«Миллион процентов» против десяти лет приговора

590

Вынесение Военным судом Ливии приговора арестованным украинцам, белорусам и россиянам в канун Евро-2012 можно было бы назвать шокирующим и беспрецедентным. Всю группу приговорили к десяти годам каторжных работ, а ее главу, гражданина РФ Александра Шадрова — к пожизненному заключению. МИД Украины назвал такой приговор неоправданно жестким и необоснованным. Но ливийский суд просто дал максимальный срок, предусмотренный украинским же Уголовным кодексом за наемничество. А то, что наши соотечественники были наемниками, фактически признал в эфире Первого национального руководитель департамента информационной политики украинского внешнеполитического ведомства Олег Волошин.

На встрече с представителями масс-медиа президент Виктор Федорович Янукович заверил журналистов, что украинских граждан непременно отпустят после рассмотрения апелляции. Оправдан ли такой оптимизм наших властей? Реальная подоплека этой истории и старые проблемы украинско-ливийских отношений дают серьезный повод сомневаться, что эта история может благополучно завершиться в ближайшее время. Ведь апелляцию могут рассмотреть и через день, и через месяц, и через год…

Ландскнехты Каддафи

После 1991 года, когда была распущена регулярная армия, Каддафи создал «семейную армию», так называемые катибы. В них набирали как ливийцев, так и иностранцев. Среди иностранцев наибольший бонус получали граждане Чада, которым за службу жаловали и ливийское гражданство. Также набирали граждан соседних стран — Мали, Нигера, Южного Судана, Туниса, Марокко и Алжира.

Уже после начала гражданской войны добровольно пошли воевать за Каддафи и находившиеся на территории Ливии африканские гастарбайтеры. И именно этот фактор, а не расовая неприязнь, стал причиной тотального преследования и линчевания повстанцами африканцев. Правда, позже выяснилось, что тысячи вчерашних дворников из Центральной Африки были насильно оставлены сторонниками Каддафи в Джамахирии в качестве бесплатной рабочей силы на военных базах.

Была также организована вербовка и переброска в Ливию наемников и из других стран и континентов — из Латинской Америки (Колумбии), Восточной Европы, в том числе и стран СНГ, а также с Балкан — в основном из Сербии.

Пользуясь тем, что в Ливию на работу на контрактной основе прибывало огромное количество квалифицированных гражданских специалистов, ливийские спецслужбы вели среди них отдельный учет лиц, имевших опыт военной службы или военные специальности. После начала гражданской войны этой категории иностранцев не позволили эвакуироваться. Их либо принуждали к работе на военных базах Каддафи, либо предлагали повоевать добровольно и за отдельное вознаграждение.

После начала войны за рубежом через вербовщиков был проведен поиск и отбор отставных военных с целью выявить желающих поехать в Ливию для непосредственного участия в боевых действиях. Это оговаривалось прямым текстом в предлагаемом контракте. Наемники прибывали по туристическим визам в соседний Тунис, где их дальнейшее перемещение и переход ливийской границы обеспечивали сотрудники спецслужб Каддафи.

Живые и мертвые…

Основная масса иностранных наемников во время войны была блокирована и погибла в тяжелых боях за Мисрату. Сейчас в местном военном музее выставлены на обозрение военные билеты колумбийских снайперов. Рассказывают также и о молодом сербском снайпере 24-х лет от роду, который целую неделю в одиночку удерживал дом и отстреливался из всех видов оружия, уверив повстанцев в том, что там засел как минимум взвод. После штурма разъяренные повстанцы сразу же его казнили. Судя по радиопереговорам, в Мисрату прибыла целая группа сербских наемников, которые оценили обстановку и, признав положение сил Каддафи безнадежным, ретировалась. Но об украинцах там не слышали.

Когда же войска повстанцев вошли в Триполи, они обнаружили на военных базах Каддафи «иностранный легион». И постепенно начали разбираться, каким образом там оказались иностранные граждане. Основой доказательной базы служили показания пленных каддафистов. Но главными были документы штабных канцелярий и разведки, часть которых попала в руки новых властей, а часть была растаскана по домам как «ценные бумаги» и сувениры. Благодаря этим бумагам, например, выяснилось, что большинство африканцев были обычными уборщиками мусора и насильно удерживались на базах. Очевидно, что с нашими гражданами все оказалось по-другому, хотя эти пенсионеры и меньше всего были похожи на боевиков. Алиби у них не было: они въехали в Ливию уже во время войны буквально за полтора-два месяца до падения режима, и, безусловно, с ведома спецслужб Каддафи с соответствующим оформлением и сопровождением.

