Лукьяновское СИЗО. Покращення
Несколько месяцев назад журналист ТВі Константин Усов в своем сюжете "Тюрьма №1" показал ужасную правду о жизни заключенных в Лукьяновском СИЗО.
Арестанты охотно делились видеодоказательствами нечеловеческих условий удержания в камерах, отсутствия лечения, а также фактами того, как руководство СИЗО делает бизнес на зеках.
Прошло три месяца, и тюремщики добровольно открыли двери Лукьяновки для журналистов. Репортеры должны были убедиться, что в скандальном СИЗО "все спокойно" - виновные наказанные, а быт заключенных значительно улучшился.
Впрочем, как выяснилось во время экскурсии, улучшение жизни зацепило лишь часть персонала. А условия удержания заключенных после громкого скандала не изменились, рассказали "Украинской правде" бывшие и нынешние жители СИЗО.
Стулья от благодетелей
Вместо отремонтированных камер заключенных журналистам показали лишь адмінбудівлю, в которой отремонтировали… три кабинета и туалет.
Кроме того, администрация созналась, что улучшает условия для своего персонала за счет благодетелей, а из бюджета на эти нужды не выделяется ни копейки.
"Коллектив СИЗО нашел внутренние резервы, сделали ремонт в туалетах и помещениях... А мы закупили компьютеры, принтеры, кондиционеры, стулья. Потому что сидят на таких уже допотопных стульях, которые болит и спина, и вся душа болит", - плакался глава национального профсоюза персонала Государственной пенитенциарной службы Олег Андриенко.
В доказательство слов о благодетельности на ганок вынесли коробки с оргтехникой от профсоюзы и поставили прямо на асфальт. В двух метрах от них стоял автозак, в котором жарились три конвоиры.
Дальше журналистов повелели к спецчасти, где они могли осмотреть те самые отремонтированные помещения.
Спецчасть представляет собой ряд тесных кабинетов с душным воздухом, узкий коридор. Все ремонтные работы трех кабинетов, очевидно, состояли в побелке потолков и крашении стен.
"Тот туалет, который вы видели, он же не только для сотрудников! Приходят адвокаты, следователи, отдел кадров. Это же, так сказать , наше лицо. Вот, ступеньки сделали - хорошо же! Это лишь первый шаг", - рассказывал об успехах начальник департамента организации производственной деятельности и ресурсного обеспечения СИЗО Валерий Пудик.
В свою очередь начальник Киевского СИЗО Павел Голубовский заверил, что жизнь заключенных после фильма о СИЗО улучшилось, "были сделаны выводы, в том числе и ремонт камер".
"Изменилось отношение к заключенным, сейчас у нас нет конфликтных ситуаций", - сказал он.
Пудик же убеждал, что в Лукьяновке начали "реконструкцию": капитальный ремонт делается со скоростью 3-4 камеры на месяц, а косметический проводят постоянно.
"Вы же понимаете, что такое камера? Ее отремонтировали, а через месяц... Не мы ее портим. Поэтому постоянно проводятся ремонты - меняются розетки, выключатели, красим стены, иногда меняем решетки, двери. Еще ремонтируем и заменяем кровати, закупаем новые матрасы, простыни...", - заверил Пудик.
Вопрос о том, когда журналисты смогут увидеть всю эту красоту на собственные глаза, осталось без конкретного ответа. "Мы не можем такую группу журналистов завести в камеры - это режимный объект. Вот приходите к нам отдельно, мы вас заведем, даже посидите в камере!", - пообещали журналисту УП.
"Лукьяновка лопается - там сейчас 6 000 зеков"
О реальной картине жизни в Лукьяновке охотно делятся бывшие заключенные. Связаться с теми арестантами, которые и ныне находятся в Киевском СИЗО, также не составляет особых проблем.
"Перезвоните мне вечером, я свяжусь с теми, кто сидит в Лукьяновке, и я вам все расскажу. Из того, что я знаю от них на данный момент, никакой ремонт нигде не делается, после скандала ничего не изменилось", - рассказывает бывший узник Сергей.
По его словам, ремонт делается, как правило, силами самых заключенных.
"У нас был такой случай. Родственники хотели передать обои, чтобы оклеить стены в камере, потому что они были все в грибке, но милиция не позволяла - они срывали эти обои", - рассказал Сергей.
