Запрет курения. О ком именно заботятся политики
Верховная Рада приняла закон, ограничивающий перечень мест для курения. «Главред» выяснял, чьи интересы он защитит, а кто пострадает.
На прошлой неделе украинский парламент подавляющим количеством голосов принял закон об ограничении мест для курения табачных изделий. Сейчас документ ожидает подписи Президента.
Впервые государство вмешалось в личную и общественную жизнь курильщиков в 2005 году. Тогда законодательно были определены места, где курить запрещено, и прописаны нормы по разделению площади для курящих и некурящих в местах общего пользования.
Теперь парламент изменил закон в сторону ужесточения требований к курильщикам и местам, где они могут предаваться своей пагубной привычке. Кроме табачных изделий, запрещено курить также кальян и электронные сигареты, расширен перечень мест, где пускать дым вообще нельзя, и усилена ответственность владельцев заведений общественного питания за нарушение норм этого закона.
Курить – здоровью вредить
Многие собеседники «Главреда» считают, что принятый закон должен защитить права некурящих, а заодно поспособствовать тому, чтобы люди, пребывающие в табачной зависимости, избавлялись от вредной привычки.
Ведущий эксперт Центра им. А. Разумкова Павел Розенко говорит: «Я думаю, что сама идея формировать политику относительно курения и, что самое главное, формировать у нашей украинской нации какую-то культуру табакокурения, - это очень правильная и разумная идея. Абсолютно очевидно, что здесь должны быть учтены не только интересы человека, который курит, но и интересы людей, которые его окружают, в частности так называемых пассивных курильщиков. Права этих людей в первую очередь и должно защищать государство».
По мнению Розенко, принятие закона идет в русле тех тенденций, которые сегодня наблюдаются в Европейском Союзе, это направление совпадает с нашими интеграционными усилиями, в том числе в сфере соблюдения прав человека и вообще европейской практики в этом плане.
Действенные меры против курения необходимы еще и потому, что количество людей, зависимых от этой привычки, превышает критическую норму. По данным Госкомстата, на конец 2011 года в Украине было 8,6 млн. курильщиков. Тех же, кто не по своей воле подвергается вредному воздействию табачного дыма, в разы больше. Ученые посчитали, что в планетарном масштабе за текущее столетие от курения может погибнуть 1 млрд. жителей Земли.
Убытки, которые могут ожидать владельцев табачного бизнеса в результате различных законодательных запретов, - ничто в сравнении с этой угрозой. Даже те потери, которые может понести бюджет страны в случае сокращения продаж табачных изделий, считает президент Центра рыночных реформ, «нунсовец» Владимир Лановой, несопоставимы с будущими бонусами от здорового образа жизни граждан. «С экономической точки зрения, мы теряем в краткосрочных выгодах, но в долгосрочном плане это позитивно, потому что улучшает качество репродукции населения, повышает производительность и длительность жизнедеятельности человека, более продолжительное время он будет в состоянии создавать какие-то материальные блага или оказывать услуги», - уверен экономист.
Хозяев табачной индустрии, по мнению Ланового, жалеть не стоит. «Права поставщиков соответствующего товара в этом случае, конечно, притесняются, - признает он, - зато учитываются интересы большинства, поэтому производители должны следовать общим правилам. Вполне возможно, что часть бизнеса понесет дополнительные затраты или обанкротится, выполняя требования закона, но, как бы там ни было, таковы общественные интересы».
По мнению эксперта, табачный бизнес – транснациональный, очень сильный и агрессивный, не считающийся с обстоятельствами. В Украине табачные фирмы с мировым именем продают изделия из низкокачественного сырья по измененной рецептуре. Сигареты худшего качества реализуются по более низким ценам. «Они совершенно не думают о здоровье людей, которые курят эти сигареты и наносят вред своему здоровью, - говорит Владимир Лановой. - На этих рынках нет козлят, тут все волки».
Один из авторов закона депутат от НУ-НС Кирилл Куликов и вовсе просто дает обоснование необходимости принятия антитабачного закона: «Если я веду сына в кафе, то хочу, чтобы мы с ним находились в окружении людей некурящих».
Новое - переписанное старое
Однако при всей полезности и правильности закона в нем содержится немало слабых мест.
Геннадий Москаль, депутат фракции НУ-НС в ВР, называет его «пафосным», «эмоциональным» и считает, что его приняли «парламентские шалуны».
«Закон принят для того, чтобы нам казаться европейской страной. Это дань моде, - комментирует Геннадий Геннадиевич. - Думаю, нам с другого надо было начать, чтобы продемонстрировать европейское лицо. У нас и без того есть с чем бороться. При такой социальной, экономической, политической, криминогенной и т.п. ситуации принятие этого закона – парламентские шалости. Курением можно было бы заняться после того, как все остальное решим, программу «Украина для людей» выполним. Тогда в последнюю ее страницу завернем махорку, выкурим и примем закон о тотальном запрете курения в Украине».
Ярый критик антиникотинового закона внефракционный депутат Тарас Чорновил отзывается о нем так: «О законе красиво говорят: этим законом, мол, запрещено курить на детских площадках, в лифтах, подъездах, медучреждениях и т.п. И все говорят: да это же хороший закон, все правильно. Я тоже говорю: все правильно, но дело в том, что все эти вещи запрещены предыдущим законом. Авторы, понимая, что их изменения носят очень эпизодический и даже сомнительный характер, решили поступить спекулятивно. Они просто переписали уже существующие нормы, повторив все, что там было – и детские площадки, и подъезды и т.д., добавив некоторые нюансы».