Но это выяснилось не сразу. А поначалу, памятуя обо всех «утках» о наших наемниках, этот случай показался очередным недоразумением.

Медиаторы и проходимцы

Пытаясь освободить соотечественников, наши власти пошли по самому простому пути в подобной ситуации — предложили выкуп. Между Ливией и МИДами Украины, России и Беларуси начали «челночить» некие эмиссары, предлагая властям дать им денег «на решение проблемы». Но каждый раз ливийцы с недоумением спрашивали, какое право эти эмиссары вообще имеют говорить от имени правительств своих стран, и заверяли, что арестованных непременно выпустят, но только по решению суда. Никто из правительства Ливии или Национального Переходного совета (НПС) на себя такую политическую ответственность брать не собирался.

Ливию не следует путать с Сомали. Чемоданы денег помогали выбраться из Триполи во время штурма и неразберихи. Таким образом смогли вырваться многие высшие руководители режима Каддафи. Но в прошлом ноябре деньги уже не помогли Сайфу Аль-Исламу Каддафи, младшему сыну Муамара Каддафи. На сегодняшний день командир пресловутой революционной бригады «Каака», которая удерживает наших граждан, по сути является просто начальником тюрьмы: он находится на довольствии у правительства Ливии и получает деньги на содержание своих подчиненных. Поэтому вариант «Фаины» сейчас не пройдет.

Выкуп «натурой»

Наше правительство попыталось выкупить своих граждан и «натурой». Решили предоставить Ливии гуманитарную помощь и принять на лечение раненых. Но ложка дорога к обеду, а украинская гуманитарная помощь была предложена уже после войны, когда Ливия объективно перестала в ней нуждаться. Да, на лечение приняли группу раненых ливийцев, но лечение новых пациентов в украинских больницах уже оплачивается самим ливийским правительством на коммерческой основе. А во время войны нашему правительству до гуманитарных проблем Ливии не было никакого дела.

Одновременно наши дипломаты стали ходатайствовать перед всеми странами, кто имел более тесные связи с новыми ливийскими властями — Италией, США, Францией, Катаром, Египтом, Турцией, с просьбой оказать содействие в освобождении наших граждан. Но и это не помогло.

Во-первых, потому, что в Триполи позиции стран Европейского Союза не настолько сильны, как это может показаться. Во-вторых, у власти в Ливии сейчас находятся представители старой школы, которые хорошо помнят, что западных граждан, особенно американцев, умышленно убивать нельзя, а вот сажать их в тюрьму — можно. Примеров этому достаточно как во времена Каддафи, так уже и после революции. Из старого — дело «болгарских медсестер» и швейцарских бизнесменов. Из нового — двухмесячный арест британских журналистов в феврале 2012 года и даже арест представителей Международного уголовного суда, который произошел буквально на днях. Да, у ливийских властей — традиционно тяжелая рука и поэтому простые ливийцы не спешат расставаться с оружием.

В-третьих, свою роль в этой истории сыграли старые украинские долги…

В отношениях между Киевом и Триполи наметился серьезный кризис еще при Каддафи, который вылился в скандал вскоре после прихода в Украине к власти Януковича. Получив новый импульс после отмены в 2004 году санкций против Ливии, экономические отношения между нашими странами представляли собой стаи журавлей в небе в виде прожектов ливийских инвестиций в Украину, и синиц в руках, которые Киеву не удавалось удерживать.

Украина получила от Ливии контракты на ремонт авиатехники и на строительство новых самолетов, в частности, Ан-74. Практически все контракты на строительство самолетов были сорваны еще при президенте Викторе Ющенко. Но новое украинское правительство отнеслось к обязательствам Украины перед Ливией, как большевики — к царским долгам, выдвинув лозунг «начать отношения с чистого листа». Визит Азарова в Ливию в конце 2010 года окончился скандалом: Каддафи отказался встречаться с украинским премьер-министром, расценив отправку из Украины заказанного и давно оплаченного Ан-74-200 вместо Ливии в Египет как личное оскорбление. (См. статью В.Кравченко «Ливийская пилюля», «ЗН» №45, 04 декабря 2010 года.)

