Зачем в политике футболист Андрей Шевченко и другие спортсмены?

1 434

27 июля А. Шевченко сделал несколько громких заявлений. И если информация о том, что он завершает профессиональную карьеру, не стала ни для кого неожиданностью, то сообщение о "походе в политику» бывшего капитана национальной футбольной сборной прозвучало как гром среди ясного неба.

В ближайшее время Андрей пообещал сообщить, какую же партию он "осчастливил", поэтому не вижу особых причин думать. Хотя и думаю, что это может быть или Партия регионов, или "Украина Вперед!". Для первых это: 1) было бы логичным продолжением темы Евро-2012 в качестве главного " ​​достижения " , 2) оживление списка новыми лицами, которые не вызывают тотальной отвращения в обществе, 3) переносом на украинскую территорию традиции русской ЕдРы (уже давно образец для ПР), где список в Думу просто переполнен спортсменами. 4) Отражением "футбольной" идеологии украинского олигархического режима, в рамках которого родители народа - олигархи осчастливливают граждан стадионами и бразильскими футболистами, а "народ" чумеет от радости. Для "впередивцив" это также бы продлило общую тему политической кампании, которая заключается в желании привлечь к себе внимание любым способом, не ограничивая себя в затратах.

Хотя неважно, где именно может оказаться А. Шевченко.

Очевидно, мы наблюдаем за рождением очередного тренда, что свидетельствует о глубоком, системном кризисе украинской политики.

Сама идея включения спортсменов в политические списки основывается на таком явлении, как "ошибка атрибуции». Общество невольно переносит одни успехи индивида на все его действия и достижения. Ореол славы заставляет относиться к нему серьезно в любой сфере. Поэтому журналисты подробно расспрашивают спортсменов об их политические взгляды, далее эти интервью тиражируют в СМИ, обсуждают в обществе.

Информационное пространство перенасыщено данным, которые мы просто отказываемся воспринимать и ориентируемся на определенные маркеры, которые позволяют нам фильтровать информацию. Самый первый из маркеров - это "интересно / неинтересно". Интересно, в основном, об известных, а потому известная фамилия - это уже первый шаг к тому, чтобы тебя заметили, выделили из потока информации.

Как думаете, если свой манифест об экономических реформ обнародует, например, известен лишь в академических кругах специалист, или чемпион мира по боксу, то кого заметит общественность? Не надо долго думать, чтобы определить первенство боксера.

Поэтому, прежде чем обнародовать что-то серьезное в нынешнем мире, надо привлечь внимание. А сделать это можно либо за счет привлечения известных людей, или самостоятельно разыгрывая клоунаду.

Политические манифесты современности произносятся или в боксерских перчатках, или под маской Арлекина.

Неудивительно, что подобные особенности общественного восприятия используются во всем мире. Известные люди зарабатывают на книгах мемуаров, которые покупают только из-за фамилии на обложке. Актеры периодически претендуют на политические посты.

Но в постсоветском обществе использование спортсменов в политике приобретает какой-то паразитического вида.

Я уже упоминал пример ЕдРа, что привело в думу боксера Валуева и многих других известных спортсменов.

Зачем им это?

1) Спортсмены известные и популярные среди всех граждан, а потому "партия жуликов и воров" и "партия жуликов, воров и спортсменов" - это две большие разницы. 2) Спортсмены создают иллюзию обновления политической элиты. Мол, смотрите, что мы постоянно привлекаем новых людей! Но эти "новые люди" не очень хорошо понимают то, чем они должны заниматься, а потому, несмотря на всю эту "новизну", самой системе организации власти никоим образом не угрожают, выступая своеобразным " суррогатом обновления " . 3) Спортсмены выводят из-под шквала общественной критики прогнившее и недееспособные политические институты. Почему депутат-спортсмен не ходит на заседания? Потому что ему срочно нужно отправиться на соревнования / благотворительный матч / миссию "посла доброй воли" и т.д. Если кто-то из оппозиционеров и представителей общественности критикует спортсмена-депутата, то его всегда можно обвинить в осквернение национальной гордости, в непатриотизме, в неприязни к самому духу нации и т.д. Вы низа нашу политическую силу "бандитской"? То есть вы считаете бандитами и таких уважаемых, героических людей и т.д. И общественность будет поддерживать именно спортсмена, потому что привыкла его любить и уважать.

В общем, включение в политику спортсменов - яркое свидетельство системного кризиса замкнутых политических элит и окаменевшие политической системы.

В стабильном обществе обновление элиты происходит за счет целого ряда структур гражданского общества на уровне колледжей, университетов, общественных организаций, профсоюзов и т.д. Люди, проявившие себя на этих уровнях, постепенно интегрируются в политику. Наиболее "пробивные" достигают результатов, другие - "отсеиваются", но процесс обновления не завершается ни на минуту. Сама элита в этом заинтересована, ведь те, кого не включили вовремя в систему легальных политических институтов, но имеют характер, нрав и разум, рано или поздно сформируют свою контр-элиту. Гораздо выгоднее их "держать рядом".

В Украине одни и те же лица 20 лет играют в одну и ту же игру: определенное количество "стульев" и в несколько раз большее количество игроков. Главное - первым успеть занять стул. Не успел - жди до следующего перераспределения стульев, который встречается довольно часто. НО САМ СПИСОК ПРЕТЕНДЕНТОВ - неизменны.

В погоне за стульями одни и те же люди могут постоянно менять свою " позицию " . Так, нац.-дем. Наливайченко и экс-социалист Е. Филиндаш оказались в " либеральном " УДАРЕ том, что там, очевидно, получили возможность занять парламентское кресло.

Любое создание новой массовой партии завершается перераспределением старых, надоевших политических лиц.

Очевидно, что мы приближаемся к окончательному отделению политики публичной, что существует для всех, и политики реальной, видимая для немногих. В первой будут представлены известные люди, ничего не решают, а во второй - неизвестные, которые решают все, и связи между ними не будет. Одни - на плакатах, другие - в кабинетах. Одни " числятся " , а другие - голосуют.

Все понимают, что так долго продолжаться не может, но ничего менять не планируют. Но, пожалуй, и не могут.

Поэтому вынуждены включать в своих политических проектов актеров, певцов, спортсменов и т.д., чтобы по блеску их славы скрыть тусклость собственной деградации. Конечно, долго так продолжаться не может. Хотя профессиональный клоун и разыграет спектакль значительно лучше, клоун-политик, а боксер-профессионал гораздо быстрее утолит страсти возле парламентской трибуны, но кто-то этим бедламом все равно должен как-то управлять?

А возможно эффективное управление обществом в условиях отгороженность от него десятиметровым заборами, отсутствия связи, закрытости управленческой вертикали?

Поэтому привлечение известных лиц из неполитических сфер - попытка деградирующей "элиты" остановить свой упадок, не может быть успешной в долгосрочной перспективе.

По материалам: blogs.korrespondent.net