – правильно этим распорядиться.

Увы, Лесничая слабо разбирается в попавших ей в руки сокровищах. Говорят, она не моргнув глазом отнесла собрание иудаики к скифским сокровищам. Но для этого случая у нее есть хорошие советчики – Почитатель и Пописатель.

Почитатель (синяя стрелка)и Пописатель (красная стрелка)


Пописатель

Владимир Омельчук. «Этот персонаж представляется как крупный ученый-историк, но больше известен в качестве литературного «негра», написавшего в «соавторстве» с Лесничей книгу «Релігійна політика стародавніх і середньовічних держав». Как шутят в научных кругах, Омельченко написал ту половину слов, которые Лесничая не знает и не может написать» — язвит по этому поводу портал Vlasti.net.( http://vlasti.net/news/146952)/) Омельчук, принятый на работу в Лавру, неоднократно заявлял, что подчиняется исключительно Лесничей, которая наняла его для написания трех книг. Известно, что вторая книга — по истории Лавры – должна скоро появиться. Непосвященный читатель снова будет введен в заблуждение, теперь относительно глубины познаний директрисы в отечественной истории. Больше ничего данный «научный работник» делать в музее не желает. Кроме скандалов, естественно.

Почитатель

Познакомились они месяца три назад, примерно месяц живут вместе и намереваются создать семью. Знакомьтесь: Быцай Дмитрий Николаевич, 1977 года рождения, под следствием. На названного «советника» директора следователем Голосеевского РОВД Бурлакой 3 июля сего года наложен арест по ст.190, ч. 4 – мошенничество в особо крупных размерах. Совместно проживает с Брешко Наталией Александровной, 1974 г.р. Представляется членом авторитетных сообществ (Иванющенко), другом бизнесмена Коломойского, президента Януковича, патриарха Кирилла и прочая, и прочая…

Примечательна и поучительна история с приветствием патриарху Кириллу. Как рассказал один из замов Лесничей, для этого случая были заказаны два букета: для Патриарха и для митрополита Владимира. Перед самым вручением патриарший букет пропал… Но потом нашелся, правда, с приложением. Он был в руках пана Быцая, который заявил, что приветствовать Кирилла от имени музея будет он. Виктория Лесничая поддержала желание частного лица, не имеющего отношения к государственному музею, выступить от имени этого музея. Плану не суждено было реализоваться, букет вручил первый зам, новоявленному музейному жениху пришлось довольствоваться блаженнейшим Владимиром.

И тогда он переключил внимание на кесарево, на светскую власть. Наблюдатели отмечают феноменальную способность Быцая влезать в чужие разговоры и чужие компании. Вот он фотографируется с Кириллом, вот – с Анной Герман. А что тут удивительного? Сто девяностую, часть четвертая, просто так не вменяют! Потом будет показывать другим, что дружит с сильными мира сего. Этакий реликт эпохи 90-х. Правда, попытка просочиться вслед за Анной Герман в VIP-зону окончилась позорным изгнанием. Но, вытерев божью росу, прикольная блондинка продолжила продвигать своего протеже.

Как рассказывают оставшиеся в музее сотрудники, утром пан Быцай, еще пару месяцев назад скромно парковавший у стен Лавры видавшую виды «Мазду 626», теперь лихо, не сбрасывая газа, въезжает через Экономические ворота на Мерседесе, с гордой маркировкой «S-500». По пешеходной зоне, распугивая зазевавшихся туристов, он подъезжает к дирекции, входит в приемную, требует завтрак. Пока ретивые гонцы бегут за овсяной кашей, столь любимой местным Бироном, он раздает указания, причем в форме, явно неадекватной святым местам, поминая матерь, но явно не Божью. После завтрака – планерка, которую ведет тот же Быцай, не состоящий в штате никаким боком. Днем – уединение с директором в ее кабинете. Видимо, на совещание.