Неудивительно, что украинская власть до сего дня молчит как рыба по поводу невыполненных обязательств. И, наверное, даже сожалеет, что во время войны в Ливии сгорели не все бумаги…

История с невыполненными обязательствами со стороны украинского правительства, очевидно, имеет прямую связь с судьбой наших соотечественников. В то время как с прошлой осени из Украины в Триполи летали представители нашего МИДа на переговоры об освобождении арестованных, из Ливии в Киев регулярно прилетали представители ливийских властей и ВВС. В украинской столице обсуждался поиск путей и сроков погашения наших обязательств в авиационной сфере. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Очевидно, это и повлияло в конечном счете на вердикт ливийского суда. Сами ливийцы с осени выражали уверенность, что украинцев отдадут под суд, но по суду и оправдают. Причем даже успели выпустить троих. Но суд внезапно присудил по десять лет каторги всем оставшимся.

В этой ситуации очень настораживает смена тональности в публичных выступлениях представителей украинского МИДа в этом деле. Если ранее украинские дипломаты говорили: «украинцы невиновны», то теперь: «ну и поделом этим наемникам».

Да, наши соотечественники очень глупо подставились в чужих играх. Олег Волошин на Первом национальном прямо обвинил Александра Шадрова, одессита с российским паспортом, в связях со спецслужбами «соседней страны». Решение украинских граждан уехать в Ливию накануне краха режима вызывает понимания не больше, чем логика вкладчиков МММ-2. Но вправе ли был Олег Волошин делать циничные комментарии в их адрес на последнем ток-шоу «Шустер Live»? Слушая его, временами складывалось впечатление, что г-н Волошин представляет не МИД Украины, а ливийскую военную прокуратуру. И при этом всем дает «миллион процентов», что украинцы не будут сидеть десять лет в ливийской тюрьме.

Сейчас в деле наших граждан наступил тайм-аут. Ливийцы жестким приговором все-таки вырвали признание из нашего МИДа о наличии долгов. Но действия украинских властей пока не дают повода для оптимизма: не похоже, что наше правительство собирается уступать. И это при том, что ливийский суд и прокуроры оставили для адвокатов очевидную зацепку. Граждане стран СНГ были обвинены «в подготовке убийств путем ремонта систем ПВО войск Каддафи». Да, действительно, большинство осужденных были пвошниками, но к моменту их прибытия восстановление противовоздушной обороны для войск Каддафи было уже наименее приоритетной задачей, и ракетные системы ПВО ни разу не были применены. В то же время ливийские прокуроры при желании могут предъявить доказательства, что украинцы ремонтировали и другую боевую технику, которую каддафисты использовали в войне.

В течение ближайшего времени к этой теме в Украине, скорее всего, не вернутся. И по причине Евро-2012, и потому, что наступает период отпусков. А далее в Киеве, похоже, будут ждать, что проблема решится сама собой и ливийцы первыми уступят. Не исключено, что Украина постарается привлечь к решению этой проблемы международное сообщество, которое будет давить на новые ливийские власти, как Николя Саркози от имени всего ЕС в деле «болгарских медсестер». А те, кстати, таки отсидели по десять лет. Причем в камере смертников.

В Ливии также, по-видимому, не будут спешить: в стране скоро парламентские выборы, за которыми последует полная смена власти. Да, нынешние ливийские власти переходного периода — это не «вечный» Каддафи, и к осени их сменит уже избранное на выборах и формально полностью легитимное правительство. Остается надеяться, что новые власти Ливии продемонстрируют жест доброй воли и хотя бы передадут украинцев для отбывания наказания дома, как это произошло с двумя украинскими моряками в Ираке в 2004 году, где они были освобождены по решению украинского Верховного суда. Но в ливийской истории никакого «миллиона процентов гарантии» определенно не существует…

По материалам zn.ua