"Я сидел во многих камерах, и все они были переполнены. Наиболее переполненные - большие. Например, в "сороковнику" сидело 52 человека. Сегодня общался с заключенными, они говорят, что сейчас сидит по 60", - добавил он.
Сергей не может поверить, что в Лукьяновке что-то изменилось.
"Сейчас тюряга переполнена вдвое. СИЗО на 3 500 людей, а сидит - больше 6 000. Возможно, немного они и разгрузили тюрьму, но как? Порозвозили по лагерям?", - прокомментировал он информацию руководства СИЗО о том, что в Лукьяновке сейчас находится не больше 3 000 заключенных.
"Когда я сидел, в каждом лагере был участок усиленного контроля для злостных нарушителей - это такие отдельные бараки. То есть они везут заключенных в эти участки при лагерях, а когда происходит суд, везут на суд и на Лукьяновку назад привозят. Таким образом они разгружают тюрягу, потому что она просто реально лопается. Я вот разговаривал с пацанами, они говорят: на 40 людей дом, а сидит 59 людей, то есть 19 людей спят поочередно ", - сказал Сергей.
"СИЗО - это биржа"
Еще один бывший узник, а ныне правозащитник, который помогает людям по тот бок колючей проволоки, Богдан Хмельницкий, подтвердил, что "улучшение" к Лукьяновке пока не дошло.
"Я думаю, что это очередная афера о том, что администрация СИЗО что-то планирует делать. Но я не думаю, что они могут как-то улучшить условия пребывания заключенных", - прокомментировал он заявления тюремщиков о реконструкции Лукьяновки.
По словам Хмельницкого, администрация СИЗО не впервые пользуется помощью благодетелей для ремонта помещений. Иногда благодетели находятся даже в стенах самой Лукьяновки.
"В 2004 году СИЗО получило 100 тысяч гривен гранта, и на эти деньги крыша нескольких корпусов покрыли шифером. Это было сделано за счет определенных бизнесменов, которые там сидели. Это делается так: создаются определенные условия, скажем, могут специально перевести в другую камеру. Человек только освоился в одной камере, как ее переводят, и так несколько раз. Человек не выдерживает и спрашивает: "Ребята, которые вам надо?" А они говорят: "Дай нам шифера". И этот бизнесмен набирает кого-то из своих связей на воле, и они привозят этот шифер", - рассказал он.
Хмельницкий направлению говорит, кто стоит за всеми "схемами" в СИЗО.
"Жаль, что в нашей стране продаются должности. Например, когда начальник СИЗО покупает себе место, он потом начинает его "отбивать". Это все большой бизнес - на питании, на переведении в санчасть, пронесении телефонов, наркотиков, спекулировании передачами", - говорит он.
"Телефоны проносят работники администрации, так же, как и наркотики. Бывает, запрещают передавать передачи от родных, а за 100 гривен передают. Низший эшелон работников администрации передает эти телефоны и отдает откат "вверх". Скажем, с 100 долларов заносят 30", - прибавляет бывший узник.
Он сомневается, что после фильма об ужасах Лукьяновского СИЗО кого-то подвергнут наказанию, или что что-то изменится.
"Все все знают. Начальник оперативной части, заместитель начальника, начальник СИЗО четко понимают знают, сколько телефонов заходит. Это чей-то бизнес. Ты занимаешься телефонами, я - посылками, ты зарабатываешь на телефонах, я - на посылках. Кого наказывать? Самого себя? Они лучше сольют кого-то, если будет какая-то ситуация", - говорит Хмельницкий.
"Основной поток наркотиков - также через рабочих администрации. Это еще больший бизнес, чем мобильные телефоны. Где он еще заработает 200 долларов за один день? И этих наркоманов держат на крюке", - прибавляет он.
Хмельницкий убежденный, что пенитенциарная система Украины превратилась "на большую биржу".
"Карательная система задерживает людей и начинает пытку - переведение с камеры в камеру, интриги, когда говорят, что человек "мусорской". Есть столько разных уловок, что сильная духом человек через 15 минут ломается, ей говорят: "Робы так и так. Хочешь бороться? Ты бороться не будешь, мы тебя здесь съедим все вместе", - заметил он.
По материалам: pravda.com.ua