Вновь появившиеся нюансы вызывают у нардепа сомнения. Он не уверен, что тотальный запрет курения уместен в спортивных учреждениях. «На сегодняшний день на стадионах и в других местах было запрещено курить, но были определены специальные места для курения, - говорит Чорновил. – Болельщики – народ эмоциональный - в перерыве матча могли выйти покурить. На сегодняшний день этим законом курилка на территории спортивного учреждения запрещена. Каков будет результат? Там, где запрещено курить, будут курить прямо на местах для сидения или в туалетах. То есть некурящий человек в тот туалет зайти уже не сможет».
Второй серьезной брешью закона Тарас Чорновил считает сокращение с 50% до 10% площади, отведенной для курения, на территории заведений общественного питания.
«Раньше было предусмотрено, что залы для курящих и некурящих отделяются друг от друга. В новом законе курение в подобных заведениях запрещено полностью и стопроцентно», - комментирует он.
Для курения должно быть оборудовано специальное помещение, оснащенное вентиляционной системой. Вопрос только в том, готов ли посетитель ресторана или ночного клуба к тому, чтобы его отдых усложняли специальные правила курения?
Заместитель директора ресторанно-гостиничного комплекса в Киеве Виктор Краснов сказал «Главреду», что эта норма закона и предусмотренные ею штрафы повергли работников «питательно-развлекательной» сферы в панику. «Если запретят курить в зале, количество посетителей в ресторане резко уменьшится, и мы понесем огромные убытки. Люди хотят за свои деньги получить максимум удовольствия, а не набор ограничений».
Юрист Татьяна Монтян вообще не представляет, как будет действовать этот запрет на посетителей ресторанов. «Как работники сферы общественного питания должны препятствовать курению посетителей? Дергать их за рукав и говорить «не курите, пожалуйста»? Если люди пришли в ресторан выпить-покурить, я уже не говорю о всяких кальянных, ясное дело, им не понравятся какие-либо запреты в этом плане. С таким же успехом можно запретить и употребление спиртных напитков в ресторане», - размышляет она и делает вывод, что закон по своей сути хорош, но выписан так, что никто его выполнять не будет.
Для коррупции все способы «хороши»
Зачем же писать закон, который не будет выполняться? Тарас Чорновил полагает, что первой причиной, заставившей законодателей обратиться к теме курения, стали выборы. «Выборы заставляют постоянно поднимать темы, которые у всех на устах. Политики очень хорошо усвоили принципы двойных стандартов. На пресс-конференциях авторы кричали: «Мы добились! Мы спасли миллион жизней!» Неизвестно, сколько жизней на самом деле спасено, но не исключено, что это даст им какую-то сотую долю процента на выборах», - говорит политик.
Вторая причина, подвигшая авторов взяться за борьбу с табококурением, по мнению Чорновола, - коррупция. «Аксиома: из каждой взятки ГАИшнику не менее 10% доходит до президента или его администрации, частично оседая на всех уровнях движения денег, - раскрывает он секреты мздоимцев. - Точно так и здесь: контролирующие структуры, которые будут брать взятки за то, что не видят курения в определенных заведениях, тоже в обязательном порядке поделятся «наверх». Может, и из авторов кому-нибудь что-нибудь достанется».
Депутат считает, что в некоррумпированной стране еще можно было бы ожидать исполнения этого закона. «У нас же теперь просто регулярно будет заноситься пакет с деньгами в начале месяца, дабы обезопасить себя от неожиданных проверок. Никакой проверяющий в этот бар-ресторан больше не наведается, но в нем теперь будут дымить без всяких ограничений, - предполагает он. - В ином случае заведение обанкротится. Ресторан, где курение полностью запрещено, просто закроется».
Татьяна Монтян тоже уверена: «Все это сделано, чтобы больше штрафовать. Но делаться это будет выборочно, так как штрафовать всех нереально, таких нарушений будут сотни тысяч. Закон должен быть таким, чтобы нарушать его было невыгодно. А если его нарушают массово, то отдельные наказания превращаются в репрессии. У нас все благие начинания обычно заканчиваются выборочными репрессиями», - комментирует адвокат.
Способствовать взяточничеству со стороны проверяющих органов будет и предусмотренная законом система штрафов: взиматься они будут не с курящих посетителей, а с собственников заведений, где был выявлен факт «несанкционированного» курения. Если раньше сумма штрафа была фиксированной, то теперь за одно и то же правонарушение предусмотрен люфт – от 1 тыс. грн до 10 тыс. грн. «Эта разница – чисто коррупционная наценка, не более того, - делает вывод Тарас Чорновил. - Авторы закона его не улучшили, а, собственно говоря, ухудшили ситуацию, создав благоприятную почву для коррупции».
Характерно, что и участвующий в создании закона Кирилл Куликов вполне отдает себе отчет в том, что их детище даст свободу коррупционерам из числа проверяющих. «В этой стране, что ни делается, везде появляется поле для коррупционной деятельности, - полушутя-полусерьезно комментирует законотворец. - Но это логика вроде «зачем рожать мальчиков, если их могут убить на войне». Главная цель закона - создавать прецеденты наказания за курение в общественных местах».
Впрочем, сам он пока не представляет, как милиция явится на вызов «приезжайте, в нашем подъезде курят»…
Курильщики против
Насильно сделать человека счастливым нельзя. И здоровым тоже. Геннадий Москаль, никогда, кстати, не куривший, сказал, что он на месте пострадавших от закона подал бы обращение в Конституционный суд и обжаловал бы многие его нормы. Сами курильщики считают закон бесцеремонным нарушением их прав. Общественная инициатива «Права курильщиков» уже сообщила о намерениях обжаловать закон в судебном порядке.
По материалам glavred.info