«Где этот чертов инвалид?» Автомобиль нового Остапа на стоянке.

Любые попытки неподчинения Быцай пресекает напоминанием своих связей, по сравнению с которыми рассказ сотрудницы о бите меркнет. Основной месседж: «Ты не знаешь, с кем связался!». И далее – уже упоминавшиеся имена авторитетов, политиков, святых отцов. Вообще-то в Лавре никто, машина не его, ездит по доверенности, маркировка 500 тоже не настоящая, он ее сам поставил вместо «350». Короче, человек-фейк. Остап Бендер. Идеальная партия для Виктории Николаевны.

Ведь стереотип поведения Лесничей — это зажравшийся воевода, посаженный на кормление в какой-нибудь городок с волостью. Точно такое же отношение к своей посаде как к личному, частному, собственному. Не в том смысле, что болеет как за свое, а в том, что считает своим – полностью и бесповоротно. Семейный бизнес. И стать для нее своим человеком – это золотое дно.

Но в соединении с уникальными фондами Киево-Печерского музея-заповедника такая ситуация создает чудовищную опасность. Ведь известно, что экспонируется не более 10 процентов фондов. Всё остальное – в хранилищах. И если относиться к этому как к своему, возникает необоримый соблазн капитализировать ценности, превратить их из сокровищ в капиталы, растущие на какой-нибудь гонконгской бирже. Статья 190 ч.4 – это образ жизни.

Собственно, история банальна. Криворожская девушка-докторица, облажавшаяся на медицинском поприще, решила заняться политикой, но усвоила из богатого арсенала политиков лишь несколько наиболее грубых и примитивных приемов. Сочетание амбиций и нежелания обучаться привело к весьма убогому результату. На посту замминистра Виктория назвала Олеся Гончара поэтом — да еще при его вдове, чем ярко прославилась в местных литературных кругах. Фактически, должность директора музея стала почетным наказанием. Примерно так проштрафифшихся партработников отправляли в профсоюзы или министров на работу послами в мелких странах. Естественно, активная натура Лесничей впала в уныние. Душа ждала – чего-нибудь. И как только появился новоявленный сын турецкоподданного и воскликнул: «Твой суслик летит к своей курочке на крыльях любви!!!» — лаврская мадам Грицацуева растаяла — и вот уже готова отдать за ситечко не только гамбсовский стул, но и сокровища, ей не принадлежащие.

Впрочем, не стоит недооценивать собственной хватки мадам Лесничей. В разговорах с коллегами она не раз высказывала желание взять реванш за увольнение из министерства и заявляла о решимости рано или поздно стать министром. А ее феерическая фраза: «Я остаюсь. У этого скрипача не только короткая шея. У него коротки руки, чтоб меня уволить» — говорит не столько о безумии, сколько об игре ва-банк. Так что неизвестно, кто и против кого закрутил безумную информационную карусель в прессе. Возможно главная, хоть и безумная, цель блондинки – министерское кресло.

После сказанного.

Анализ информационных потоков среды-четверга показал, что в эти дни происходил абсолютно синхронный вброс однотипных материалов по типовому графику, характерному для крупных медиа-байерских агентств. Таким образом, есть все основания говорить о большой скоординированной кампании. О том, что это именно пиар-кампания, говорит и активная переписка некоей Ксении Гончаровой в фейсбуке. Обратим внимание, что именно отсюда закрутилась истерия с «захватом» министром Лавры. И об увольнении Прокаевой, к примеру, сообщалось во вторник утром, в то время как все события с увольнениями замов происходили в среду-четверг. Торопились очень, выдавая желаемое за действительное.

Торопятся и сейчас. За три дня, прошедшие после вторничных событий, из заповедника уволены уже порядка 20 человек. Увольнения продолжаются.

Лесничая любит вспоминать Бога. Говорят, однажды она заявила, что с ее появлением в Лавре замироточили иконы. Это настораживает.

По материалам ord-ua.com